Государственное регулирование экономики на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Экономика курсач.doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)

Основная часть трудовых ресурсов сосредоточена в общественном производстве, хотя в последние годы отмечается тенденция сокращения численности занятых в экономике – с 4441,0 тыс. в 2000 г. до 4349,8 тыс. в 2005 г.

Однако если в первые годы реформ сокращение занятости явилось  следствием общего кризиса экономики, то в последние годы оно в большей  мере имеет структурно-организационный характер. Реструктуризация производства сопровождается оптимизацией кадрового потенциала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест.

С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»,

В соответствии с Законом  о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются  Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке  труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

Основными мерами, принятыми  для достижения целей политики в  сфере занятости населения являются:

- организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости:

- развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;

- развитие системы оплачиваемых общественных работ;

- содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;

- информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;

- социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.

В январе-июне 2006 года имела  место позитивная динамика тенденций  в области занятости населения, а именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использования рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу.

Прием работников восполнил  их выбытие на 103,1 процента (за январь-июнь 2005 г. – на 98,7 процента), принято работников на 12,2 тыс. больше, чем уволено.

В связи с сокращением  уволено 6,7 тыс. работников, что составило 75,3 процента к аналогичному периоду 2005 г.

Число работающих в режиме вынужденной неполной занятости  сократилось на 23,6 процента и составило 133,9 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7 процента, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 15,2 процента.

Улучшилась конъюнктура  рынка труда: если год назад на одну заявленную вакансию условно приходилось 1,7 безработных, то на 1.07.2006 г. – 1,3. Вместе с тем, сохраняется профессионально – квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Государственная программа  занятости населения Республики Беларусь на 2006 год направлена на обеспечение занятости населения, сохранение контролируемой ситуации на рынке труда, удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 процента к численности экономически активного населения.

На сегодняшний день ситуация на рынке труда республики является стабильной, управляемой и контролируемой. Уровень зарегистрированной безработицы удерживается в социально допустимых пределах и на конец декабря 2011 г. составляет 0,6% к численности экономически активного населения (в 2010 году – 0,7%).

В январе-декабре 2011 г. в  органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в  трудоустройстве 313,3 тыс. человек (95,3% от уровня 2010 года), из которых 188,4 тыс. человек  зарегистрированы в качестве безработных (91,5% от уровня 2010 года). На 1 января 2012 г. более половины всех состоящих на учете безработных – женщины (54,1 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (38,4 процента). Необходимо обратить внимание и на состав безработных, среди которых общее среднее образование имеют 37,6%, общее базовое – 11,0%, профессионально-техническое – 24,9%, средне специальное – 14,5%, высшее и послевузовское – 12%.

 

Рис. 1 Категории безработных  на 01.01.2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  макрорегулирования в Республике Беларусь

 

3.1Экономика  Республики Беларусь, как объект  регулирования

 

Чтобы представить современное  состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика:

  • оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;
  • оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;
  • определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.

Беларусь была одной  из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития.

Занимая 1% территории бывшего СССР, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР.

Развиваясь как глубоко  и широко интегрированная часть  народнохозяйственного комплекса  СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Наиболее зависимой  от экономических связей оказалась  промышленность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось для военных целей.

В целом годовой объем  ввоза и вывоза продукции в  Республике Беларусь в 1990 г. составил 40 млрд. рублей, или более половины валового общественного продукта.

Существенной особенностью экономики республики того периода  был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста  производства сопровождались еще более  высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет.

Ежегодно падал прирост  продукции на 1 рубль капитальных  вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря  крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс.

Отягощающе повлияли на экономику республики чернобыльская катастрофа и нездоровая экологическая обстановка в целом.

Последнее десятилетие  внесло существенные изменения в  социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Условно его  можно разделить на два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг.

На первом этапе распад СССР, разрыв хозяйственных связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследовательность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.

За 1991-1995 гг. существенно ухудшились все важнейшие показатели.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994-1995 гг. несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

К концу 1995 г. в основном было завершено формирование экономических  институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.

Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и последующему росту. Она нашла отражение в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.», где в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие.

Экономический спад был  приостановлен в начале второго  этапа. С 1996 г. заметно оживились  многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. В 1996-2000 гг. в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, рост производства товаров народного потребления, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторгового оборота.

Однако наряду с позитивными  в этот период имели место и  негативные тенденции. На фоне роста  валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции по отдельным отраслям. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал, их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность валютного рынка повлекли нестабильность потребительского рынка, неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, бартерные сделки в реальном секторе экономики.

В 1998 г. в России разразился финансово-экономический кризис. Его  негативное воздействие на экономику  Беларуси во многом было обусловлено:

1. высоким уровнем  ориентации внешней торговли  республики на неустойчивый рынок России.

2. Низкой конкурентоспособностью  белорусских товаров. 

3. Отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.

Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.

Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах.

При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.

Переход от административно-командной  системы к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный - переходный - период.

В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:

  • создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
  • при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
  • сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
  • сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
  • создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

Информация о работе Государственное регулирование экономики на макроуровне