Введение
По мере развития рыночного
хозяйства возникали и обострялись
экономические и социальные проблемы,
которые не могли быть решены
автоматически на базе частной
собственности. Появилась необходимость
значительных инвестиций, малорентабельных
или нерентабельных с точки зрения частного
капитала, но необходимых для продолжения
воспроизводства в национальных; отраслевые
и общехозяйственные кризисы, массовая
безработица, нарушение в денежном обращении,
обострившаяся конкуренция на мировых
рынках требовали государственной экономической
политики (ГЭП).
Объективная возможность государственного
регулирования экономики (ГРЭ)
появляется с достижением определенного
уровня экономического развития,
концентрации производства и
капитала. В современных условиях
ГРЭ является составной частью
процесса воспроизводства. Оно
решает различные задачи, например:
стимулирование экономического
роста, регулирование занятости,
поощрение прогрессивных сдвигов
в отраслевой и региональной
структуре, поддержка экспорта. Конкретные
направления, формы, масштабы
ГРЭ определяются характером
и остротой экономических и
социальных проблем в той или
иной стране в конкретный период.
Налоговая
система, в свою очередь, является необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Глава1.
Государственное регулирование экономики.
- Этапы развития
ГРЭ.
Государственное
регулирование экономики (ГРЭ) в
условиях рыночного хозяйства представляет
собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями
в целях стабилизации и приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменяющимся условиям.
В
процессе своего развития ГРЭ прошло
несколько этапов.
1)
Создание общих благоприятных
условий для воспроизводства
частного капитала; сосредоточение
усилий государства на разработке
трудового, налогового, торгового,
социального законодательства, таможенной
политики, на обеспечение устойчивости
денег. Строительство и приобретение объектов
в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
2)
Несогласованные между собой
акции антикризисной и структурной
направленности, попытки воздействовать
на занятость и цены.
3)
Эксперименты с использованием
денежно-кредитных и бюджетных
средств регулирования хозяйства.
Волна приватизации объектов
государственной собственности.
4)
Переход в ряде стран к отраслевому
и региональному среднесрочному
программированию; попытки повысить
действенность ГРЭ путем изучения
совместимости и взаимозаменяемости
инструментов регулирования, определения
их эффективности.
5)
Осуществление во все большем
числе развитых стран общегосударственного
среднесрочного программирования в сочетании
с выработкой долгосрочных перспективных
ориентиров. Все более комплексное использование
инструментов регулирования.
6)
Меры по согласованию общегосударственных
среднесрочных программ на межгосударственном
уровне в рамках интеграционных
объединений.
1.2.
Объекты и цели государственного регулирования
экономики.
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли,
регионы, а также ситуации, явления
и условия социально-экономической
жизни страны, где возникли или
могут возникнуть трудности, проблемы,
не разрешаемые автоматически
или разрешаемые в отдаленном
будущем, в то время как снятие
этих проблем настоятельно необходимо
для нормального функционирования
экономики и поддержания социальной
стабильности.
Основные объекты ГРЭ это:
- экономический
цикл;
- секторальная,
отраслевая и региональная структура
хозяйства;
- условия накопления
капитала;
- занятость;
- денежное
обращение;
- платежный
баланс;
- цены;
- условия конкуренции;
- социальные
отношения, социальное обеспечение;
- подготовка
и переподготовка кадров;
- окружающая
среда;
- внешнеэкономические
связи.
Суть государственной антициклитической
политики, или регулирования хозяйственной
конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время
кризисов и депрессий стимулировать спрос
на товары и услуги, капиталовложения
и занятость. Для этого частному капиталу
предоставляются дополнительные финансовые
льготы, увеличиваются государственные
расходы и инвестиции. В условиях длительного
подъема в экономике страны могут возникнуть
опасные явления-рассасывание товарных
запасов, рост импорта и ухудшение платежного
баланса, превышение спроса на рабочую
силу предложением и отсюда необоснованный
рост заработной платы и цен. В такой ситуации
задача ГРЭ -притормозить рост спроса,
капиталовложений и производства, чтобы
по возможности притормозить перепроизводство
товаров и перенакопление капиталов.
Важнейшим объектом государственного
регулирования экономики является
накопление капитала. Производство,
присвоение и капитализации прибыли
всегда служат главной целью
хозяйственной деятельности в
рыночной экономике. Создавая
дополнительные стимулы и возможности
в разное время всем инвесторам
или отдельным их группам по
отраслям и территориям, регулирующие
органы воздействуют на экономический
цикл и структуру.
Особое внимание ГРЭ уделяет
денежному обращению. Основное направление
регулирования денежного обращения - это
борьба с инфляцией, представляющей серьезную
опасность для экономики.
Одним из главных объектов
регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика
и структура цен отражают состояние
экономики. В то же время
сами цены сильно влияют на
структуру хозяйства, условия
капиталовложений, устойчивость национальных
валют.
Государственные регулирующие инстанции
стремятся влиять и на другие
объекты ГРЭ, например, заинтересовать
частные фирмы в развитие научных
исследований. Изучаются и совершенствуются
законы по конкуренции, социальной
защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в
зависимости от уровня решаемых
ими задач. Это следующие иерархические
уровни: уровень фирмы; региона;
отрасли; сектора экономики ( промышленность,
сельское хозяйство, услуги ); хозяйства
в целом; глобальный (социальные отношения,
экология ); наднациональный (экономико-политическое
отношение с зарубежными странами, интеграционные
процессы ).
- Цели и средства
государственного регулирования экономики.
Самой главной целью ГРЭ является
экономическая и социальная стабильность,
а также укрепление существующего строя
внутри страны и за рубежом. От этой главной
цели возникают множество конкретных
целей, без осуществления которых не может
быть достигнута главная цель. Эти конкретные
цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ.
Цель, т. е. выравнивание экономического
цикла, направлена на объект.
Средства государственного регулирования
подразделяются на административные
и экономические.
Административные средства не
связаны с созданием дополнительного
материального стимулирования или
опасностью финансового ущерба.
Они базируются на силе государственной
власти и включают в себя
меры запрета, разрешения и
принуждения.
Административные
средства регулирования в развитых
странах с рыночной экономикой используются
в незначительных масштабах. Их сфера
деятельности ограничивается в основном
на охране окружающей среды, создание
условий для социально слабо
защищенных слоев населения.
Основные инструменты государственного
регулирования:
-фискальная политика, то есть
политика в области правовых
расходов и налогов;
-денежная политика;
-политика регулирования доходов;
-социальная политика;
-государственное регулирование
ценообразования;
- внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного
регулирования подразделяются на
средства денежно-кредитной и
бюджетной политики. Самостоятельным
комплексным инструментом ГРЭ является
государственный сектор в экономике. Основные
экономические средства-это:
- регулирование учетной ставки (дисконтная
политика, осуществляемая центральным
банком)
- установление и изменение размеров
минимальных резервов, которые финансовые
институты страны обязаны хранить в центральном
банке;
-операции государственных учреждений
на рынке ценных бумаг, такие как
эмиссия государственных обязательств,
торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов
государство стремится изменить
соотношение спроса и предложения
на финансовом рынке в нужном
направлении. Прямое государственное
хозяйственное регулирование осуществляется
средствами бюджетной политики.
Глава
2. Система налогообложения
2.1.
Налоги как инструмент государственного
регулирования экономики
Главным инструментом мобилизации
финансовых средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко
используются для воздействия на деятельность
субъектов хозяйства. Государственное
регулирование при помощи налогов зависит
в решающей степени от выбора налоговой
системы, высоты налоговых ставок, а также
от видов и размеров налоговых льгот. Налоги
в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник
финансирования государственных расходов
б) это инструмент регулирования. Так как
в задачу государственных бюджетных органов
входит не просто обложить налогами источники
поступления, но и создать тонкий механизм
воздействия на хозяйственное поведение.
Налоги
играют решающую роль в процессе перераспределения
внутреннего валового продукта и
национального дохода страны. К примеру,
в структуре внутреннего валового
продукта налоги, контролируемые Государственной
налоговой службой России, включая
объемы погашения задолженности
бюджета по казначейским налоговым
освобождениям, составили 22% в 1993 г. и 22%
в 1994 г. В ходе распределения и
перераспределения валового внутреннего
продукта и национального дохода
реализуются фискальная и регулирующая
функции налогов. Государство формирует
свои доходы и целенаправленно воздействует
на экономику.
Налоги
воздействуют на капитал на всех стадиях
его кругооборота. Если при выполнении
своей фискальной функции они оказывают
влияние лишь при смене капитала из его
товарной в денежную форму и наоборот,
то система налогового регулирования,
ко всему прочему, воздействует и на стадии
производства, и на стадии потребления.
Это позволяет государству контролировать
массовый спрос и предложение не только
товаров, но и капиталов, так как доход
является основой спроса населения и конечным
результатом функционирования капитала
в фазе производства.