Государственное регулирование экономики. Система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание

Налоговая система, в свою очередь, является необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 33.43 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы  налоговых поступлений; замена одних  способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение  налоговых льгот и скидок; изменение  сфер распространения налогов и  др.

     Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

     Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем  частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного  списания на издержки производства основных средств и т.д.

     Налоговое регулирование затрагивает и  социальную сферу. Это относится  к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы  фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются  из налогооблагаемой прибыли. 

     2.2. Показатели эффективности налоговой  системы

     Налоги  составляют основную долю доходной части  государственного бюджета стран  с рыночной экономикой. Первым общим  показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений  в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, в 1993-1995 гг. - снизилась до 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в России к середине 90-х гг. в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

     Второй  обобщающий показатель налоговой системы  характеризует распределение налоговых  поступлений по различным бюджетным  уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. Распределение по бюджетным уровням у нас базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирование нижестоящих уровней вышестоящими (прежде всего со стороны федерального уровня). На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

     Третий  показатель - данные о структуре  налогообложения. Для России они  выглядят следующим образом:

     индивидуальный  подоходный налог 7,8%

     налоги  на прибыль       31,3%

     взносы  на социальное страхование  22,4%

     налоги  на потребление      21,1%

     акцизы      3,9%

     прочие  налоги        14,0%

     Сформировавшаяся  в России система налогообложения  резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального подоходного налога. 

     2.3. Налоги как фактор развития  единого общероссийского рынка

     Развитие  единого рынка в любой стране объективно нуждается в единой системе  налогового законодательства. Отсутствие системности и единства налогообложения  может не только затруднить становление  российской рыночной экономики, но и  привести к разрушению единого рыночного  пространства, налоговым и бюджетным  асимметриям, зонам бегства капиталов. Некоторые признаки таких противоречий существуют в современной российской действительности.

     Единство  налогового законодательства в принципе может быть обеспечено и без формального  наличия Налогового кодекса. Опыт России 1992-1995 гг. подтверждает это: на основе федеральных (республиканских) законов о налогах, находящихся в единой связке - налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др., обеспечивалось единое налоговое поле, за исключением  некоторых субъектов Федерации (Якутия, Татарстан, Башкортостан), которые политическими  средствами добились некоторых существенных преференций, в том числе и  через раздел продукции (алмазов, нефти).

     Поэтому очень важно, чтобы были реализованы  на практике положения, содержащиеся в  законе о федеральном бюджете  на 1996 год: “Не подлежат применению налоговые льготы, предоставленные актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также договоры с Правительством Российской Федерации, устанавливающие особый порядок применения действующих законодательных норм и противоречащие единому подходу в финансово-бюджетных взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации (статья 30)”.

     Налоговая асимметрия - это проблема общей  федеративной и бюджетной политики, одобряемой или не одобряемой на верхнем  законодательном уровне. Она может  “вписываться” в общероссийское рыночное пространство или противоречить  ему. В условиях действующих договоров федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации некоторые элементы финансовых соотношений о налогах противоречат законодательству и Конституционным принципам поддержки конкуренции и равных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, поскольку вне законодательного оформления облегчают одним и утяжеляют другим бремя налогообложения и нарушают равные условия конкуренции капиталов и товаров. Налоговая асимметрия может быть в едином рыночном пространстве без нарушения законов обращения и конкуренции капиталов и товаров, если она предоставляется с соответствующими ограничительными условиями, носит компенсационный характер и застрахована от использования в качестве инструмента сепаратизма системой санкций. Очевидно, что при этом налоговая асимметрия, предоставляемая центром какому-то субъекту Федерации, должна быть одобрена не менее 2/3 всех субъектов Российской Федерации и прежде всего соседними субъектами Федерации, экономические интересы и ресурсы которых могут быть в той или иной степени в первую очередь востребованы и использованы субъектом Федерации, получающим налоговые преимущества.

     В 1994-1995 гг. ситуация с проблемой сохранения единого рыночного пространства, развития общероссийского рынка  стала коренным образом изменяться с началом действия новой налоговой  конституции и формированием  новых органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Во-первых, Конституция резко расширила законодательные полномочия субъектов Федерации в бюджетной и налоговой областях, ввела институт современных налоговых и экономических полномочий. Во-вторых, новые органы законодательной власти субъектов Федерации (законодательные собрания, областные думы, республиканские парламенты, советы) стали проявлять высокую активность в разработке и принятии республиканских, краевых и областных законов о бюджете, бюджетном процессе и налоговых льготах. Этот вал бюджетно-налогового законодательства необходимо упорядочить и подчинить ценностям общего рынка, который только и может создать условия прогресса для всех субъектов Федерации без ущемления их взаимных интересов и тем более без возведения экономических, таможенных и других барьеров. 

     2.4. Налогообложение в России

     Российская  Федерация является страной с  интенсивно развивающимся налоговым  законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями  его использования.

     С 1992 года в России действует система  финансовых взаимоотношений юридических  и физических лиц с государством, основанная на законах о налогах. Они обязательны для всех независимо от отраслей специфики и организационно-правовой формы предприятий, вводят единые (по замыслу) правила конкуренции и  равную финансовую зависимость перед  государством.

     Налоговая система России является одной из самых “молодых” в мировой  практике. При ее начальном формировании активно изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный  подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных  ресурсов, налоги на имущество. В соответствии с рекомендациями налоговой теории, в честности кривой А.Лаффера, ставки налогообложения по налогу на прибыль были установлены на оптимальном уровне - 35% налогооблагаемой прибыли. Относительно невысоки ставки подоходного налога с физических лиц (в бюджет 1996 г. изымается 9,2% фонда оплаты труда). Пока еще достаточно умеренные платежи за использование природных ресурсов, доля которых в консолидированном бюджете на 1996 г. 2,8%. Роль налогов на имущество в налоговой системе также пока незначительна - 6,5% консолидированного бюджета в 1996 г.

     Косвенное налогообложение внешне отражает западный опыт: в России введены налоги на добавленную стоимость, совокупность акцизов, посредством которых государство  аккумулирует в бюджет рентные доходы, особенно по таким товарам, как нефть  и газ. Но в отличие от западной практики, косвенное налогообложение  выступает основным источником доходных поступлений: в 1995 г. на долю косвенных  налогов приходилось 70,7% налоговых  поступлений в федеральный бюджет России.

     По  бюджету на 1996 г. доля косвенных налогов  и платежей составит в консолидированном  бюджете Российской Федерации около 50%, в том числе в федеральном  бюджете - 75,3%, в бюджетах субъектов  Федерации - 20,0%. 

     2.5. Основы налоговой системы

     По  Закону Российской Федерации  “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.

     Налогоплательщик  обязан:

     своевременно  и в полном размере уплачивать налоги;

     вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;

     представлять  налоговым органам необходимые  для исчисления и уплаты налогов  документы и сведения;

     выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

     и др.

     Налогоплательщик  имеет право:

     пользоваться  льготами по уплате налогов;

     знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

     обжаловать  решения налоговых органов и  действия их должностных лиц;

     и другие права.

     Налоговая система России включает в себя три  категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

     Федеральные налоги устанавливаются Государственной  Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них  являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой  деятельности, биржевой налог, налог  на операции с ценными бумагами и  таможенная пошлина. Два вида федеральных  налогов - отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов.

     Ставки  налогов республик, краев и областей, как правило определяются органами власти этих административно-территориальных образований и имеют силу на их территории. Вместе с тем сами эти налоги являются общеобязательными, то есть устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и действуют во всех республиках, краях и областях. К ним относятся платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, и налог на имущество предприятий.

Информация о работе Государственное регулирование экономики. Система налогообложения