Государственное регулирование экономики США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 03:52, курсовая работа

Описание

Известно, что США – государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования экономики. Государственное регулирование в США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Цели и объекты государственного регулирования,
его необходимость 5-11
1.2. Органы государственного регулирования 11-14
2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ США 15
2.1. Механизм ценообразования 15-16
2.2. Условия доступа частного капитала в
регулируемые отрасли 16-18
2.3. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели) 18-23
3. ФРС И КРИЗИС В США 24
3.1. Новые взгляды ФРС и ее будущая роль 24-26
3.2. Возможные последствия решений ФРС 27-29
3.3. Кризис в США(прогнозы кризиса) 29-31
3.4 Антикризисная политика 31-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34-35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.Государственное регулирование экономики США.docx

— 392.78 Кб (Скачать документ)

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ                                                                                           3-4

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ                                                   5

    1.1. Цели и объекты государственного регулирования,

           его необходимость                                                                      5-11

    1.2. Органы государственного регулирования                               11-14

2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ США                                                                             15                                                                                                      

    2.1. Механизм ценообразования                                                      15-16         

    2.2. Условия доступа частного капитала в

            регулируемые отрасли                                                              16-18     

    2.3. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели)                       18-23

3.  ФРС И  КРИЗИС  В США                                                                24

    3.1. Новые взгляды ФРС и ее будущая роль                                  24-26

    3.2. Возможные последствия решений ФРС                                  27-29

    3.3. Кризис в США(прогнозы кризиса)                                          29-31

    3.4  Антикризисная  политика                                                        31-33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      34-35

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                      36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                               37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Описывая систему государственного управления в Соединенных Штатах XIX столетия, Алексис де Токвиль заметил, что «центральная власть, какой бы просвещенной и искушенной она ни представлялась, не в состоянии одна охватить все частности жизни великого народа. Она не может этого сделать потому, что подобная задача превосходит все пределы человеческих возможностей. Когда такая власть стремится только лишь своими силами создать и привести в действие бесчисленное множество различных общественных механизмов, она должна либо довольствоваться весьма неполными результатами, либо ее усилия будут просто тщетны». «Централизация без труда придает видимость упорядоченности в повседневных делах, при ней можно умело и обстоятельно руководить деятельностью полиции, охраняющей общество, пресекать небольшие беспорядки и незначительные правонарушения, поддерживать общество в некоем статусе – КВО, что , в сущности, не является ни упадком, ни прогрессом, поддерживать в общественном организме своего рода административную дремоту, которую правители обычно любят называть «надлежащим порядком» и «общественным спокойствием». Одним словом, централизация является превосходным тормозом в любых начинаниях, а не стимулом для их осуществления. Когда же возникает необходимость привести в движение глубинные силы общества или же резко ускорить его развитие, централизованная власть незамедлительно теряет всякую силу. Как только ей для проведения каких-либо мер становится необходима поддержка граждан, все, к своему удивлению, обнаруживают слабость этого гигантского механизма, который разом оказывается совершенно бессильным».

Характеристика, данная А. де Токвилем 170 лет назад способствует пониманию многих процессов, происходящих в современной Америке, и прежде всего самой специфики социально-экономической модели этого государства.

Известно, что США –  государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования  экономики. Государственное регулирование  в США осуществляется в отношении  отдельной категории отраслей экономики, тех где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства  в вопросах построения внутренней системы  организации производства, принятия инвестиционных решений.

Система весьма своеобразная, т.к. во многих странах Западной Европы или Азии при государственном  регулировании такого рода отраслей идут по пути национализации и в  этом, возможно, состоит их слабая сторона.

В данной курсовой работе рассматриваются  предпосылки для регулирования  отдельных отраслей экономики в США, основные причины, цели и механизмы государственного регулирования.

Также рассматривается одна из главных проблем ,затронувшая  США и влияющая на эту страну до сих пор, оказывающая давление  на экономическую и социальную жизнь  людей и на само  развитие экономики  –экономический кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Необходимость  государственного регулирования экономики

 

1.1 Цели и объекты  государственного регулирования ,ее необходимость

Государство всегда выполняло  определённые  экономические  функции.      Оно законодательно  устанавливало  «общие  правила  игры»,  то   есть   систему нормативных актов, которые регулируют деятельность субъектов рынка,  в  том числе  таких  институтов,  как  коммерческие  банки,   биржи,   акционерные товарищества. В государственных судовых органах рассматривались  не  только криминальные дела, но и хозяйственные, имущественные конфликты.

    Государство собирало налоги, за счёт которых  не  только  содержало чиновников,  но  и финансировало закупки оружия и снаряжения у частных компаний. В ряде  стран государству  принадлежали  железные  дороги и так называемые  «казённые» заводы. Однако в целом экономическая роль государства ещё в начале XX  века была   частично   ограничена,   народное   хозяйство    оставалось    почти исключительной сферой частного бизнеса.

  Положение изменилось в период первой мировой  войны,  когда  сначала  в Германии, а потом и в странах Антанты государство стало активно вмешиваться в  хозяйственную  жизнь  с  целью  мобилизации  ограниченных  ресурсов  для достижения военной победы. Указанные средства, однако, имели  чрезвычайный, военно-мобилизационный   характер,   а   поэтому   с    окончанием    войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.

   До начала 30-х годов среди западных  экономистов  господствовала  мысль про то, что экономические  спады  (кризисы)  объясняются  случайными   причинами,   что механизм рыночного саморегулирования в принципе  обеспечивает  соответствие между совокупным спросом и предложением,  значит,  и  автоматический  выход экономики из кризиса и следующее её возвышение на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий.

   Отсюда делается  вывод про нежелательность, и даже вред государственного вмешательства в экономическую жизнь.

    Однако глубокий кризис  и  затяжная  депрессия  30-х  годов  в  корне противоречили  этой  теории.  Стало  очевидным,  что   механизм   рыночного саморегулирования не  справляется  со  своими  функциями,  не  обеспечивает автоматический выход из кризиса, что и  потребовало  перехода  к  активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование  на  практике стало осуществляться в США с 1933 г.  командой  Ф.  Д.  Рузвельта,  которая разработала   и   реализовала   так   называемый   «новый   курс».   

    Дальновидные государственные   деятели    и экономисты западных стран приходят к принципиальному  выводу  про  то,  что рыночный   механизм   должен   быть    дополненным    механизмом    прямого государственного регулирования экономики.

   Теоретически ясно, что в системе  свободного  рынка  не  остается  места любым типам монополий. Исключены  инфляция,  безработица,  перепроизводство.

    Хотя на практике дело обстоит значительно  сложнее.  Особое  значение  здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.

   Возможности свободного  рынка отнюдь не безграничны. Он  не  в  состоянии гарантировать  решение  всех  социально-экономических  проблем  современного общества.  В  данном  случае  речь  идет  не о недостатках,  а именно  об ограниченности возможностей  рынка,  особенно  применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в  тех  областях,  где  свободный  рынок  не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства

   Государство в США выражает интересы роста благосостояния общества и отдельных его граждан, оно регулирует институциональную структуру экономики. При этом учитываются отраслевые особенности, специфика структур управления хозяйством в отдельных секторах экономики.

   Существует целый ряд отраслей, где особенности производства, материально-техническая база и другие факторы создают затруднительность или невозможность спонтанного возникновения конкурентной институциональной структуры хозяйства.

  • В таких случаях государство вынуждено административно добиваться в таких отраслях тех же результатов, которые в других сферах экономики достигаются естественным путем, т. е. обусловлены конкуренцией. Такие отрасли, где государство непосредственно определяет механизм хозяйствования, называются «регулируемыми».

В США к ним относятся:

  • железнодорожный,
  • авиационный и другие виды транспорта;
  • ряд топливно-энергетических производств (газоснабжение, производство электроэнергии);
  • оказание многих видов коммунальных услуг.

 

   Как правило, компании, действующие в этих отраслях (как и корпорации других отраслей) принадлежат акционерным обществам и частным лицам. В большинстве случаев они также пользуются полной или частичной независимостью от государственных органов в вопросах построения системы организации производства, принятия инвестиционных решений и т.д.

   Государственное регулирование затрагивает преимущественно те параметры деятельности данных компаний, которые непосредственно влияют на интересы потребителя: уровень цен, объем производства, границы рынков сбыта, требования к качеству производимых товаров и услуг.

   Основной  причиной введения регулирования является наличие у одной или ограниченной группы компаний, действующих в определенной отрасли, возможности монополизировать рынок. Эта возможность связана с действием фактора экономии на масштабах производства.

   В целом ряде отраслей влияние этого фактора очень значительно, вплоть до предпосылок образования «естественной» монополии. Термин «естественная» монополия употребляется здесь как характеристика отрасли, в которой практически не достигается минимальный оптимальный масштаб производства для отдельной компании. Эта естественная монополия возникает вследствие особенностей производства, его материально-технической базы. Ее следует отличать от монополии, вызванной единоличным доступом хозяйствующего субъекта к некоему количественно ограниченному, невоспроизводимому природному ресурсу.

   Наличие в такой отрасли двух и более фирм будет означать пропорциональное сокращение производства в каждой из них, а следовательно и рост издержек на единицу продукции и рост цен.

  В этом случае государственное регулирование считают наиболее оптимальным решением проблемы.

   Государственное  регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. (см.рис.1.1)

       

                      Рис.1.1 Госрегулирование в рыночном  хозяйстве

    Практический  опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

   Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

   Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

-экономический рост;

-полная занятость; 

-стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

-внешнеэкономическое равновесие. (см.рис.1.2)

                                  Рис.1.2 Цели госрегулирования

   В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

   С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

   Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Информация о работе Государственное регулирование экономики США