Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 03:52, курсовая работа
Известно, что США – государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования экономики. Государственное регулирование в США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Цели и объекты государственного регулирования,
его необходимость 5-11
1.2. Органы государственного регулирования 11-14
2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ США 15
2.1. Механизм ценообразования 15-16
2.2. Условия доступа частного капитала в
регулируемые отрасли 16-18
2.3. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели) 18-23
3. ФРС И КРИЗИС В США 24
3.1. Новые взгляды ФРС и ее будущая роль 24-26
3.2. Возможные последствия решений ФРС 27-29
3.3. Кризис в США(прогнозы кризиса) 29-31
3.4 Антикризисная политика 31-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34-35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
С начала 60-х годов лицензии, выдаваемые на производство товаров и услуг, получили наибольшее распространение в таких сферах, как транспорт, связь, обеспечение различными видами энергии. Предоставление таких лицензий сопровождалось обязательным утверждением федеральными или местными властями цен и тарифов на услуги, предлагаемых компаниями данных отраслей.
В результате такой практики сформировались механизмы совместного определения государством и бизнесом уровня и структуры цен на товары и услуги регулируемой отрасли, отвечающих интересам и общества и поставщиков. Частные компании допускались во все определенные виды хозяйственной деятельности только при соблюдении цен, тарифов и ставок, утвержденных органами государства.
В отраслях, где предложение ограничено природными или технологическими факторами, органы государственного регулирования разработали системы оценки, которые позволяют им выбирать между несколькими фирмами, желающими внедриться в данный вид коммерческой деятельности.
Такая оценка осуществляется в ходе публичных слушаний, в ходе которых фирма докладывает предлагаемые ею параметры своей деятельности. Регулирующее агентство должно четко определить характер поставляемого товара или услуги и основные стандарты на него. Лицензия выдается той фирме, которая по мнению агентства в наибольшей степени служит интересам общества.
Конкурсный характер выдачи лицензий имеет как положительные так и отрицательные стороны. Первое проявляется в том, что соревновательность между фирмами используется и для решения ряда социальных и экологических вопросов. Например, государственное агентство в качестве условия выдачи лицензии может поставить наряду с остальными требованиями использование наиболее чистых технологий или первоочередное удовлетворение потребностей конкретной социальной группы.
Отрицательный момент прослеживается в том, что фактически происходит смешение функций социального вспомоществования и отраслевого регулирования. Это оборачивается нарушением механизма оптимизации распределения ресурсов, из-за чего сокращается производимая в отрасли часть ВВП и уменьшается общественный продукт в целом.
2.3. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели)
В XX веке в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. Находившееся в этот период у власти правительство президента Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. И содержала следующие реформы(рис.1.4):
Финансовая реформа
Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защите вкладов. Был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии. После соответствующей проверки их кредитоспособности была разрешена деятельность крупных банков.
10 марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ ,исполнение которого предотвращало утечку золота за границу . Ни один банк, кроме банков ФРС, не имел право иметь золотого запаса . Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул».
Были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.
Были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) и Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения
Произошла девальвация доллара, изъятие монетарного золота из частных рук и запрещение свободного обмена бумажных денег на золото, облегчение под нажимом государства доступа к кредиту создавали механизм инфляционного развития американской экономики, действие которого в полной мере стало ощущаться лишь после второй мировой войны.
Восстановление промышленности
В государственно-
восстановления индустриального механизма.
Были созданы законы ,которые устанавливали объемы
производства, цены и другие правила сбыта,
а также предписывали условия труда. На
время действия закона, ограниченное двумя
годами, приостанавливалось применение
к кодифицированным отраслям положений
антитрестовского законодательства.
Реформы в сельском хозяйстве
Аграрная политика «нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов
Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным законодательным актом. Его цель- поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение , которое существовало в базовый период ( август 1909 г. - июль 1914 г.)
Сокращение посевных
площадей и уничтожение уже
В то же время крупное фермерство смогло получить большую прибыль. Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота и пр.
Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга.
С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали.
Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary), согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.
Социальная реформа
Больше всего правительство беспокоила проблема безработицы. По оценкам леворадикальной организации экономистов, Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных достигло к началу 1933 г. 17 млн. человек.
12 мая 1933 г.
администрация Рузвельта
Запрещалось предпринимателю
заставлять рабочих
Зимой 1933-34 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, правительству пришлось взяться за проведение общественных работ. Их цель заключалась в том, чтобы чем-нибудь занять безработных и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельт создал Администрацию гражданских работ (Civil Works Administration - СВА).
Одним из важнейших актов внутренней политики «нового курса» было создание системы социального обеспечения, которая затем получила дальнейшее развитие. Принятый в августе 1935 г. закон предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице, был первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода.
В июне 1938 г. Ф. Рузвельт подписал закон о справедливых условиях труда, под действие его положений не попадали сельскохозяйственные рабочие, моряки, транспортники, часть печатников, рабочие и служащие розничной торговли, консервной промышленности, рыбаки и ряд других категорий трудящихся.
«Новый курс» не привел к заметным позитивным сдвигам в положении темнокожего населения. Как справедливо заметил историк Б. Бернстайн, «новый курс оставил в неприкосновенности расовые отношения в Америке».
Судебная реформа
С самого начала
«нового курса» в системе органов
государственной власти на первое место
выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив
судебный корпус. В истории
отношения Верховного
суда к законодательству «нового курса»
можно
выделить три этапа:
1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная
активность по ликвидации ряда важнейших
законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование
основного социального законодательства. 5 февраля 1937 г. Ф.
Д. Рузвельт выступил с планом судебной
реформы. Формально его предложение сводилось
к тому, чтобы президент имел право
расширить состав федерального судебного
корпуса за счет назначения новых
судей в тех случаях, когда судьи, достигшие
70-летнего возраста и проработавшие
на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию.
При этом Верховный суд ни при каких условиях
не должен иметь в своем составе свыше
15 человек.
Конституционные изменения
За время президентства Ф.Д. Рузвельта к Конституции США в 1933 г. была принята ХХ поправка, в которой определялся порядок вступления вице-президента в должность в случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.
В 1951 г. была принята ХХII поправка к Конституции США, которая ограничивала выборы в президенты не более чем на два срока. Эта поправка была принята, после избрания Ф.Д. Рузвельта президентом на четвертый срок.
Административная реформа
Успешное дальнейшее проведение
в жизнь этого курса Ф. Рузвельт
видел и в осуществлении его
плана административной реформы, предусматривающего
создание новых министерств, специального
Исполнительного управления президента
(ИУП) и двух новых министерств: Министерства
общественных работ и Министерства
социальных услуг, которые должны были
упорядочить деятельность множества
возникающих в это время
Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.
Внешняя политика
Внешняя политика США в 30-е годы осуществлялась под воздей-ствием, с одной стороны, самого глубокого за время существования капитализма мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг., а с другой - постоянного возрастания опасности новой мировой войны. Если кризис, расстроивший мировые торгово-экономические связи, толкал США к изоляционизму, то опасность войны, наоборот, подчеркивала потребность в международном сотрудничестве для поддержания всеобщего мира.
Администрация Ф. Рузвельта унаследовала внешнюю политику с ее традиционными основными направлениями и соответствующими им доктринами: Монро в Латинской Америке, «открытых дверей» в Азии и изоляционизма в отношении Европы.
Практический смысл этой политики Соединенные Штаты усматривали в том, чтобы с выгодой для себя использовать противоречия и войны между европейскими странами, провозглашая нейтралитет, от которого они, однако, отступали в крупнейших конфликтах, развертывавшихся на Европейском континенте. В этом качестве изоляционизм сохранял свое значение для американской дипломатии вплоть до второй мировой войны.
Важнейшим внешнеполитическим
актом правительства стало
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА(ФРС) И КРИЗИС В США
3.1. Новые взгляды ФРС и ее будущая роль
Федеральная резервная система (ФРС, Федеральный резерв) (англ. Federal Reserve System) — специально созданная в 1913 году законом о Федеральном Резерве (англ. Federal Reserve Act) система, которая в совокупности выполняет роль центрального банка Соединённых Штатов Америки. В управлении ФРС определённую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
Структура ФРС:
Система управления ФРС:
Информация о работе Государственное регулирование экономики США