Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 44.32 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, участие государства в  решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство  не должно подменять рынок и может  действовать только в определенной системе координат. Эффективность  рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования. 

 

      3. Объекты и цели  государственного  регулирования экономики 

     Объекты государственного регулирования - первичные  звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

     Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере  экономики, являются:

       - процессы разгосударствления, приватизации*, демонополизации;

       - структура форм собственности;

       - социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;

       - экономический цикл, процесс воспроизводства;

       - государственный сектор экономики;

       - условия и источники накопления капитала;

       - денежное обращение;

       - цены, антиинфляционные процессы;

       - конкурентная среда;

       - предпринимательство;

       - инвестиции, НИОКР;

       - социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;

       - занятость, кадры;

       - платежный баланс;

       - внешнеэкономическая деятельность страны;

       - окружающая среда.

     Определяя объекты своего воздействия, государство  формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

     Совокупность  целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.

     Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

     1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных* колебаний:

     - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

     - обеспечение экономического роста;

     - поддержка устойчивости национальной валюты;

     - обеспечение полной занятости;

     - внешнеэкономическое равновесие.

     2) Обеспечение рамочных условий  функционирования народного хозяйства:

     - обеспечение территориальной целостности;

     - обеспечение правовой основы функционирования экономики;

     - поддержка внутреннего порядка.

     3) Обеспечение социальной стабильности:

     - социальная обеспеченность различных слоев населения;

     - предоставление социальных услуг;

     - обеспеченность населения общественными благами.

     4) Координация хозяйственной деятельности:

     - обеспечение информацией о конъюнктуре  рынка, перспективах развития народного хозяйства;

     - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

     5) Поддержка конкурентной среды:

     - создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

     - борьба против недобросовестной конкуренции;

     - борьба с монополизмом;

     - разработка стратегических и  тактических мер развития предпринимательской  активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);

     - поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

     6) Управление государственным сектором  в экономике:

     - управление государственными предприятиями;

     - управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).

 

      4. Формы и методы  государственного  регулирования экономики 

     Государственное регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

     Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.

     Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то что они:

     - не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

     - базируются на силе и авторитете  государственной власти;

     - включают меры запрещения, разрешения  и принуждения:

     Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг, либо его технологий.

     Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

     Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

     - предусматривают организацию управления  предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

     Экономические средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  следующих регулирующих инструментов:

     - государственного экономического прогнозирования;

  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно – налоговой системы;
  • денежно – кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

     Рассмотрим  основные инструменты и их роль в  регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен  в таблице 2 . (см. приложение). 

     4.1 Государственное экономическое прогнозирование 

     Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

     Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.

     - поэтапность процесса прогнозирования:  составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого  прогноза;

      - разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических  регуляторов хозяйственной деятельности;

     - корректировка нормативного прогноза  с учетом механизма регулирования;

Информация о работе Государственное регулирование экономики