Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России
- составления сценария и вариантов прогноза;
- сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование
системы прогнозов складывается
из прогнозов последствий от разных
ситуаций: развития отраслей, видов
производств, научно-технического прогресса,
развития территорий, экологических
прогнозов, прогнозов внешнеэкономической
деятельности.
4.2
Государственное
экономическое программирование
Государственное
экономическое программирование представляет
собой высшую форму государственного
регулирования экономики. Это обусловлено
тем, что социально - экономические
программы, базируясь на экономических
прогнозах, используют весь комплекс элементов
государственного регулирования экономики
и имеют целевую
В
зависимости от использования различных
критериев государственные
По срокам государственного программирования различают:
-
краткосрочные программы,
-
среднесрочные программы,
-
долгосрочные программы,
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
-
Общегосударственные программы.
-
Региональные программы,
-
Целевые программы. Они
-
Отраслевые программы,
-
Чрезвычайные программы,
Субъектами
экономического программирования являются
государственные учреждения, ответственные
за составление программ, их осуществления
и контроль над ними. Программы
разрабатываются специальным
В
большинстве стран, где применяется
экономическое
5.
Государственное регулирование
в современной России
Вопрос
о возможности и формах государственного
влияния на экономические процессы
всегда был одним из самых сложных
и дискуссионных в
Именно
этот подход представлялся самым
рациональным и «единственно правильным»
и российским инициаторам рыночных
трансформаций в начале 1990-х гг.
В его основе лежала аксиома о
якобы «несовместимости»
Современное
развитие рыночных отношений в отечественной
экономике предусматривает
Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
В экономике России роль и место государственного регулирования определяются рядом основными факторов.
Во-первых,
переход от административной экономики
к рыночной предполагает неизбежное
и резкое снижение уровня государственного
регулирования. В то же время в
России роль государства в социально-
Во-вторых,
в условиях любого кризиса роль государства
как стабилизирующего фактора неизбежно
возрастает, а в период реформирования
общества именно государство должно
выполнять системообразующую
В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.
В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых,
неразвитость рыночной инфраструктуры,
особенно в части инфраструктурного
оснащения рыночных отношений на
периферии привела к
Влияние государства на формирующиеся рынки в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.
Отсюда
вывод: степень вмешательства
Формирующийся
финансовый рынок должен пройти долгий
путь глубоких структурных преобразований
на пути к созданию эффективной регулятивной
системы под продуманным руководством
государства. Однако государственное
регулирование финансового рынка не должно
быть авторитарным. При всех существующих
преимуществах централизованного государственного
регулирования саморегулирование как
регулирование на микроуровне имеет все
большее значение.
Заключение
Государственное
вмешательство в экономику
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Для
сегодняшней России, особенно важно
государственное регулирование. После
десятилетий тотального диктата
государства в экономике, высказываются
мнения о полном отказе от государственного
вмешательства в экономику. Видимо,
истина, как всегда, где-то посередине.
Именно поэтому для России важен
мировой опыт государственного регулирования
экономики, который и нужно изучать.
Таким образом, государственное
регулирование экономики имеет
важное значение для экономического
и социального развития страны. При
этом, осуществляя регулирование
экономики, государство использует
широкий набор средств и