Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 44.32 Кб (Скачать документ)

     - составления сценария и вариантов прогноза;

     - сведение разного рода прогнозов в систему.

     Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности. 

     4.2 Государственное  экономическое программирование 

     Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено  тем, что социально - экономические  программы, базируясь на экономических  прогнозах, используют весь комплекс элементов  государственного регулирования экономики  и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и  определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.

     В зависимости от использования различных  критериев государственные программы  можно подразделить на несколько  видов.

     По  срокам государственного программирования различают:

     - краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до  трех лет;

     - среднесрочные программы, рассчитанные  на 3 - 5 лет;

     - долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

     По  объектам государственного программирования программы подразделяются на:

     - Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры  экономического и социального  развития. Эти программы направлены  на регулирование деятельности  государственного сектора и частных  фирм;

     - Региональные программы, охватывающие  деятельность отдельных частей  экономики. В некоторых странах  для социально-экономического развития  регионов используют региональное  планирование;

     - Целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений,  например, научных исследований, а  также поддержку отдельных групп  населения;

     - Отраслевые программы, направленные  на развитие отдельных отраслей;

     - Чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях,  когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило,  средствами административного регулирования.

     Субъектами  экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные  за составление программ, их осуществления  и контроль над ними. Программы  разрабатываются специальным государственным  органом или Министерствами экономики  и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители  Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное  экономическое программирование является достаточно эффективным при решение  ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным  средством решения хозяйственных  задач разного уровня. Как правило  программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

     В большинстве стран, где применяется  экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Государственное регулирование в современной России 

     Вопрос  о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных  и дискуссионных в экономической  науке и практике. За последнее  время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под  влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается  мнение о том, что государственные  функции в экономике должны неизбежно  сужаться.

     Именно  этот подход представлялся самым  рациональным и «единственно правильным»  и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о  якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным  управлением экономикой. В конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом.

     Современное развитие рыночных отношений в отечественной  экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего  и управляющего органа. Государство  выступает субъектом регулирования  и управления экономической системы  в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

     Регулирование в целом можно рассматривать  как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов  в рамках заданных параметров.

     В экономике России роль и место  государственного регулирования определяются рядом основными факторов.

     Во-первых, переход от административной экономики  к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в  России роль государства в социально-экономических  процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в  государственном влиянии на экономические  и политические процессы. Налицо также  наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном  этапе это выражается в максимально  возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что  объективно ставит промышленников в  зависимость от государства как  собственника денежного капитала.

     Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства  как стабилизирующего фактора неизбежно  возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей  социально-экономической системы, темпы  и направление преобразований.

     В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением  старых и формированием новых  институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой  экономической операции превышает  допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства  во всех сферах экономической жизни  может обеспечить хотя бы минимальную  стабильность.

     В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки  отечественной экономики были созданы  волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.

     В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного  оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению  дистанции в уровне экономического и социального развития между  регионами-«донорами» и остальной  частью страны.

     Влияние государства на формирующиеся рынки  в России, в отличие от индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.

     Отсюда  вывод: степень вмешательства государства  на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.

     Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение.  

 

      Заключение

     Выше  были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое  прогнозирование, государственное  экономическое программирование, объекты и цели государственного регулирования экономики.

     Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы  регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

     Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

     Для сегодняшней России, особенно важно  государственное регулирование. После  десятилетий тотального диктата  государства в экономике, высказываются  мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен  мировой опыт государственного регулирования  экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное  регулирование экономики имеет  важное значение для экономического и социального развития страны. При  этом, осуществляя регулирование  экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Информация о работе Государственное регулирование экономики