Государственное регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 03:02, реферат

Описание

Сегодня малое предпринимательство стало неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны, одной из ее составляющих. Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и крупного бизнеса.

Содержание

1. Государственное регулирование малого бизнеса на современном этапе.
2. История развития малого бизнеса в России
3. Значение малого бизнес а для государства
4. Малый бизнес и налоговая политика
5. Особенности развития малого бизнеса в Германии
6. Малый бизнес в посткризисный период
7. Правовое регулирование предпринимательства
8. Проблемы лицензирования предпринимательства

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.docx

— 101.08 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  1. Государственное регулирование малого бизнеса на современном этапе.
  2. История развития малого бизнеса в России
  3. Значение малого бизнес а для государства
  4. Малый бизнес и налоговая политика
  5. Особенности развития малого бизнеса в Германии
  6. Малый бизнес в посткризисный период
  7. Правовое регулирование предпринимательства
  8. Проблемы лицензирования предпринимательства
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Государственное регулирование малого бизнеса на современном  этапе.

     Сегодня малое предпринимательство стало  неотъемлемой частью динамично развивающейся  экономики страны, одной из ее составляющих. Во всем цивилизованном мире малый  бизнес признан экономической базой  рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и  крупного бизнеса.

     Именно  при дальнейшем успешном развитии малого бизнеса в Российской Федерации  будет меняться структура общества и, наконец, расти средний класс  — залог и опора дальнейшего  поступательного движения вперед.

     Общепризнано, что малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, смягчению  кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Малые предприятия  более динамично реагируют на рыночные изменения. Одним из главных  достоинств таких предприятий является их гибкость и высокая приспособляемость, которые в конечном итоге и  обеспечивают их выживание и развитие.

     Но  нельзя забывать и того, что развитие малого бизнеса зависит во многом и от поддержки, оказываемой государством. Это связано с тем, что малый  бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению  со средним и тем более крупным. Поэтому малому бизнесу требуется  обеспеченный доступ к различным  ресурсам, которые и дают ему возможность  осуществлять активную предпринимательскую  деятельность.

     В работе с предпринимателями видится  необходимость несколько новых  направлений. Первое из них — обучение предпринимателей цивилизованным формам видения бизнеса. Имеется в виду грамотность в ведении документации, умение представить свой бизнес на рынке товаров и услуг. Ведь сегодня  непродуманный подход к построению своего бизнеса зачастую приводит к  избыточным расходам, что требует  неоправданного привлечения все  новых ресурсов. А в конечном итоге  это ведет к удорожанию продукции на выходе и, соответственно, ударяет по кошелькам потребителей.

     Следующее рекомендуемое направление работы - минимизация возможных негативных последствий в случае вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию.

     При этом следует отметить, что в рамках построения эффективной конкурентной политики, направленной на поддержку  малых предприятий, данная деятельность должна осуществляться, прежде всего, выборочно, по тем направлениям, где  «не работает» средний и крупный  бизнес.

     Среди таких направлений можно выделить:

     - поддержку производства на малых  предприятиях товаров, которые  в настоящее время ввозятся  из других регионов;

     - поддержку субъектов малого предпринимательства,  производящих товары, предназначенные  для экспорта;

     - поддержку организации производства  по принципу субконтрактации и аутсорсинга, направленных на обеспечение занятости работников, высвобождаемых на средних и крупных предприятиях.

     В конечном итоге ожидается устойчивый рост уровня развития малого бизнеса, усилится влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие депрессивных муниципальных образований, активизируется вовлечение в сферу малого предпринимательства социально незащищенных слоев населения и молодежи. 

     История развития малого бизнеса в России

     Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

     В конце 80-х годов коренные изменения  в политической, социально-экономической  сфере страны предоставили некоторым  предприимчивым людям возможность  заниматься предпринимательской деятельностью  на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

     Отсутствие  законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать  перед чиновниками, с экранов  телевизоров и т.д. Отдельные активисты  баллотировались на выборы депутатов  Съезда народных депутатов СССР и  РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

     Начало 90-х годов произошел процесс  приватизации старых государственных  предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

     Именно  этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

     Последующее развитие малого бизнеса выявило  структурные проблемы, касающиеся всего  экономического сектора. Заявленные в  период советского времени ориентиры  на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились  на далекие от общегосударственных  программ торгово-посреднические отношения.

     Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что  значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

     После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора  экономики. Впервые начинает создаваться  правовая основа предпринимательской  деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

     С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации  необходимо проходить много различных  фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

     Последнее время государство пытается упростить  процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических  процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку  и развитие малого предпринимательства  в России. 
 

     Значение малого бизнес а для государства

     Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

     Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.

  • Малый бизнес – важный сектор экономики. 
    Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
  • Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений. 
    Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом
  • Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий. 
    Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.
  • Социально-экономическая роль малого бизнеса 
    Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммгрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.
 

     Малый бизнес и налоговая политика

     Малый бизнес России характеризуется, как мы уже отмечали, высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Большинство представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу. В результате государственная казна недополучает денег.

     В начале 90-х годов малый бизнес претерпевал значительные изменения, многие предприятия обанкротились в результате введения больших налогов. Прежняя экономическая политика в области налогов сильно ослабила малый и средний бизнес. Этот стереотип «завышенных налогов» остался и в настоящее время.

     Дело  в том, что и сейчас по закону предприниматели  вынуждены платить несколько  обременительных видов налога, как  на свою прибыль, так и за наемных  работников. Мнение большинство представителей малого бизнеса в России следующее: если выплачивать все налоги в полном объеме, то малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Тем более это актуально для начинающих бизнесменов, которые, выплачивая полностью все налоги, не смогли бы справляться с высокой конкуренции, характерной для малого бизнеса.

     Однако  суть проблемы налогообложения лежит  несколько глубже, чем просто в  большом налоговом бремени предприятий. Российские предприниматели зачастую подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, налоговые и другие ведомства, выражая  свое недовольство их работой, принимаемыми законодательными актами. Создаваемые  нормативные акты и законы регулирования  налогообложения содержат двусмысленные, нечеткие формулировки, являясь, по сути, недоработанными документами. Часть  представителей малого бизнеса резко  оценивают всю налоговую систему, а именно механизмы взымания и распределения (перераспределения) налогов. Зачастую для бизнесмена поход в налоговую службу сопровождается томительным ожиданием, некачественным консультированием. Налицо неявно выраженная конфронтация малого бизнеса и государства.

     Таким образом, государство пытается регулировать, дорабатывать налоговое законодательство, а предприниматели адаптируются, минимизируют свои налоги, прибегая к  «серым» схемам, уходя в теневую  экономику.

     Итак, можно выделить следующие основные проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса