Государственное регулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 03:02, реферат

Описание

Сегодня малое предпринимательство стало неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны, одной из ее составляющих. Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и крупного бизнеса.

Содержание

1. Государственное регулирование малого бизнеса на современном этапе.
2. История развития малого бизнеса в России
3. Значение малого бизнес а для государства
4. Малый бизнес и налоговая политика
5. Особенности развития малого бизнеса в Германии
6. Малый бизнес в посткризисный период
7. Правовое регулирование предпринимательства
8. Проблемы лицензирования предпринимательства

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.docx

— 101.08 Кб (Скачать документ)
  • неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;
  • постоянно изменяющееся налоговое законодательство
  • сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;
  • большие размеры взимаемых налогов;
  • неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

     Что касается положительных качеств  налогообложения малых предприятий, то малый бизнес в отдельных видах деятельности (инновационные технологии, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли) имеет некоторые льготы по налогам. Но предприниматели считают недостаточной государственную поддержку малого бизнеса и требуют еще меньше снизить налоговое бремя для большинства молодых предприятий (опыт работы которых не достиг хотя бы 3 лет)

     Политика  государство в связи с этим должна быть направлена на создание налоговых  льгот, улучшение качества принимаемых  законов, удобство сервиса обслуживания налоговых ведомств, подготовку квалифицированных  кадров. В совокупности с информационной поддержкой малого бизнеса данные изменения  позволять значительной части предприятий  выйти из сектора теневой экономики, наладить взаимоотношения и координировать действия с исполнительной и законодательной  властью России. 

     Особенности развития малого бизнеса  в Германии

     Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства  в целом. Достаточно упомянуть, что  на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в  то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых  фирм в общем числе всех предприятий  составляет только лишь 30%, в странах  ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

     Развитие  малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают  им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. 

     Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.

     Программы содействия развитию малого бизнеса  в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:

  • кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
  • кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
  • кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
  • кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;

     В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).

     Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.

     Ассоциация  Германских торгово-промышленных палат  объединяет собой все палаты и  представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение  торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

     В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства  и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние  на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных  органов самоуправления, принимая важнейшие  социально-экономические решения  в области развития страны. Это  целая инфраструктура, в которой  участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии. 

Малый бизнес в посткризисный преиод

     Малый бизнес в условиях кризиса начал активно развиваться и трансформироваться. В докризисные времена малое предпринимательство довольно «тяжело» принимало новые веяния и тенденции в экономике. Кризис же стал мощным толчком для бизнесменов к отходу от старых систем и методов ведения своей деятельности к новым.

     По  словам вице-президента общественной организации малого бизнеса «ОПОРА России» Владислава Корочкина, в регионах страны возросло количество фирм малого бизнеса. Минэкономразвития России приводит более конкретные данные: на сегодняшний день действует 1,3 миллиона малых предприятий и 4 миллиона ЧП. Господин Корочкин утверждает, что малый бизнес в условиях кризиса смог развиваться и «не погибнуть» благодаря активной поддержке государства, отдельные постулаты которой разрабатывались еще в период экономической стабильности. Так, благодаря снижению административного давления на бизнес, утвержденному поправками к закону «О защите прав предпринимателей», не было проведено большинство внеплановых проверок фирм. Кроме этого, власти в регионах получили возможность снижать налоговую ставку до 5% (для представителей малого бизнеса, облагаемых налогами по упрощенной системе). Малые предприятия могут также выкупать госимущество на льготных условиях в течение последующих 3 лет. Стало известно, что сумма финансовой поддержки бизнеса в 2009 была увеличена до 24 миллиардов рублей, из которых на субсидирование регионов направлены 17 миллиардов.

     Правда, не все эксперты разделяют столь оптимистичные настроения относительно состояния малого бизнеса в условиях кризиса. Мониторинг Национального института системных исследований проблем предпринимательства НИСИПП показал, что дела у предпринимателей идут неважно: в течение первых трех месяцев 2010 года число занятых на малых предприятиях сократилось, объем инвестиций падает. Некоторые бизнесмены так и не увидели изменения отношения к малому предпринимательству со стороны власти. Они указывают на проблемы с задолженностью по НДС, утверждают, что кредиты под развитие без залогов так и не выдаются.

     В докладе НИСИППа о развитии малого бизнеса в России в 1 квартале 2010 года аналитики приводят данные о том, что по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.

     На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основной капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

     Итоги деятельности малых предприятий  в 2009 г. в региональном разрезе можно охарактеризовать как разнонаправленные. В некоторых регионах есть положительный сдвиги. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий (МП); увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионах, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.

     Несмотря  на сложную экономическую обстановку и влияние мирового финансового кризиса, количество малых предприятий на 100 тыс. жителей выросло в 40 российских регионах. Приятно, что в списке регионов, где отмечены положительные сдвиги, Чувашия тоже присутствует. Этот показатель вырос у нас на 11,7ед. Максимальное же увеличение отмечено в Московской области (на 106,8 ед.), на втором месте находится Хабаровский край, рост составил 90,3 ед.

     

     С другой стороны, наиболее серьезное снижение рассматриваемого показателя наблюдается в Волгоградской области: количество зарегистрированных малых предприятий в регионе сократилось с 14,6 тыс. до 5,1 тыс. на 100 тыс. жителей. Значительное снижение отмечено также в Новосибирской (на 358,4 ед.) и Томской (на 356,3 ед.) областях, Камчатском крае (на 253,9 ед.), Липецкой (на 219,7 ед.), Рязанской (на 213,4 ед.), Ярославской (на 210,3 ед.) областях, а также в Алтайском крае (на 201,8 ед.). 

     Развитие  малого и среднего предпринимательства

     Чувашской Республики в январе-сентябре 2010 года

     По  оперативным данным, представленным администрациями муниципальных  районов и городских округов  Чувашской Республики, по итогам 9 месяцев  2010 г. в Чувашской Республике действует 59 690 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 13 362 малых и средних предприятия и 46 328  индивидуальных предпринимателя.

     По  сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество субъектов  малого и среднего бизнеса возросло на 3,7 % (на 01.10.2009 – 57 557 единиц), в том  числе темп роста малых и средних  предприятий составил – 15,1 % (на 01.10.2009 – 11 576 единиц), количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 0,7 % (на 01.10.2009 – 45 981 человек).

     Численность занятых на малых предприятиях по состоянию на 1 октября 2010 г. составила 95,1 тыс. человек, снизившись на 1,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  

     

     

     Важным  показателем развития предпринимательства  является показатель «плотности» малых  предприятий в муниципальных  образованиях республики (в расчете  на тысячу населения). В Чувашской Республике этот показатель равен 10,4.

     Сложившаяся в Чувашской Республике отраслевая структура распределения малых  и средних предприятий свидетельствует  о развитии предпринимательства  преимущественно в сфере торговли и общественного питания (38,5 %). Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. Строительство является одним из секторов экономики, где малые и средние предприятия имеют достаточно сильные позиции – 14,3 %, в обрабатывающем производстве занято 12,2 % от общего числа малых и средних предприятий, в сельском хозяйстве – 4,2 % , на прочих предприятиях – 30,8 %..

     По  данным Управления Федеральной налоговой  службы по Чувашской Республике, на 1 октября 2010 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 885,3 млн. рублей, что на 6,6 % выше, чем за аналогичный период прошлого года.

     В республиканский бюджет Чувашской  Республики было уплачено налогов на сумму 444,3 млн. рублей, в местные бюджеты  – на сумму 441,0 млн. рублей (в январе-сентябре 2009 года – 432,2 и 398,6 млн. рублей соответственно).

     По  состоянию на 1.октября.2010 г. в Шемуршинском (на 14,9 %), Шумерлинском (на 10,9 %), Порецком (на 8,6 %), Ибресинском (на 1,6 %), Янтиковском (на 0,4 %), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается спад налоговых платежей в местные бюджеты, в Ядринском, Канашском, Чебоксарском, Яльчикском районах налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в местные бюджеты возросли в 1,3-1,5 раза.

     В целях государственной поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  в рамках реализации Республиканской  программы государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  на 2010-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105 и республиканской целевой программы «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции в Чувашской Республике на 2010-2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 104 в январе-сентябре 2010 года были реализованы следующие мероприятия.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса