Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:50, реферат
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Иркутский государственный
университет институт социальных наук
Реферат
Государственное
регулирование экономики
Иркутск 2011 год
Введение
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок - это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство.
Первым
прецедентом вмешательства
Следующим
шагом в расширении государственного
регулирования стала разработка
«нового курса» Ф. Д. Рузвельта для
преодоления Великой Депрессии
в США, вызванной мировым
Теория
государственного регулирования рыночной
экономики была, как известно, построена
Дж. М. Кейнсом и его последователями.
Кейнс сделал вывод про то, что
выход из глубокого кризиса, увеличение
объёмов производства и уровня занятости
невозможны без активного участия
государства, которое должно не только
стимулировать снижение дисконтной
нормы коммерческих банков (процента),
но и осуществлять масштабные государственные
закупки с целью увеличения платежеспособного
совокупного спроса. Кроме того, государство
должно выплачивать социальные пособия
безработным, людям преклонного возраста
и другим неработоспособным членам общества
с целью не допустить социального взрыва.
Возможности
свободного рынка отнюдь не безграничны.
Он не в состоянии гарантировать
решение всех социально-экономических
проблем современного общества. В
данном случае речь идет не о недостатках,
а именно об ограниченности возможностей
рынка, особенно применительно к
современным экономическим
Государственное
регулирование внешних
Государственное
регулирование потребления
Обеспечение
государством экономики нужным количеством
денег. Рынок сам по себе не способен
решить эту проблему. В итоге мы
получаем представление о хозяйственном
механизме свободного предпринимательства.
Выделяют два его ведущих звена
— свободный рынок и
Любая
экономика (как рыночная, так и
не рыночная) подвержена инфляции и
монополизму. Поэтому рыночное хозяйство
нуждается в проводимой государством
антиинфляционной и антимонопольной
политике.
Объекты
государственного регулирования экономики
- это сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.
Это
следующие иерархические
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- экономический рост;
- полная занятость;
-
стабильность уровня цен и
устойчивость национальной
-
внешнеэкономическое
В
системе экономических целей
обеспечение экономического роста
считается ведущей конкретной задачей.
Ее решение связывается с
С
обеспечением экономического роста
сопряжена другая важнейшая цель
- удовлетворение требований полной занятости.
Суть ее - достижение максимально возможного
и в долгосрочном плане стабильного
использования всего
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость
и последовательность постановки целей
в той или иной стране определяется
разнообразными обстоятельствами внутреннего
и внешнего порядка. Применительно
к условиям России последовательность
достижения рассмотренных целей
может заметно отличаться от очередности,
характерной для западных стран.
Да и в самом составе целей
есть определенная специфика, вызванная
недостаточной зрелостью
Государство,
осуществляя регулирование
Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время.