Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:50, реферат
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.
Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое
регулирование состоит в
Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.
С
помощью системы
Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:
5.
Зарубежный опыт
государственного
регулирования рыночной
экономики на примере
Франции
Экономика Франции, как и других, промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного-хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.
Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль над ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.
Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.
В
конце 1947 года, с учетом некоторого
повышения темпов восстановления экономики,
была заимствована политика "контролируемого
роста цен", в соответствии с
которой предприниматели
В
течение восьми последующих лет
правительством Франции были приняты
6 законов о блокировке цен, которые
привели к постоянному
В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "программные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен" (1971г.).
В
соответствии с "контрактами стабильности"
государство заключило с
В
соответствии с " программными контрактами"
государство способствовало такой
эволюции цен, которая отвечала бы условиям
международной конкуренции. Этот механизм
распространялся на все товары и
услуги, которые в соответствии с
"контрактами стабильности" ранее
подвергались контролю. В соответствии
с " программными контрактами" предприятия
предоставляли государству
"Контракты
против повышения цен" имели
целью обеспечить высокую
В
70-х годах правительство
В первой половине 70-х годов правительство проводило жесткую политику ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.
С
середины 70-х годов экономическое
положение Франции резко
В этот период стало ясно, что система жесткого контроля над ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль над ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.
Предприятия,
которые в связи с блокировкой
цен не могли их повысить на контролируемых
рынках, терпели убытки и не имели
достаточно средств на возобновление
производства и увеличение инвестиций.
Как считают французские
Контроль над ценами в тот период привел к переливу капиталов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.
Контроль над ценами привел также к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции.
В
1973г. правительство Франции
Безусловно, жесткий контроль над ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижистского" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.
В
течение первой половины 80-х гг.,
особенно после поражения социалистов,
процесс либерализации цен
Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.
Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт). Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению.
Либерализация
цен не означает полного невмешательства
государства в процесс
Либерализация
цен привела к необходимости
изменения структуры
Совет по конкуренции может применять следующие санкции: 1) предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; 2) наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия-нарушителя; 3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.