Государственное регулирование окономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:50, реферат

Описание

Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства.

Работа состоит из  1 файл

грэ.docx

— 41.20 Кб (Скачать документ)

     Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

     Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил "экономической  игры" для фирм-производителей и  потребителей. Система законодательных  норм и правил определяет формы и  права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области  трудовых отношений профсоюзов и  работодателей и т.д.

     Административное  регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное  для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

     С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера  действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

     Экономическое регулирование предполагают воздействие  на характер рыночных связей через  влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики  и социальных условий, использование  факторов экономического роста. С этой целью используется:

  • бюджетная и фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • программирование;
  • прогнозирование и планирование.

 

     5. Зарубежный опыт  государственного  регулирования рыночной  экономики на примере  Франции 

     Экономика Франции, как и других, промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного-хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.

     Несмотря  на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может  прямо регулировать цены на некоторые  товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль над ценами в условиях конкуренции.

     Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес  в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику  и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.

     Следует отметить, что Франция является одной  из немногих промышленно развитых капиталистических  стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

     Во  Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование  цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственного регулирования экономики). Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров.

     В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого  роста цен", в соответствии с  которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив  об этом государственные органы, которые  могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или  частичной свободы их установления.

     В течение восьми последующих лет  правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые  привели к постоянному ужесточению  ценового контроля. В 1960-1962 годах была проведена почти полная либерализация  цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

     В период с 1965 по 1972 государственное регулирование  цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.), "программные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен" (1971г.).

     В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с предприятиями  соглашения, по которым эти предприятия  имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании  стабильности общего уровня цен.

     В соответствии с " программными контрактами" государство способствовало такой  эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и  услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее  подвергались контролю. В соответствии с " программными контрактами" предприятия  предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе  выхода на внешние рынки, а также  информацию, связанную с формированием  цен, технико-экономическую характеристику товаров, показатели производительности труда, методы финансового управления и т.д.

     "Контракты  против повышения цен" имели  целью обеспечить высокую конкурентоспособность  французских товаров и замедлить  темпы роста инфляционного развития  экономики. При принятии предприятиями  этих контрактов правительство  принимало на себя обязанность  не принимать меры, ведущие к  росту издержек производства.

     В 70-х годах правительство Франции  стало применять систему мер  по блокировке и регулированию цен. Со второй половины 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов, а с апреля по декабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться на определенное количество процентов. При этом между государством и  предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались  ограничивать рост цен на свою продукцию.

     В первой половине 70-х годов правительство  проводило жесткую политику ограничения  доходов во всех секторах экономики. В соответствии с этой политикой  в государственном секторе не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих.

     С середины 70-х годов экономическое  положение Франции резко ухудшилось в связи с 4-кратным повышением мировых цен на нефть, в результате чего темпы роста значительно  сократились, а темпы роста цен  возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного движения. В свою очередь, предприниматели  для сохранения прибыли и обеспечения  возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль "заработная плата - цены".

     В этот период стало ясно, что система жесткого контроля над ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль над ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.

     Предприятия, которые в связи с блокировкой  цен не могли их повысить на контролируемых рынках, терпели убытки и не имели  достаточно средств на возобновление  производства и увеличение инвестиций. Как считают французские экономисты, основным недостатком блокировки цен  является затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также  обратить внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, так как ее темпы в середине 70-х (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а косвенными экономическими методами.

     Контроль  над ценами в тот период привел к переливу капиталов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.

     Контроль  над ценами привел также к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции.

     В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на промышленную продукцию. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе  были отобраны отрасли, где имелась  сильная международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности); отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая промышленность); отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).

     Безусловно, жесткий контроль над ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижистского" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках.

     В течение первой половины 80-х гг., особенно после поражения социалистов, процесс либерализации цен продолжался  и, к 1986г. было освобождено около 90% цен.

     Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства  в любой момент вмешиваться в  процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в  процессе конкуренции.

     Исключение  из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт). Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению.

     Либерализация цен не означает полного невмешательства  государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства  на микроуровне к системе глобального  регулирования для экономики  Франции означает лишь изменение  формы вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам  косвенного воздействия на рынок  и цены)

     Либерализация цен привела к необходимости  изменения структуры государственных  регулирующих органов. До 1986 г. в составе  Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а  после 1986 г. он был преобразован в  Совет по конкуренции, куда вошли  на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой  конкуренции. На Совет возложена  обязанность оценивать правильность экономических поступков предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за соблюдением правил конкуренции  и ценообразования.

     Совет по конкуренции может применять  следующие санкции: 1) предписать предприятию  или лицу прекратить инкриминируемую  деятельность в течение определенного  срока; 2) наложить на предприятие или  лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота  предприятия-нарушителя; 3) потребовать  от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

Информация о работе Государственное регулирование окономики