Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:27, курсовая работа

Описание

В современной экономике роль рынка ценных бумаг трудно переоценить. Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку «сбережения-инвестиции» и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, становится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения благосостояния

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 4
II. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 9
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 19
IV. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛАСТИ В РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 25
V. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_РЦБ_ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.docx.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)
КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Рынок ценных бумаг»:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА  ЦЕННЫХ БУМАГ» 
 
 

МОСКВА

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В современной экономике роль рынка  ценных бумаг трудно переоценить. Рынок  ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием  и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников - получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку «сбережения-инвестиции» и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, становится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения благосостояния. [14]

    Рынки ценных бумаг непрерывно развиваются, что вызвано изменениями ситуации в мире и в стране, экономической политики, технологий, регулятивных мер и появлением новых продуктов и структур затрат. Рынки представляют собой не окончательно сформированные и застывшие структуры, а постоянно развивающиеся организмы. Это означает, что регулирование должно быть максимально гибким и динамичным, наиболее адекватно отражающим происходящие изменения, сохраняющим при этом предсказуемость и соответствие общему стратегическому направлению развития рыночных отношений.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг  - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Этот процесс включает широко диверсифицированный комплекс правовых, административных, экономических, технических и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

    С точки зрения организационного устройства государственное регулирование  представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования  и надзора: государственных органов  и саморегулируемых организаций  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права.

    Цель  курсовой работы – дать подробное, детальное описание системы государственного регулирования как инструмента единого неразрывного механизма регулирования рынка ценных бумаг.

I. Структура рынка ценных бумаг 

    Основные  компоненты любого рынка ценных бумаг – это:  

     - эмитенты (лица, испытывающие недостаток в денежных ресурсах и привлекающие их на основе выпуска ценных бумаг). В случае неэмиссионных ценных бумаг - это лица, выдающие ценные бумаги (векселедатели, чекодатели)  

     - финансовые посредники брокерско – дилерские компании, через которых осуществляется перераспределение свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Они действуют за счет и в интересах клиентов, покупая и продавая для них ценные бумаги, либо за свой счет, поддерживая ликвидность рынка, открывая двусторонние котировки либо выступая в качестве инвесторов   

     - инвесторы (лица, обладающие излишками денежных средств и вкладывающие их в ценные бумаги) – а) розничные инвесторы – население, б) корпоративные инвесторы – предприятия, обладающие свободными денежными средствами, в) институциональные инвесторы – предприятия, у которых излишки денежных средств возникают в силу характера их деятельности (инвестиционные фонды, пенсионные и благотворительные фонды, страховые компании, корпоративные инвестиционные планы и т.п.)  

     - неорганизованные (стихийные, уличные) и организованные рынки ценных бумаг, включающие фондовые биржи (в классическом смысле -централизованные рынки для лучших ценных бумаг и наиболее крупных эмитентов), внебиржевые торговые системы (обычно рынки для финансирования инновационных отраслей, на которых обращаются ценные бумаги худшего качества и которые основаны на сетях дилеров, открывающих двусторонние котировки) и альтернативные торговые системы (компьютерные рынки, находящиеся в частном владении брокеров - дилеров)  

    регулятивная инфраструктура - органы государственного регулирования и надзора (это может быть самостоятельная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, министерство финансов, центральный банк, смешанные модели государственного регулирования) и саморегулируемые организации (СРО) – объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государством передана часть регулирующих функций; законодательная инфраструктура (законодательство о рынке ценных бумаг, акционерных обществах, антимонопольном контроле на рынке финансовых услуг, правила и стандарты саморегулируемых организаций, нормы делового оборота, правовые прецеденты, юридические компании, специализирующиеся в области ценных бумаг; этика фондового рынка

      -другие виды инфраструктуры рынка ценных бумаг

    а) инвестиционные консультанты (компании, осуществляющие консультационные услуги по поводу совершения сделок с ценными бумагами и организации финансирования),

    б) информационная инфраструктура (финансовая пресса, специализированные базы данных по ценным бумагам, об эмитентах, государственный центральный фонд хранения и обработки информации, информационные агентства, интернет – компании, специализирующиеся на обработке данных о ценных бумагах),

    в) оценочная и аналитическая инфраструктура (компании, специализирующиеся на аналитической обработке информации о фондовом рынке, рейтинговые агентства (компании – оценщики кредитного риска, связанного с ценными бумагами), оценщики (компании – оценщики стоимости ценных бумаг и других активов),

    г) регистраторская инфраструктура (регистратор – организация, занимающаяся регистрацией владельцев ценных бумаг и перехода прав собственности),

    д) депозитарная, трансфер – агентская, расчетно – клиринговая и учетная инфраструктура (хранение ценных бумаг, сбор, централизация и передача информации о совершенных сделках регистраторам, вычисление и зачет взаимных обязательств по совершенным сделкам с ценными бумагами, денежные расчеты по операциям на фондовом рынке, расчеты ценными бумагами (их перевод, поставка), инкассация дивидендов, процентов и других  денежных обязательств, связанных с ценными бумагами, совершение технических операций, связанных с обменом, заменой, погашением ценных бумаг, иными, чем купля-продажа, имущественными действиями с ними, специализированный аудит и т.д.),

    е) технологическая инфраструктура (технологическое обеспечение и разработчики технологий, поддерживающих фондовый рынок, операции на нем, и инфраструктуру рынка). [4] 
 
 

    Функционирование  РЦБ обеспечивают его участники:

      
 
 
 

    Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п..

    Регулирование рынка ценных бумаг  - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между участниками рынка.

    Регулирование рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.

    Внутреннее  регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

    Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным нормам. [5]

    К внешнему регулированию относится  также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой  публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций. [9]

    Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
  • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Таким образом наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг используется общественное саморегулирование (следует отличать от рыночного саморегулирования) как метод оперативного решения текущих вопросов.

 

    На  базе саморегулируемых общественных (некоммерческих) организаций - НАУФОР, ПОРТАД, НФА, НЛУ - решаются вопросы: формирование стандартов профессиональной деятельности и внедрение их в практику; разрешение конфликтов между участниками; улучшение управления инвестиционными рисками; снижение возможности для мошенничества и других противоправных действий; поддержание ликвидности и стабильности рынка. Именно профессиональные участники фондового рынка, объединенные с саморегулируемые организации, могут более точно и оперативно решать проблемы этого рынка (в рамках организации), ходатайствовать в органы государственного регулирования от имени всего фондового сообщества. Также к функциям саморегулируемых организаций можно отнести: выработку рекомендаций в области учета, отчетности и налогообложения; раскрытие информации; организацию третейского разбирательства. Саморегулируемые организации не должны заниматься вопросами лицензирования, но могут осуществлять контроль деятельности своих членов на предмет соответствия законодательству и ходатайствовать в государственный регулирующий орган о применении санкций к нарушителю.

    Саморегулируемые  организации должны быть независимыми в решении оперативных вопросов, но при этом в своей деятельности следовать единой концепции развития рынка ценных бумаг, утверждаемой государством.

    Вопрос  сочетания государственного регулирования и общественного саморегулирования рынка ценных бумаг недостаточно изучен отечественной наукой. Использование двух форм регулирования (государственной и общественной саморегуляции) может привести к негативным последствиям, так как возникает опасность дублирования государственного ведомства, в следствии чего на участников рынка может лечь двойная нагрузка по отчетности и контролю, а также существенно увеличиться стоимость ведения бизнеса (во избежание таких негативных последствий функции органов государственного управления и саморегулируемых общественных организаций должны быть четко разделены). [3] 
 
 

 

II. Понятие регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг

    Регулятивная  инфраструктура – это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. [9]

    Регулятивная  инфраструктура рынка ценных бумаг включает в себя:

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг