ФАС
устанавливает антимонопольные
правила и осуществляет контроль
за их исполнением. В том числе ФАС имеет
право направлять предложения в федеральный
орган исполнительной власти по рынку
ценных бумаг и ЦБ РФ о приведении в соответствие
с антимонопольным законодательством
принятых ими актов и (или) о прекращении
действий, если они нарушают антимонопольное
законодательство. [11]
По критерию «степень
жесткости» возможно выделить следующие
модели регулятивной инфраструктуры:
а)
основанные на жестких, детально расписанных
правилах и формальных процедурах, детальном
контроле за их соблюдением (США),
б)
базирующиеся на широком использовании,
наряду с жесткими предписаниями, неформальных
договоренностей, традиций, рекомендаций,
согласованного стиля поведения, переговоров
по разрешению сложных ситуаций и т.п.
(Великобритания).
В
России принята модель регулирования,
основанная на жестких предписаниях.[4]
Функции
регулирования на
рынке ценных бумаг
Важный
принцип регулирования рынка
ценных бумаг заключается в оптимальном
распределении функций между
государственными и негосударственными
органами (саморегулируемыми организациями),
максимальном широком раскрытии информации
об эмитентах и совершаемых сделках для
обеспечения добросовестной рыночной
конкуренции.
Регулирование
рынка ценных бумаг осуществляется
уполномоченными государственными
органами, а также саморегулируемыми объединениями
(организациями) профессиональных участников
рынка. [5]
Функции
регулирования на
рынке ценных бумаг (в зависимости
от принятой модели они могут делиться
между государством и СРО):
-
разработка идеологии и политики развития
фондового рынка совместно с его профессиональными
участниками
-
координация деятельности государственных
органов и саморегулируемых организаций
- содействие
в создании рынка
-
предоставление содействия и
оказание управляющих воздействий
государства в создании инфраструктуры
рынка, торговых систем или в выполнении
иных проектов, имеющих значение для развития
рынка в целом
-
установление правил и стандартов
работы на рынке ценных бумаг,
требований к его профессиональным
участникам
- допуск
на рынок (лицензирование,
аттестация, регистрация_,
-
лицензирование различных видов
профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг и
допуск финансовых институтов
для работы на рынке
-
аттестация специалистов для
работы на рынке ценных бумаг
-
регистрация выпусков ценных
бумаг
- защита
инвесторов, контроль
и надзор
-
защита инвесторов от нарушений
их прав
-
контроль деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг.
создаваемых ими саморегулируемых
организаций. а также эмитентов по вопросам
выпуска ценных бумаг
-
направление обязательных предписаний
и оказание санкций за нарушения
правил деятельности на фондовом
рынке
- оперативное
регулирование рынка
-
оперативный контроль за ликивидностью
и волатильностью фондового рынка,
осуществление оперативного вмешательства
в работу рынков, предупреждающего рыночные
шоки
-
публичное раскрытие информации
о рынке ценных бумаг (его
участниках, эмитентах, ценных бумагах
и т.д.), организация сбора данных,
ведение учета и отчетности, создание
публично доступных информационных баз
- образование
и исследования
-
содействие развитию образования
и исследований в области рынка
ценных бумаг [4]
- управление
государственной собственностью
на инфраструктурные
элементы рынка
-
управление государственными долями
в капиталах организаций, составляющих
национальную депозитарную систему,
трансфер – агентскую и регистраторскую
сеть, систему публичного раскрытия
информации о рынке ценных
бумаг. [4]
iii. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ
Государство
на российском рынке ценных бумаг выступает
в качестве:
- эмитента
при выпуске государственных ценных бумаг;
- инвестора
при управлении крупными портфелями акций
промышленных предприятий;
- профессионального
участника при торговле акциями в ходе
приватизационных аукционов;
- регулятора
при написании законодательства и подзаконных
актов;
- верховного
арбитра в спорах между участниками рынка
через систему судебных органов.
Таким
образом, государство регулирует рынок
ценных бумаг путем издания законов и
подзаконных актов и выступая в качестве
арбитра в спорах между участниками рынка
ценных. При этом государство применяет
как прямое (административное), так и косвенное
регулирование рынка ценных бумаг.
Прямое
(административное)
регулирование осуществляется путем:
- установления
обязательных требований ко всем участникам
рынка;
- регистрации
участников рынка (ведение реестра субъектов
рынка ценных бумаг и эмиссионных ценных
бумаг, эмитируемых ими);
- лицензирования
участников профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг и аттестации специалистов;
- установления
требований правил гласности и равного
доступа к информации всех участников
рынка ценных бумаг;
- осуществления
контроля за исполнением участниками
рынка требований законодательных и нормативных
актов, регулирующих рынок ценных бумаг
и др.
Косвенное
(экономическое) регулирование осуществляется
путем использования государством соответствующих
рычагов и стимулов (системы налогообложения,
управления пакетами акций приватизированных
предприятий, принадлежащих государству,
денежной политики, процентной ставки
Центрального Банка РФ и др.).
Основные
стратегические задачи
государственного регулирования
РЦБ:
- формирование
и обеспечение неуклонного соблюдения
таких правил деятельности всех его субъектов,
при которых РЦБ наиболее эффективно выполняет
свои основные макроэкономические функции
- мобилизацию свободных ресурсов для
инвестирования экономики и формирования
доходных и надежных инструментов сбережения
для населения;
- создание
цивилизованного рынка и интеграция российского
РЦБ в мировой финансовый рынок;
- защита законных
прав и интересов профессиональных участников
РЦБ. [3]
В
«Концепции развития рынка ценных бумаг
в Российской Федерации» [2] сформулированы
следующие цели и задачи
государственной политики
на рынке ценных бумаг:
- создание
и обеспечение эффективного функционирования
механизмов привлечения инвестиций в
частный сектор российской экономики,
и прежде всего в приватизированные предприятия;
- финансирование
дефицита федерального бюджета на основе
связанных с рынком ценных бумаг методов
неинфляционного финансирования конкретных
долгосрочных проектов;
- создание
надежных механизмов и финансовых инструментов
инвестирования средств населения;
- перестройка
системы управления приватизированными
предприятиями и создание института "эффективного
собственника", повышение дисциплинирующего
воздействия рынка ценных бумаг на администрации
российских компаний;
- предотвращение
социальных взрывов и конфликтов, могущих
возникнуть в результате проведения операций
на рынке ценных бумаг, путем защиты прав
участников рынка ценных бумаг, и в первую
очередь прав инвесторов;
- создание
в России цивилизованного рынка ценных
бумаг и его интеграция в мировой финансовый
рынок, обеспечение самостоятельного
места российского рынка в системе международных
рынков капиталов;
- борьба с
суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством,
пресечение незаконной деятельности на
рынке ценных бумаг.
В
стратегическом плане указанные
цели комплиментарны и должны реализоваться
через единый комплекс мер, скоординированно
осуществляемых государственными органами
и профессиональными участниками рынка.
Основные
методы регулирования
РЦБ:
- методы институционального
и функционального регулирования;
- саморегулирование
как метод оперативного решения текущих
вопросов;
- общественное
регулирование через общественное мнение.
Основные
принципы государственного
регулирования РЦБ:
- вся система
регулирования РЦБ (включая саморегулирование)
создается государством, выполняющим
универсальную функцию по защите граждан
и их интересов, принимающим меры по защите
прав участников РЦБ на основе лицензирования
и регулирования всех видов профессиональной
деятельности на фондовом рынке;
- принцип единства
нормативной базы, режима и методов регулирования
рынка на всей территории РФ;
- принцип равных
возможностей всех участников рынка перед
государственными органами регулирования;
- принцип преемственности
в развитии системы регулирования рынка;
- ориентация
на мировой опыт государственного регулирования
РЦБ и учет тенденции глобализации финансовых
рынков;
- использование
механизмов саморегулирования РЦБ, создаваемых
при помощи и под контролем государства.
[3]
В
«Концепции развития рынка ценных бумаг
в Российской Федерации», к числу основных
принципов государственного регулирования
рынка ценных бумаг относятся:
- функциональное
регулирование в сочетании с институциональным
регулированием по вопросам организации
контроля и надзора за деятельностью профессиональных
участников рынка;
- использование
механизмов саморегулирования рынка,
создаваемых при помощи государства и
под его контролем;
- распределение
полномочий по регулированию рынка между
Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации, а также различными органами
исполнительной власти;
- приоритет
в защите мелких инвесторов и населения,
всех форм коллективных инвестиций при
развитии системы регулирования рынка;
- приоритет
в развитии инфраструктурных организаций;
- максимальное
снижение и разделение рисков;
- поддержка
конкуренции на рынке;
- предотвращение
или частичное снятие конфликтов интересов
на основе регулирования вопросов совмещения
видов профессиональной деятельности.
Регулирует
профессиональную деятельность на рынке
ценных бумаг Федеральный
закон «О рынке ценных
бумаг». [1]
Государственное
регулирование рынка ценных бумаг осуществляется
путем:
- Установления
обязательных требований к деятельности
профессиональных участников рынка ценных
бумаг и её стандартов
- Государственной
регистрации выпусков (дополнительных
выпусков) эмиссионных ценных бумаг и
проспектов ценных бумаг и контроля за
соблюдением эмитентами условий и обязательств,
предусмотренных в них
- Лицензирования
деятельности профессиональных участников
рынка ценных бумаг
- Создания
системы защиты прав владельцев и контроля
за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными
участниками рынка ценных бумаг
- Запрещения
и пресечения деятельности лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность на
рынке ценных бумаг без соответствующей
лицензии.
Объекты
государственного регулирования:
- эмитенты
ценных бумаг (организации, выпускающие
и размещающие акции, облигации и другие
ценные бумаги, включая регистраторов,
аудиторов, платежных агентов и т.д.);
- профессиональные
участники РЦБ (брокеры, дилеры, доверительные
управляющие, депозитарии, регистраторы,
организаторы торговли, клиринговые организации);
- организации,
осуществляющие коллективные инвестиции
на фондовом рынк (инвестиционные фонды,
паевые инвестиционные фонды, негосударственные
пенсионные фонды, управляющие компании
фондов, специализированные депозитарии
и др.);
- инвесторы
(юридические и физические лица);
- саморегулируемые
организации РЦБ;
- организации,
осуществляющие обслуживание инфраструктуры
РЦБ и
оказывающие услуги участникам фондового
рынка (андеррайтеры, специализированные
консультанты, специализированные учебные
центры и др.). [3]