Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.

Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:

•определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
•выделить формы и методы вмешательства государства в экономику;
•проанализировать основные направления государственного регулирования;
•обозначить главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы…………………………………………………………………………...5

2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………………………...8

3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик……………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….16

Контрольно-тестовые задания…………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Необходимость  вмешательства государства в  макроэкономические процессы…………………………………………………………………………...5

2. Основные направления  и методы регулирования государством  рыночных экономик…………………………………………………………………………...8

3. Главные отличия  государственного регулирования  в России от развитых рыночных  экономик……………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….16

Контрольно-тестовые задания…………………………………………………..17

Список использованной литературы…………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Изучение  экономической роли государства - неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

     Актуальность рассматриваемых в данной работе проблем обусловлена следующими факторами:

     Многие  фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно  рыночными механизмами и нуждаются  в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально - политическую стабильность.

     Цель  данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.

     Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют  структуру работы:

  • определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
  • выделить формы и методы вмешательства государства в экономику;
  • проанализировать основные направления государственного регулирования;
  • обозначить главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.

     Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Необходимость вмешательства государства

       в макроэкономические  процессы 

     В условиях смешанной рыночной системы  хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

     Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

     Кроме того, рыночное регулирование через  цены темпов роста и структуры  экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие  и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

     Опираясь  только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение  доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

     Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

     Национальная  экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный  организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.

     В-третьих, потребность усиления макроэкономического  контроля в экономике переходного  типа. Для переходной экономики объективно характерен «трансформационный спад» - ухудшение всех основных макроэкономических показателей, которое обусловлено тем, что в этот период утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются.

Характерными  чертами трансформационного спада  являются:

  • переход от товарного дефицита к денежному дефициту и недостаточности спроса;
  • столкновение хозяйственных мотивов;
  • сокращение инвестиционной деятельности государства;
  • неопределенность прав собственности;
  • массовая неплатежеспособность предприятий;
  • слабость финансовых институтов.

     Государственное управление, включающее создание и  укрепление системы макроэкономического  регулирования, определение его  целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  направления и  методы регулирования государством рыночных экономик 

     Выделим главные формы и методы воздействия государства на экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое воздействие через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное (с помощью различных мер экономической политики).

     Прямое  воздействие.

     Во  всех промышленно развитых странах  существует более или менее значительный по своим масштабам государственный  сектор экономики. Его размеры могут  служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11 % общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9 % в ФРГ, Бельгии и Голландии.

     Во  всех промышленно развитых странах  становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

     Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

     Косвенное воздействие

     В зависимости от целей вмешательства  меры экономической политики могут  быть направлены на:

  • стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
  • обеспечение полной занятости;
  • стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
  • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
  • поддержку устойчивого экономического роста;
  • перераспределение доходов и др.

     Для проведения этих разнообразных мер  государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего, налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

     Страны  с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес. 

     Роль  налогов в рыночной экономике

     В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

     Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики