Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
•определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
•выделить формы и методы вмешательства государства в экономику;
•проанализировать основные направления государственного регулирования;
•обозначить главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы…………………………………………………………………………...5
2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………………………...8
3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик……………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Контрольно-тестовые задания…………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Необходимость
вмешательства государства в
макроэкономические процессы………
2. Основные направления
и методы регулирования
3. Главные отличия
государственного
Заключение……………………………………………………
Контрольно-тестовые задания…………………………………………………..17
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Изучение экономической роли государства - неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Актуальность рассматриваемых в данной работе проблем обусловлена следующими факторами:
Многие
фундаментальные проблемы современного
общества не могут быть решены исключительно
рыночными механизмами и
Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
Государство
должно гарантировать надежное соблюдение
законов, дать гарантии своей стабильности
и предсказуемости, сделать практику принятия
решений прозрачной. В свою очередь, бизнес
должен гарантировать прозрачность для
власти финансовых потоков, дать социальные
гарантии работникам. Только это сможет
существенно улучшить положение в рыночной
экономике.
Необходимость вмешательства государства
в макроэкономические
процессы
В
условиях смешанной рыночной системы
хозяйственные функции
Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.
Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.
Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.
Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.
Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.
В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. Для переходной экономики объективно характерен «трансформационный спад» - ухудшение всех основных макроэкономических показателей, которое обусловлено тем, что в этот период утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются.
Характерными чертами трансформационного спада являются:
Государственное
управление, включающее создание и
укрепление системы макроэкономического
регулирования, определение его
целей, методов и политики, является
концентрированным воплощением экономических
функций государства, объективной необходимостью
на этапе перехода к рынку. Осуществление
макрорегулирования параллельно с выявлением
роли рынка в распределении ресурсов позволяет
сделать функционирование социалистической
рыночной экономики более осознанным,
согласованным и слаженным, обеспечить
продолжительное, ускоренное и нормальное
развитие народного хозяйства.
Основные
направления и
методы регулирования
государством рыночных
экономик
Выделим главные формы и методы воздействия государства на экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое воздействие через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное (с помощью различных мер экономической политики).
Прямое воздействие.
Во
всех промышленно развитых странах
существует более или менее значительный
по своим масштабам
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.
Косвенное воздействие
В зависимости от целей вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего, налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.
Страны
с рыночной экономикой, начавшей формироваться
2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное
сочетание государственного регулирования
и функционирования естественно сложившегося
рыночного механизма. Страны со сложившейся
централизованной экономической системой
пытаются в ходе разгосударствления возродить
с помощью государства (как это ни парадоксально
звучит) тот самый мощный, животворящий
частный интерес, без которого не может
быть рынка. Главная проблема при этом
- не убить в объятиях государства этот
животворящий интерес.
Роль налогов в рыночной экономике
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики