Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель данной работы - представить теоретические основы государственного регулирования экономики в разрезе экономической теории.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, формируют структуру работы:
•определить необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
•выделить формы и методы вмешательства государства в экономику;
•проанализировать основные направления государственного регулирования;
•обозначить главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы…………………………………………………………………………...5
2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик…………………………………………………………………………...8
3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик……………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Контрольно-тестовые задания…………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
2. регулирование развития национального хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу, направлении.
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму, методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественными не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные, да и то - свое пособие безработные, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде).
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Главные
отличия государственного
регулирования в
России от развитых
рыночных экономик
В экономике России роль и место государственного регулирования, по моему мнению, определяются рядом основными факторов, являющихся причиной отличий государственной политики России от развитых рыночных стран.
Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. На лицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.
Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.
В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.
В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.
На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.
Отсюда следует вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках (в том числе на российском рынке) должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.
Формирующийся
финансовый рынок должен пройти долгий
путь глубоких структурных преобразований
на пути к созданию эффективной регулятивной
системы под продуманным руководством
государства. Однако государственное
регулирование финансового рынка не должно
быть авторитарным. При всех существующих
преимуществах централизованного государственного
регулирования саморегулирование как
регулирование на микроуровне имеет все
большее значение. Только при условии
симбиоза этих двух уровней регулирования
можно достичь эффективного функционирования
финансового рынка.
Заключение
Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики - необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.
Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность - это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.
Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
Государство
всегда, во все времена и во всех
странах оказывало ключевое влияние
на функционирование экономики, и вследствие
этого, на развитие общества в целом.
Таким образом, государственное регулирование
является важной частью функционирования
экономики и, поэтому, заслуживает самого
пристального внимания.
Контрольно-тестовые
задания
КТЗ-1. Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?
А. Развитие системы образования;
Б.
Осуществление
В. Поддержка предпринимательства;
Г. Создание системы обороны государства.
Правильные ответы Б и Г.
Значительная
часть экономических функций
государства в современных условиях:
связана с потреблением и перераспределением
национального дохода. Необходимыми экономическими
функциями государства является также
организация денежного обращения и предоставление
общественных товаров, т.е. услуг коллективного
пользования, к которым относится в
том числе и национальная оборона.
КТЗ-2. Меры (методы) экономической политики включают:
А. Запрет;
Б. Разработку и реализацию комплексных программ;
В. Принуждение
Г. Стимулирование.
Правильные ответы А, Б и В.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Таким образом, экономическими методами государственного регулирования являются разработка и реализация комплексных программ денежно-кредитной и бюджетной политик. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Список
литературы
1. Экономическая теория: Учебник. Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.:ИНФРА – М, 2008.
2. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. И. П. Николаевой. -2-е изд, перераб. и доп.-М. ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
3. Макроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ГНОМ и Д., 2001.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е перераб. и доп. / Кушлин В. И. – общ. ред. М.; Издательство РАГС, 2005.
5. Курс экономической теории: Учебник. Под ред. Киселева Е. А., Чепурин М. Н. Издат-во АСА, 2007.
6. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14
7. Аунапу Э.Ф.,Старикова Ю.В. -"Роль рынка государственных учреждений в преодолении кризисных явлений в экономике".// Российский экономический интернет- журнал, статья от 15 марта 2009 года.
8. сайт www.rsl.ru
14 января 2011 г.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики