Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:21, контрольная работа

Описание

Данная контрольная работа раскрывает такую тему, как государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана. Актуальность этой темы заключается в том, что именно социально-экономическое развитие имеет очень большое значение для развития государства и благополучной жизни населения.
В условиях командно-административной системы управления экономика любой территории управлялась союзными, республиканскими, отраслевыми органами, а целостного управления экономикой не было.

Содержание

Введение стр. 1
Государственное регулирование социально-экономического
развития регионов Казахстана стр.2
Практическая часть стр.8
Заключение стр. 14
Список используемой литературы стр. 15

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

Введение                                                                                                       стр. 1

Государственное регулирование социально-экономического

развития регионов Казахстана                                                                   стр.2       

Практическая часть                                                                                     стр.8    

Заключение                                                                                                  стр. 14

Список используемой литературы                                                            стр. 15                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Данная контрольная работа раскрывает такую тему, как государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана. Актуальность этой темы заключается в том, что именно социально-экономическое развитие имеет очень большое значение для развития государства и благополучной жизни населения.

В условиях командно-административной системы управления экономика любой территории управлялась союзными, республиканскими, отраслевыми органами, а целостного управления экономикой не было.

С трансформационными процессами и новыми условиями хозяйствования возникли дополнительные проблемы, связанные с территориальными особенностями формирования рыночных отношений. Это вызывает необходимость разработки и реализации обоснованной региональной политики государства на новом этапе его развития.

В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает функция развития национальной экономики. Её значение обусловлено необходимостью преодоления таких недостатков рыночной системы, как: во-первых, отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения; во-вторых, отсутствие интереса хозяйствующих субъектов реагировать на результаты своей производственной деятельности; в-третьих, отсутствие гарантии на труд тем, кто хочет и может работать; в-четвёртых, не гарантированность права граждан на стандартное благосостояние; в-пятых, неспособность, на стабильной основе, содействовать развитию фундаментальных исследований в науке; в-шестых,  нестабильность развития, подверженность инфляционным процессам.

Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования различных форм вмешательства в социально-экономические процессы, происходящие в обществе.

 

1.Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана.

Государственная социальная политика – это действие государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанными на определенные этапные социальные результаты.

              Субъекты социальной политики это граждане социальной группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально, активном взаимодействующие в социальной сфере, то есть формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан социальных групп в этой сфере.

              Стратегия социальной политики - генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно историческом этапе ее развития.

              Приоритеты социальной политики -  наиболее важные, значимые настоятельные проблемы, оказанные как первоочередные задачи социальной политики. Приоритеты определяются исходя из состава реальной взаимосвязи и остроты, важнейших социально-экономических и социально-политических проблем.

              Наиболее эффективные и комплексные системы социальной зашиты обычно включают в себе следующие основные элементы:

1.        государственные пособия

2.        обязанности социального страхования

3.        накопление пенсионного обеспечение

4.        социальная помощь

              Государственное регулирование системы социального обеспечения является основным принципом осуществляется новой политики социальной защиты в РК.

              Государство организуя через  бюджет перераспределение доходов решает проблему повышение доходов малоимущих слоев населения, создает нормальные условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание национальных расходов сверх налоговых поступлений, ведет к превращению их в мощных факторов роста бюджетного дефицита и инфляций. Увеличение социальных расходов государственного бюджета даже в пределах полученных доходов ведет к размерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.

Таким образом, региональная политика - есть развитие, основанное на трех взаимосвязанных характеристиках и свойствах такого развития - устойчивости (стабильности), пропорциональности (сбалансированности) и социальной направленности.

Причем свойства "устойчивость", "пропорциональность" и "социальная направленность" - не умозрительные категории, а вполне осязаемые качественно и выражающиеся количественно взаимосвязанные характеристики состояния регионов. Все эти свойства региональной политики взаимосвязаны друг с другом и подразумевают не автономные статические состояния, а только одновременное их наличие в любой момент времени. И только их одновременное присутствие позволяет характеризовать региональную политику как развивающуюся. Устойчивость, например, предполагает сохранение воспроизводственного потенциала территорий (то есть его ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в течение длительного времени и только при сохранении пропорциональности и социальной ориентированности регионального развития. Можно сказать и так: устойчивое развитие региона — это устойчивая пропорциональность и устойчивая социальная ориентированность развития региона.

Цель региональной политики РК заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления.

Достижение цели региональной политики требует поэтапного решения следующих задач:

      Разработка комплекса мер политического, экономического, экологического и правового характера, обеспечивающих хозяйственную самостоятельность регионов;

      Определение территориальных приоритетов в соответствии с общими стратегическими положениями макроэкономической политики государства;

      Сочетание селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности;

      Становление и развитие региональных и общереспубликанских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

      Поддержание и реструктуризация малых и средних хозяйств с целью вывода их экономики из кризиса и ускорения социально-экономического развития;

      Создание материальной основы для возрождения отсталых аулов и сёл;

      Формирование рациональной пространственной структуры экономики, совершенствование территориальной организации производства;

      Обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности производственного комплекса, восстановление эколого-экономических, научно-технических, природных ресурсов территорий;

      Выравнивание различный в уровне и качестве жизни населения по регионам, преодоление депрессивного состояния экономики и социальной сферы в регионах, особенно, в слаборазвитых.

Государственное регулирование – одна из подсистем, действующего в рыночной экономике, механизма регулирования, куда, кроме того, входят — рыночно конкретная подсистема (механизм саморегулирования рынка), подсистема монополистического регулирования (антимонопольное регулирование) и подсистема наднационального регулирования. Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.

Предметом регулирующего воздействия со стороны государства являются процессы пространственного размещения и развития производительных сил в пределах территории республики, региональные аспекты формирования рыночных отношений, а также экономические, социальные и иные аспекты её отдельных регионов.

Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование.

Важным структурным элементом системы государственного регулирования рыночной экономики являются бюджетно-налоговые рычаги. Основные элементы этой подсистемы – налоговая политика, государственный (республиканский) бюджет, амортизационная политика. Налоговая политика используется для стимулирования экономического роста, научно-технического процесса, осуществления структурных преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаров.

Существует две группы методов:

а) изменение в системе налогов и уровне налоговых ставок;

б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим                 

    лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности.

С помощью государственного бюджета может осуществляться:

      финансирование государственных инвестиций, направляемых на финансирование приоритетных  научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, формирование и реализацию программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны;

      финансовое поощрение модернизации основного капитала и роста его производительности;

      финансирование мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию;

       финансирование отраслей социальной инфраструктуры и обеспечения функционирования системы социального обеспечения;

      закупка государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов, других общегосударственных нужд.

В РК формируются новые хозяйственно-административные образования – специальные экономические зоны (СЭЗ), основная цель которых заключается в ускоренном развитии регионов республики – для активизации вложений Казахстана в систему мировых хозяйственных связей в целях:

—    создания новейших прогрессивных технологий;

—    освоения новых видов продукции;

—    привлечения иностранных инвестиций;

—    освоения современных методов управления.

Создание СЭЗ является одной из наиболее распространённых форм развития предпринимательской деятельности и международных связей. СЭЗ позволит создать режим наибольшего благоприятствования для привлечения и функционирования иностранных и отечественных инвесторов.

Местное самоуправление предполагает наличие органов управления, составляющих в совокупности целостную систему, способную функционировать целенаправленно на основе самостоятельности, независимости, ответственности за решение всех вопросов местного значения, защиты интересов населения.

Государственное регулирование регионального развития должно осуществляться на всех уровнях управления: республиканском, областном, региональном и местном.

 

2. Практическая часть.

Задание №1.

Технологическая структура капитальных вложений включает затраты на СМР (строительно-монтажные работы), оборудование и прочие затраты.

Стоимость капитальных    вложений: 300300+280300+180300+150300+250300+500300+650300+1300+300300 = =2 613 700 тыс. тенге

Затраты на оборудование: 120300+70300+1803+120300+180300+100300+300300+700+180300 = 1 074 603 тыс. тенге

Информация о работе Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Казахстана