Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:36, реферат

Описание

Необходимость возникновения и развития отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому

Содержание

Введение
1. Государственное регулирование внешней торговли
2. Тарифные методы регулирования
3. Нетарифные методы регулирования
Заключение
Список использованных источнико

Работа состоит из  1 файл

Реферат Государственное регулир внешней торговли.docx

— 43.67 Кб (Скачать документ)

   В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.

   В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке, притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в бюджет государства и нанесло урон отрасли.

   В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.

   При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность.

   Государственной Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который предусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность введения государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст. 17), но он не действует. Необходимо непосредственно в законе определить конкретно, на какие товары следует ввести государственную монополию, и какие структуры будут осуществлять такие операции.

   Таможенная служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством России. Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов усиливается.

   Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должно стремиться государство.

    Участники внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.

   Практика показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей регламентации контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют принципы "свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время для таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых контрактах. Эти сведения должны позволять применять методы определения таможенной стоимости и таким образом ее контролировать. А для этого обязательно, прежде всего, наличие условий поставки товара через таможенную границу.

   Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по "ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты. При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.

   Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.

   В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

   Казалось бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора товаров и прямым образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают рыночный механизм. Но на практике этого обычно не происходит, ибо такие инструменты применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения оперативных задач и тем самым могут содействовать скорейшей нормализации функционирования национального рынка.

   Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Тарифные методы регулирования

    Таможенный тариф  на импорт

   Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа  отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные.    

    Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.)

    Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.

       Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной  номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

       Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на  экономическую ситуацию.

      С точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский  характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.

      Цель фискальных пошлин - преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно  выполняют пошлины на товар, который  не  производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.

      Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и льготные. Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые - в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении  режима наибольшего благоприятствования. Третьи – разновидность торговых пошлин - обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.

     

      Тариф на экспорт

       Введение таможенного тарифа  на экспорт может быть целесообразным  в том случае, когда цена на  какой-либо продукт находится  под административным контролем  государства и удерживается на  уровне ниже  мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом  случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.  Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложение   экспорта запрещено конституцией.      

Таможенный  союз.  

     Одним из направлений развития  тарифных методов регулирования   внешней торговли является координация  таможенной политики между странами  путем создания зон свободной  торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной  торговли, участвующие в ней страны  ликвидируют таможенные   пошлины  в торговле между собой, но  сохраняют каждая свой уровень   таможенной защиты по отношению  к третьим странам. Таможенный  союз   предлагает не только  беспошлинную торговлю между  странами - участницами  союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

    В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики.

      Наиболее развитое интеграционное  объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого  стало создание западноевропейскими   странами таможенного союза.

    

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Нетарифные методы регулирования

      По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными  формами  и методами регулирования внешнеторговой  деятельности являются нетарифные  ограничения. Они представляют  не меньшую угрозу либерализации  торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и  административные методы прямого или косвенного ограничения  внешнеэкономической деятельности:    

Квотирование

   Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота. Квотирование представляет собой ограничение в  количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к  ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота)  за определенный период.

     Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой - защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли  иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.д.

      Как правило, квотирование внешней  торговли осуществляется путем  ее лицензирования, когда государство  выдает лицензии на импорт  или экспорт ограниченного объема  продукции и одновременно запрещает   нелицензированную торговлю. Лицензирование  может иметь и самостоятельное   значение как инструмент внешнеторговой  политики, когда, например  государство  предоставляет право какому-либо  импортеру ввозить товары без   ограничения или только из  указанных стран (так называемая  генеральная  лицензия). 

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли