Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, реферат

Описание

С развитием капитализма в России возникла необходимость в привлечении капитала на развитие промышленности, так как одних кредитов было недостаточно, да и не всегда они были выгодны для промышленников, поэтому возникла идея перенять такое проявление рынка ценных бумаг, давно существовавшее на Западе в развитых капиталистических странах, как акционирование, т.е. долевую собственность, это стало одним из возможных источников финансирования промышленных и иных проектов которые не смог бы финансировать Центральный Банк России и правительство.

Содержание

Введение
Глава 1. Долговые обязательства государства
§1.Выпуск и обращение облигаций местных органов власти
§2. Облигации федеральных органов исполнительной власти
§3.Облигации внутренних государственных займов
§4.Купономинальные долговые обязательства российского государства
§5. Казначейские обязательства
Глава 2. Тенденции развития перспективы рынка федеральных, субфедеральных и муниципальных ценных бумаг в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственные ценные бумаги РФ.doc

— 498.50 Кб (Скачать документ)

е) облигационный займ обеспечивается имущественными гарантиями со стороны держателей реальных служебных или жилых помещений, а также финансовыми гарантиями.

§2. Облигации федеральных органов исполнительной власти

В международной практике широко используются подобные ценные бумаги. Эмитентами подобных ценных бумаг могут быть:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) специализированные учреждения находящиеся в федеральной собственности;

в) специализированные учреждения находящиеся в иной, чем федеральная, собственности и пользующиеся финансовой поддержкой правительства в силу выполнения ими социально значимых функций.

Цели эмиссии направлена:

-       на выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общественное значение;

-       на выполнение национальных программ поддержки определенных групп населения (студентов, ветеранов и т.п.), секторов экономики;

-       с целью финансовой поддержки кредитных институтов, ведущих социально важные операции с недвижимостью и землей;

-       на привлечение финансовых источников в качестве ресурсной базы кредитных инвесторов, имеющих общегосударственное значение;

-       на замещение бюджетных расходов, связанных с реструктурированием терпящих бедствие отраслей, предприятий и кредитных институтов.

Виды облигаций, выпускаемых ведомствами, и подобных им ценных бумаг (нот, векселей):

-         кратко-, средне- и долгосрочные, бессрочные;

-         гарантированные федеральным правительством, частично или негарантированные;

-         застрахованные и незастрахованные специальным правительственным учреждением;

-         имеющие или не имеющие обеспечение.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые будут гарантированны правительством Российской Федерации, будут входить в состав государственного внутреннего долга РФ, и соответственно на условия их выпуска и обращения будут накладываться ограничения. В остальном - рассматриваемые облигации могут иметь все разновидности условий выпуска и обращения, рассмотренные мной выше. Обычно данные облигации выпускаются как безотзывные (практика США).

Кризис ссудо-сберегательной системы США осуществилась не средствами бесплатного и безвозвратного финансирования, а за счет:

а) кредитов из бюджета;

б) за счет долгосрочного облигационного заимствования средств у публики.

Таким образом, удар по государственному бюджету, по финансовой системе был смягчен во многом за счет средств самой публики.

Что касается российской практики, то облигаций федеральных органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений на рынке нет. Хотя в выпуске таких ценных бумаг могли бы быть заинтересованы Российский фонд федерального имущества, Российская финансовая корпорация, Внешторгбанк РФ, Российский банк реконструкции и развития, Пенсионный фонд, бывшие министерства и ведомства, действующие под именем "российских акционерных обществ".

Вместе с тем, еще в 30-х годах ведомства активно прибегали к индустриальным облигационным займам. После длительного перерыва в конце 80-х, Внешэкономбанк выпустил на международный рынок несколько параллельно обращающихся облигационных займов в европейских валютах.

§3.Облигации внутренних государственных займов

Основные виды внутренних облигационных займов принятые в международной практике действуют уже значительный период времени. И анализ их деятельности показал их значительное сходство в подходах, в видах выпускаемых долговых обязательств, в финансовых потребностях государств, финансируемых через облигации.

Что же касается российской практики, то подобное распределение федеральных облигационных займов начало складываться лишь в 1994 году. Так, облигационные займы, ориентированные в значительной мере на крупных инвесторов:

-       краткосрочные:

а) государственные краткосрочные бескупонные облигации (на 3-6 месяцев, 1 год), выпускаемые с дисконтом, регулярными сериями;

б) золотые сертификаты (на один год), номиналом, равным десяти килограммам золота;

-       среднесрочные:

а) внутренний валютный облигационный займ (сроком 1, 3, 6, 10 лет - купонные облигации);

-       долгосрочные:

а) внутренний валютный облигационный займ (сроком на 15 лет - купонные облигации);

б) облигации Государственного республиканского займа РСФСР на тридцать лет.

Облигационные займы, ориентированные на мелких частных инвесторов:

- облигации Российского внутреннего выигрышного займа;

- облигации государственного целевого беспроцентного займа;

Разновидности облигаций внутренних государственных займов во многом совпадают с классификацией муниципальных облигаций.

§4.Купономинальные долговые обязательства российского государства

Купонономинальные ценные бумаги в основном, предназначены для инвесторов - юридических лиц, хотя в приобретении части из них может участвовать и население.

Инвесторы могут свободно купить и продать эти облигации через главные территориальные управления Банка России, которые не в праве отказать им в совершении сделок по объявленным Банком России ценам. Последний котирует займ на постоянной основе, объявляя цены покупки-продажи через свои региональные учреждения.

Регистратором сделок, совершаемых инвесторами между собой, а также платежными агентами (выплата процентов, погашение облигаций), также выступает Банк России.

Аукционного первичного размещения среди инвесторов не проводилось, дилерская продажа-скупка проводилась на основе двухсторонних котировок, объявляемых центральным банком, центральный банк является также платежным агентом и регистратором.

Ставка купона по данному облигационному займу равнялась 15%. Фактическая доходность колебалась в 1992 - 1994 г.г. от 70 до 170% (цены покупки-продажи, устанавливаемые Банком России, значительно ниже номинала, например, 45 - 50% от его величины).

Моделью для выпуска этих долговых ценных бумаг послужили казначейские векселя США. Центр, через который осуществляется первичное размещение и вторичный оборот указанных облигаций, - Московская межбанковская биржа.

Московская межбанковская валютная биржа:

а) организованный рынок ГКО при их первичном размещении и вторичном обороте;

б) депозитарий ГКО;

в) регистратор сделок;

г) расчетная система.

Платежным агентом Минфина по операциям с ГКО выступает Банк России, используя при этом депозитарно-расчетную систему валютной биржи. Как принято в международной практике, схема выпуска ГКО рассчитана на погашение более ранних выпусков за счет средств, поступающих от последующих эмиссий этих облигаций. У ГКО нет фиксированной ставки процента, доход по ним выплачивается в виде разницы между номиналом и ценой, по которой инвестор приобрел облигацию.

Необходимо заключить, что рынок ГКО в новейшей истории рынка ценных бумаг в России имеет особое значение. Во-первых, это - первая массовая и ликвидная ценная бумага организованного рынка, созданного за короткие сроки, с использованием американского и шведского опыта, но отечественными силами. Во-вторых, это - рынок, имеющий современную техническую и технологическую базу, адекватную западным фондовым рынкам. В-третьих, это - впервые созданная в России технология двойного непрерывного аукционного, поддерживаемая массовым участием в рынке нескольких десятков банков-дилеров. И, наконец, - это уникальный пример консолидации ресурсов государства (Центральный банк РФ), частного сектора (Московская межбанковская биржа) и усилий первого поколения специалистов фондового рынка. Вместе с тем, несмотря на уникальное техническое и технологическое значение, которое этот проект имеет для развития фондового рынка в России, он в макроэкономическом смысле увеличил давление (в ряду других государственных ценных бумаг) на денежные ресурсы частного сектора.

 


§5. Казначейские обязательства

Назначение этих ценных бумаг - секъюритизировать задолженность Минфина РФ перед предприятиями по бюджетному финансированию. Идея выпуска в том, чтобы выплачивать эту задолженность не живыми деньгами, а процентными долговыми бумагами, которые в свою очередь могут быть обращены в уплату поставщикам за сырье, материалы, энергию и т.д.

Казначейское обязательство - "это эмитируемая государством ценная бумага или обязательство государства выплатить последнему держателю при соблюдении определенных условий сумму номинала и проценты по ним. Казначейские обязательства предназначены для погашения кредиторской задолженности предприятия или обязательств по уплате налогов в бюджет".

При первичном размещении к номиналу Казначейских Обязательств (КО) Минфин устанавливает процентную ставку. КО передаются только юридическим лицам. Каждое КО имеет определенную серию со следующими параметрами: дата выпуска, номер серии, объем выпуска, дата начала налогового освобождения, дата начала размещения, дата начала погашения, дата окончания погашения, ограничения. Выпускают КО в без документальной форме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченном депозитарии (банк-агент МФРФ). Выписка со счета является подтверждением права собственности. Владелец КО может выполнять следующие действия с этими ценными бумагами:

1) Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредитора. При данной операции необходимо знать вид расчета. В глобальном сертификате оговорены обязательные расчеты, которые могут проходить только по номинальной цене. Все необязательные расчеты могут проходить по договорной цене. При совершении расчетов необходимо знать количество нужных расчетов, которые предусмотрены для данной серии ваших КО. Для осуществления данной операции нужно, чтобы и у кредитора, и у дебитора был открыт счет типа "депо" в банке-депозитарии, который обслуживает данную серию КО. Для такой операции заполняется поручение по определенной форме.

2) Продажа КО юридическим и физическим лицам (резидентам). Операция не имеет ограничений на необходимое количество индоссаментов, цена по этой операции договорная.

3) Залог КО с целью получения кредита, с обязательной регистрацией в банке-депозитарии.

4) Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. Для погашения задолженности перед федеральным бюджетом необходимо знать дату налогового освобождения, которая указана в глобальном сертификате.

5) Погашение КО. Используется формула расчета текущего курса КО, дата погашения также указывается в глобальном сертификате. В данном случае на счета последних держателей КО переводятся суммы, равные номинальной стоимости КО плюс оговоренные при выпуске КО проценты. Если срок обращения истек, а необходимое количество расчетов не набрано, то по заявлению держателя ценной бумаги будет произведенное погашение КО. В бухгалтерском учете имеются особенности отражения операций по КО в зависимости от первичного или вторичного обращения. К первичному обращению относятся операции, не получившие обязательное количество индоссаментов (расчетов), а ко вторичному обращению - получившие обязательное количество расчетов.

Выпуск Казначейских обязательств

КО выпускаются как уже упоминалось выше в без документальной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев, по соглашению с первыми держателями КО выбираются банки-агенты Минфина России, отобранные в соответствии со сформулированными правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющими депозитарий в качестве подразделения банка.

Параметры выпуска определяются в приказе Министерства финансов РФ и фиксируются в глобальном сертификате, депонируемом в уполномоченном депозитарии. Параметрами являются: дата выпуска, и пр. указанные выше.

Уполномоченные депозитарии на основе договора с Минфином России открывают счет-депо первому держателю на весь выпуск, предоставленный глобальным сертификатом, выданным от имени Министерства финансов РФ. Держатели Казначейских обязательств открывают счета-депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Движение КО по счетам-депо происходит на основании распорядительных документов в соответствии с Регламентом уполномоченного депозитария. На основании перевода КО со счета на счет держателям Казначейских Обязательств по их требованию выдаются со счетов-депо, подтверждающие право владения тем или иным лицом приобретенного им числа обязательств.

Обращение КО опускается в ограниченной и неограниченной формах. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения КО и накладываемые ограничения для владельцев обязательств "...Порядок обращения КО и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию КО.

К числу ограничений могут относится: обязательность расчета КО только с целью погашения кредиторской задолженности, ограничение на право передачи КО только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений, ограничение по срокам учета и обмена на налоговые освобождения."

Депозитарий на основании заключенного с Министерством финансов РФ депозитарного договора контролирует, чтобы по каждому КО было осуществлено оговоренное в депозитарном договоре количество операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО свободно обращаются на вторичном рынке.

По желанию владельца КО последние могут быть обменяны на налоговые освобождения. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения фиксируются в глобальном сертификате.

Таким образом, мир государственных ценных бумаг в России чрезвычайно пестр и даже хаотичен. Их выпуск связан как с традиционными потребностями бюджета в покрытии кассовых разрывов и долгосрочного дефицита, так и экзотическими задачами (продажа казной золота на срок, секъюритизация долгов потерпевшего банкротство государственного банка, замещение долговыми ценными бумагами задолженности Минфина перед предприятиями и т.д.).

Информация о работе Государственные ценные бумаги