Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 23:17, реферат
В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способов привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.
В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способов привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов – потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги [5].
В связи с этим, проблема роли и значимости государственных ценных бумаг на российском финансовом рынке очень актуальна, так как средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета, что является важным факторным аспектом рассмотрения вопроса о государственных ценных бумагах. Кроме того, ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидности баланса финансово-кредитных учреждений.
Целью данной работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, и определение роли государственных ценных бумаг в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1. Исследование источников по данной теме, систематизация информации.
2. На основе полученной информации, рассмотреть вопрос о государственных ценных бумагах, их сущности и особенностях обращения в Российской Федерации.
3.Рассмотреть основные этапы становления рынка государственных ценных бумаг в России.
4.На основе мнений различных авторов, занимающихся изучением данной проблемы, определить роль государственных ценных бумаг в стране.
5.Оценить современное состояние рынка государственных ценных бумаг России, а также определить основные перспективы развития государственных ценных бумаг в России. Сделать необходимые выводы по рассматриваемой теме.
1.Понятие, сущность и особенности государственных
ценных бумаг в России.
Государственные ценные бумаги имеют давнюю историю. На них приходится значительная часть в финансировании государственного бюджета. Известны три основных канала финансирования бюджета — налоги, на которые в развитых странах приходится до 80—90 % всех доходов бюджета, эмиссия банкнот, которая в последние годы потеряла свое значение, так как связана с ростом инфляции, и эмиссия ценных бумаг, на которую приходится оставшаяся доля доходов бюджета. Отметим, что государство может выпускать только долговые ценные бумаги. На рисунке 1 наглядно представлены основные каналы финансирования бюджета развитых стран и их доля в общем объеме средств, направляемых в бюджет.
Рис.1 Каналы финансирования бюджета
Исходя из рассмотренной схемы, приходим к выводу, что увеличение объема государственных ценных бумаг в России, как и в любой другой развитой стране, довольно целесообразно и имеет смысл, так как основная цель выпуска займов в сегодняшней России, как говорилось ранее, – покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживалась высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения. В связи с этим, важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумаг является конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств, приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность [3].
Таким образом, необходимо определить основные цели выпуска государственных ценных бумаг:
1) Финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки
налоговых поступлений;
2) Рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;
3) Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента;
4) Финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды [7].
Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг, отмечает Т.А. Батяева, составляют рыночные [3].
Как правило, государственные ценные бумаги не облагаются налогом, либо имеют льготное налогообложение, что делает их, по мнению Е.Б. Стародубцевой, более конкурентоспособными по отношению к корпоративным ценным бумагам [8].
Государственные ценные бумаги выпускаются министерством финансов, казначейством, государственными органами, а также учреждениями, получающими правительственную поддержку, агентствами и международными институтами. Такие ценные бумаги имеют правительственную гарантию: полную или частичную.
Сегодня вопросы развития рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) приобрели особую актуальность и широко освещаются в экономической прессе. Одни эксперты считают, что в условиях бюджетного профицита развитие этого рынка бессмысленно, другие - что рост государственного долга приведет к росту процентных ставок и увеличит фискальную нагрузку на будущие поколения [5].
2.История становления рынка государственных ценных бумаг
в России
Государственные ценные бумаги, как отмечалось ранее, являются неотъемлемой частью финансовой системы любого государства, развивающегося на принципах рыночной экономики, имеющей свою институциональную и организационно-правовую структуру. В Российской Федерации данная структура начала формироваться в начале 1990-х годов параллельно с осуществлением глубокого реформирования всей экономической системы государства. Дальнейшая история развития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации представляет собой сочетание успехов и ошибок в построении системы привлечения финансовых средств для государственных нужд путем выпуска различных видов государственных обязательств. Однако данный рынок стал одной из основных составных частей российской финансовой системы и ни у кого не вызывает сомнений необходимость его существования [7].
Целью создания российского рынка государственных ценных бумаг был переход от прямого кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к эмиссии государственных ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в том числе стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и расширение спектра предлагаемых банковских услуг [4].
После кризиса в октябре
1994 года на валютном рынке рынок
государственных ценных бумаг впервые
был использован для
После банковского кризиса в августе 1995 г. рынок госбумаг фактически стал играть роль рынка межбанковских кредитов (т.е. определять минимальную стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских кредитов, разразившийся в августе 1995 г. и вызванный банкротством ряда банков и "финансовых пирамид", был назван "кризисом доверия". Рынок межбанковских кредитов служил лишь дополнением рынка госбумаг, позволяя после завершения сессий вторичных торгов госбумагами перераспределять оставшиеся рублевые ресурсы [3].
Такое развитие рынка государственных ценных бумаг привело как к положительным, так и отрицательным результатам.
Различные точки зрения существуют лишь по поводу вопросов, касающихся тактических моментов развития рынка государственных ценных бумаг и его инструментов, но это вполне оправдано, так как государственные ценные бумаги и механизмы функционирования их рынка являются постоянно развивающейся системой, изучением и совершенствованием которой занимаются как ученые-исследователи, так и практики, работающие в институциональных структурах финансового рынка.
Выпуск в России ГКО-ОФЗ (Государственные краткосрочные обязательства-обязательства федерального займа) с 1995 г. принял постоянный характер, один выпуск следовал за другим. При этом нарушались следующие условия размещения: приток новых средств на рынок должен был превышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в интересах государства; средства от погашения должны были частично вкладываться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. Каждый последующий выпуск этих обязательств приходилось воспроизводить на условиях более высокого процента. Сложилась ситуация, при которой новые эмиссии ценных бумаг не только не давали денег в бюджет, но сами поглощали бюджетные доходы.
Это говорит о том, что государство решало задачи по мере их поступления и не делало долгосрочных вложений капитала в производство, которое являлось единственным источником получения добавленной стоимости.
Таким образом, отметим, что в период становления рынка государственных ценных бумаг государство использовало как прямые кредиты, так и долговые обязательства для привлечения необходимых денежных средств. Но в связи с кризисной ситуацией в экономике России заимствования правительства носили краткосрочный характер, что в дальнейшем привело к росту долга. Кроме того институты, которые должны были размещать государственные ценные бумаги, превратились в их покупателей. Долговые обязательства надолго осаживались в портфелях ЦБ, коммерческих банков и Сбербанка, превращаясь в денежные фонды государства.
3. Анализ текущего состояния рынка государственных ценных бумаг России
С начала
2000-х годов в России сложились
чрезвычайно благоприятные
Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами.
При таких обстоятельствах взаимодействие между состоянием государственного бюджета и динамикой государственного долга изменилось кардинальным образом: если в 90-х годах бюджетный дефицит покрывался за счёт привлечения внутренних ресурсов и иностранных кредитов, то теперь, напротив, профицит бюджета стал основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам. Однако власти заботились и о том (что закономерно), чтобы наличие устойчивого профицита государственного бюджета не привело к полному прекращению эмиссии рублевых долговых обязательств, к ликвидации рынка внутреннего государственного долга. Рассмотрим структуру внешнего долга РФ по государственным ценным бумагам на примере данных таблицы 1 [10].
На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены государственные краткосрочные облигации (ГКО), различные виды государственных облигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) и облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Допущены к обращению на рынке также бумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО «Банк Русский Стандарт», АБ «Газпромбанк» (ЗАО), ОАО «МегаФон», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и др.
Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются крупные коммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и дочерние предприятия иностранных банков и компаний.