Государственные ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 23:17, реферат

Описание

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способов привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Работа состоит из  1 файл

Рефера.docx

— 42.94 Кб (Скачать документ)

Рынок  государственных  ценных бумаг в России на современном этапе можно назвать «узким», и основной причиной этой "узости", на мой взгляд, заложена в конструкции бюджета. В России бюджет - унитарный, единый, а не двойной. При двойном бюджете текущие расходы покрываются налоговыми доходами, а капитальные, инвестиционные - заемными средствами. Капитальные расходы - это накопление активов, приносящих доход. Он используется для выплаты процентов по государственным займам, а продажа активов позволяет погашать основную сумму долга. Любое увеличение долга компенсируется равноценным увеличением активов, и чистая стоимость государства остается неизменной. Это и есть "золотое правило" в бюджетном контексте.

Таблица 1

Внешний долг Российской Федерации (в млрд. долларов США) по государственным  ценным бумагам с 2006 – 2011 гг.

Наименование задолженности

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Долговые ценные бумаги

19,0

18,5

17,9

17,4

17,1

16,9

Краткосрочные обязательства  по ценным бумагам

39,5

39,4

42,5

50,0

53,6

56,3

Долгосрочные обязательства  по ценным бумагам

153,8

149,5

205,6

230,3

257,4

283,2


 

Проанализировав таблицу  можно сделать вывод о том, что внешний долг Российской Федерации  по государственным ценным бумагам  в целом имеет разрозненную тенденцию. В период с 2006 по 2007 гг. наблюдается  общий спад долгов по всем показателям. Это связано с укреплением  экономического положения в стране и достаточно резким ростом цен (и  удержанием их на данной отметке достаточно длительный период) на топливно-энергетические ресурсы.

В 2008 г. мы также наблюдаем, незначительное снижение по долговым ценным бумагам, но происходит увеличение государственного долга краткосрочных  и долгосрочных обязательств по ценным бумагам. Это связано с нестабильным положением на мировой арене, падением цен на топливно-энергетические ресурсы  и развитием финансового кризиса  в Российской Федерации.

Прогнозы на 2009-2010 гг. показывают, что сохранятся тенденция 2008 года, но с более значительным увеличением  долга краткосрочных и долгосрочных обязательств по ценным бумагам. Причинами  этого могут быть: сохранение позиций  финансового кризиса внутри страны, неблагоприятная обстановка на мировой  арене. Структура рынка ГЦБ претерпела с начала нынешнего десятилетия существенные изменения, состоящие в первую очередь в вытеснении краткосрочных долговых инструментов долгосрочными ценными бумагами.

Таким образом, монетарные власти фактически стремятся достичь одновременно двух противоречащих друг другу целей: с одной стороны, обеспечить повышение  ликвидности рынка государственных  заимствований, а с другой — не допустить непомерного роста  доходности долговых бумаг. Рост доходности мог бы увеличить государственные  расходы, связанные с обслуживанием  долга, вызвать повышение процентных ставок по субфедеральным и корпоративным  заимствованиям, которое, в свою очередь, затруднит привлечение заемного капитала властями регионов и частными компаниями на внутреннем рынке. Поэтому  задача состоит в том, чтобы пройти по тонкой грани между этими двумя  противоположными устремлениями, найти  баланс между показателями доходности ценных бумаг и ликвидности рынка. Иначе говоря, государственным органам следует принимать решения, которые бы не подрывали доходность собственных инструментов и не мешали частному сектору [9].

Рассмотрев  вопрос о современном состоянии  рынка государственных ценных бумаг отметим, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг  является одним из наиболее значительных сегментов финансового рынка России, выполняя следующие функции:

  • позволяет правительству эффективно управлять государственными финансами;
  • предоставляет Банку России инструментарий для осуществления эффективной денежно-кредитной политики, регулирования уровня ликвидности и поддержания стабильности процентных ставок;
  • дает ориентир уровней безрисковых процентных ставок в стране;
  • предоставляет всем заинтересованным экономическим субъектам высоконадежные финансовые инструменты.

Рынок ГЦБ является одним  из наиболее передовых сегментов  российского финансового рынка, базирующимся на уникальной всероссийской  межрегиональной инфраструктуре. К  его основным характеристикам относятся:

  • высокая надежность функционирования;
  • всероссийский охват;
  • комплексные услуги на базе передовых информационных технологий;
  • соответствие используемых технологий современным международным стандартам.

 

5.Перспективы развития государственных  ценных бумаг в России

 

Таким образом, рассмотрев вопрос о роли государственных ценных бумаг в российской экономике отмечаем, что основными приоритетами для развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг на 2011-2012 гг. являются:

- обеспечение  сбалансированности источников финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализацией государственных запасов и средствами Стабилизационного фонда Российской Федераций;

- сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

- осуществление  государственных внутренних заимствований  в объеме, позволяющем активно  развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;

- изменение  структуры государственного долга  Российской Федерации в части  дальнейшего увеличения удельного  веса внутреннего долга в структуре  совокупного государственного долга  при одновременном уменьшении  внешнего долга, особенно его  нерыночной части.

Такая политика Минфина России, учитывающая  рыночные изменения, позволила значительно  снизить спрэды между федеральными облигациями и корпоративными и  субфедеральными облигациями и, соответственно, повысилась привлекательность  государственных федеральных ценных бумаг за счет повышения интереса к ним со стороны все более  широкого круга участников.

Подводя итог рассмотрения вопроса о государственных ценных бумагах, приходим к выводу что, рынок государственных ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической задолженности государства. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупных проектов, для покрытия целевых расходов Правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Рынок государственных ценных бумаг – это неотъемлемая часть  внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.

В настоящее время разрабатываются  различные способы совершенствования  рынка государственных ценных бумаг, включая развитие инфраструктуры и внедрение новых технологий, которые в дальнейшем могут быть применены в различных областях российского финансового сектора.


Информация о работе Государственные ценные бумаги