Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:29, реферат
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рискам различной этимологии, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.
Введение 3
Государственная корпорация: понятие, история создания. 6
Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением
целей государственной корпорации со стороны учредителя 9
Виды моделей корпоративного управления
Сравнительная характеристика российской модели управления
акционерным обществом и основных моделей корпоративного
управления 14
Заключение 16
Список литературы 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики предпринимательства
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИОСУП»
тема «Государственные корпорации как новый институт
реализации экономической политики и основы управления»
.
Уфа 2013
Содержание
Введение 3
целей государственной
корпорации со стороны
акционерным обществом и основных моделей корпоративного
управления 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Становление и развитие рыночных отношений
в российской экономике породило
коренную трансформацию форм и механизмов
ее функционирования. В настоящее
время экономика России представлена
широким спектром различных рыночных
институтов, среди которых начинают
ускоренно развиваться
Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Данная организационно-правовая форма была решениемadhoc, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили - неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось.
Следующим этапом в истории данной организационно-правовой формы стало создание Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и АСВ являлись соответственно кредитной и страховой организациями, поэтому подпадали под весьма жесткое регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.
Наблюдаемый ныне всплеск активности по созданию государственных корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой adhoc, в совершенно новых сферах и условиях, а также в совершенно иных целях.
В соответствии с п.1 ст.50
ГК РФ некоммерческие организации –
это юридические лица, не имеющие
в качестве основной цели извлечение
прибыли и не распределяющие полученную
прибыль между участниками; согласно
п.3. той же статьи «некоммерческие
организации могут осуществлять
предпринимательскую
Закон об НКО определяет государственные корпорации следующим образом:
Статья 7.1. Государственная корпорация
1. Государственной корпорацией
признается не имеющая
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые
установлены федеральным
Словосочетание «
Первой ГК в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году. В 2003 появилось вторая ГК – Агентство по страхованию вкладов. Но настоящий бум государственных корпораций начался в 2007 году.
На 12 ноября 2007 года были уже созданы или находились в процессе создания следующие организации:
Сфера деятельности государственных
корпораций разнообразна. Некоторые
из них заняты функциями, которые
могли бы выполняться частными предприятиями,
деятельность других не востребована
никем, кроме членов правительства
и сводится к распределению
Таблица 1. Государственные корпорации в России и виды их деятельности
Корпорация |
Виды деятельности |
Агентство по страхованию вкладов |
Обязательное страхование |
АРКО |
Кредитование |
Внешэкономбанк |
Банковское дело, консалтинг, страхование, ценные бумаги |
Олимпстрой |
Строительство, эксплуатация олимпийских объектов |
Росатом |
Производство электроэнергии
на АЭС, ядерных материалов, контроль
над расщепляющимися |
Роснанотех |
Распределение государственных средств |
Ростехнологии |
Консалтинг, финансовое посредничество |
ФСР ЖКХ |
Распределение государственных средств |
Сегодня создание подобных структур превращается в фирменный знак российской экономической политики.
Таблица 2
Государственная корпорация |
Цели |
Нормы |
1.Росатом |
Проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере.[Ст.4] |
Правительство РФ утверждает программу деятельности корпорации на долгосрочный период. [Ст. 5] Программа предусматривает выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, в том числе заданий государственного оборонного заказа [ст.19] Корпорация направляет годовые отчеты Правительство РФ |
2. Роснанотех |
Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии [Ст.3, п.1] |
Корпорация ежегодно представляет в Правительство РФ годовой отчет, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключение ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иные документы корпорации [Ст.6, п.4] |
3. Олимпстрой |
Осуществление управленческих
и иных общественно полезных функций,
связанных с инженерными |
Корпорация направляет квартальные и годовые отчеты Президенту и Правительству РФ. Квартальный отчет включает отчет об осуществлении строительства олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий, предусмотренных перечнем объектов, подлежащих строительству, а также квартальную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, содержащую сведения о направлениях расходования средств Корпорации и об их объемах. Годовой отчет включает аналогичные данные за отчетный период, плюс заключение ревизионной комиссии, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности и отчет о результатах мониторинга. Мониторинг строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий осуществляется на основе сбора и анализа отчетности о ходе строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий, представляемой в исполнителями соответствующих работ (услуг) [Ст. 8, пп. 6-9. Ст. 19.] |
4. Ростехнологии |
Содействие разработке, производству
и экспорту высокотехнологичной
промышленной продукции путем обеспечения
поддержки на внешнем рынке российских
организаций - разработчиков и производителей
высокотехнологичной |
Президенту РФ и в Правительство РФ направляется годовой отчет. Годовой отчет включает в
себя отчет о деятельности Государственной
корпорации "Ростехнологии" за прошедший
отчетный период, в том числе в
области военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными
государствами, а также показатели
деятельности организации, являющейся
государственным посредником |
5. Банк развития (Внешэкономбанк) |
Обеспечение повышения |
Правительство Российской Федерации утверждает Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, устанавливающем основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением Меморандума осуществляется в том числе на основе ежегодного представления Внешэкономбанком годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения по этой отчетности, а также заключения службы внутреннего контроля Внешэкономбанка по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности [Ст. 4., п.6-7. Ст. 6., п.6.] |
6. Агентство по страхованию вкладов |
Обеспечение функционирования системы страхования вкладов. [Ст. 15, п.1] |
Годовой отчет АСВ направляется в Правительство и Банк России. Обобщенные данные годового отчета и бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию. Годовой отчет Агентства
включает: отчет о деятельности АСВ
за прошедший отчетный период с анализом
состояния системы страхования
вкладов и использования |
Англо-американская модель
(или по-другому
Для англо-американской модели характерно следующее: публичные компании с множеством мелких акционеров, большое значение фондового рынка, в меньшей степени (чем в германской модели) зависимость от государства, открытость экономических границ. Например, «Generalelectric насчитывает сотни тысяч акционеров, причем даже самому крупному из них принадлежит менее 1% акций. Исследования показывают, что концентрация прав собственности и контроля тем выше (при прочих равных условиях), чем менее эффективна система защиты прав акционеров. Система защиты прав акционеров в более развитых странах, как правило, выше. Отсюда и показатели концентрации акционерного капитала в более развитых странах, как правило, ниже».Большая распыленность акций может привести к тому, что даже незначительная доля акций в собственности (при условии, что никто другой не имеет больше) может обеспечить контроль инвестора за предприятием.
Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры, правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности. Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры.
Особенностью англо-
Корпоративное законодательство, действующее в странах, применяющих англо-американскую модель управления, решает противоречие интересов акционеров и менеджеров. Акционеры избирают совет директоров, который становится их доверенным лицом и начинает действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля над управлением. В советы директоров большинства корпораций США и Великобритании входят как внутренние члены, или инсайдеры, так и внешние (независимые) члены, или аутсайдеры.
Англо-американская модель,
развивавшаяся в условиях свободного
рынка, предполагает разделение владения
и контроля в наиболее крупных
корпорациях. Это разделение очень
важно, так как инвесторы, вкладывая
свои средства и владея предприятием,
не несут юридической