Государственные корпорации как новый институт реализации экономической политики и основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:29, реферат

Описание

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рискам различной этимологии, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.

Содержание

Введение 3
Государственная корпорация: понятие, история создания. 6
Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением
целей государственной корпорации со стороны учредителя 9
Виды моделей корпоративного управления
Сравнительная характеристика российской модели управления
акционерным обществом и основных моделей корпоративного
управления 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

ИОСУП кр.docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АВИАЦИОННЫЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономики предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА

по дисциплине «ИОСУП»

тема «Государственные корпорации как новый институт

реализации экономической  политики и основы управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

 

Содержание

Введение             3

  1. Государственная корпорация: понятие, история создания.    6
  2. Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением

 целей государственной  корпорации со стороны учредителя    9

  1. Виды моделей корпоративного управления
  2. Сравнительная характеристика российской модели управления

акционерным обществом и  основных моделей корпоративного

управления            14

Заключение            16

Список литературы           17

 

Введение

Становление и развитие рыночных отношений  в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее  время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры  корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются  высокой устойчивостью по отношению  к рискам различной этимологии, и  поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес  не только практиков, но и ученых-экономистов. Проблемы формирования корпоративного капитала стали актуальными в  России лишь в 90-х гг. ХХ века. Внешними побудительными мотивами для этого  стали общемировые процессы, в  частности возросший интерес  к корпоративному управлению в США (как реакция на волну враждебных захватов контрольных пакетов акций  при одновременном усилении институциональных  инвесторов и ряда корпоративных  скандалов), мировой финансовый кризис 1997 – 1998 гг. и проблемы корпораций стран  с развивающимися рынками. Основным внутренним побудительным мотивом  такого интереса стала необходимость  привлечения инвестиций в экономику  страны и низкая конкурентоспособность  подавляющего большинства российских фирм на финансовых рынках, обусловленная  в том числе и низким уровнем  корпоративного управления в компаниях.

 

    1. Государственная корпорация: понятие, история создания.

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она  появилась в результате поправки в федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – закон об НКО), введенной  в 1999 году федеральным законом от 08.07.1999 №40-ФЗ «О реструктуризации кредитных  организаций». Данная организационно-правовая форма была решениемadhoc, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций. По-видимому, разработчиков закона «О реструктуризации кредитных организаций», как и законодателей, не устроили имевшиеся на тот момент организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ и законом об НКО, однако чем именно не устроили - неясно, т.к. никакого обсуждения данной нормы в ходе прохождения закона через Федеральное Собрание фактически не состоялось.

Следующим этапом в истории  данной организационно-правовой формы  стало создание Агентства по страхованию  вкладов (АСВ) в 2003 году. И АРКО, и  АСВ являлись соответственно кредитной  и страховой организациями, поэтому  подпадали под весьма жесткое  регулирование, применяемое в этих сферах деятельности.

Наблюдаемый ныне всплеск  активности по созданию государственных  корпораций представляет собой эксплуатацию этой нормы, принятой adhoc, в совершенно новых сферах и условиях, а также в совершенно иных целях.

В соответствии с п.1 ст.50 ГК РФ некоммерческие организации –  это юридические лица, не имеющие  в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками; согласно п.3. той же статьи «некоммерческие  организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы, и соответствующую этим целям». ГК РФ перечисляет некоторые  виды некоммерческих организаций, но никак  не упоминает государственные корпорации (как и ряд других организационно-правовых форм, введенных после выхода первой главы ГК).

Закон об НКО определяет государственные корпорации следующим  образом:

Статья 7.1. Государственная  корпорация

1. Государственной корпорацией  признается не имеющая членства  некоммерческая организация, учрежденная  Российской Федерацией на основе  имущественного взноса и созданная  для осуществления социальных, управленческих  или иных общественно полезных  функций. Государственная корпорация  создается на основании федерального  закона.

Имущество, переданное государственной  корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация  не отвечает по обязательствам государственной  корпорации, если законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые  установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной  корпорации, за счет части ее имущества  может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной  корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Словосочетание «государственная корпорация», помимо строгого юридического значения, принятого в российском законодательстве, несет в себе иной смысл - «корпорация, которой владеет  государство». Англоязычная калька этого  термина – “government-ownedcorporation” или “State-ownedcorporation” - обозначает просто предприятие, находящееся в государственной собственности, причем обычно подразумевается акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под «государственными корпорациями» именно акционерные общества.

Первой ГК в России стало Агентство  по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году. В 2003 появилось  вторая ГК – Агентство по страхованию  вкладов. Но настоящий бум государственных  корпораций начался в 2007 году.

На 12 ноября 2007 года были уже созданы  или находились в процессе создания следующие организации:

  1. Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее – АРКО; ликвидирована в 2004 г.).
  2. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Внешэкономбанк).
  3. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ( «Олимпстрой»).
  4. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснанотех»).
  5. Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФСР ЖКХ).
  6. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» ( «Росатом»).
  7. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» ( «Ростехнологии»).
  8. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ).

Сфера деятельности государственных  корпораций разнообразна. Некоторые  из них заняты функциями, которые  могли бы выполняться частными предприятиями, деятельность других не востребована никем, кроме членов правительства  и сводится к распределению государственных  субсидий.

Таблица 1. Государственные корпорации в России и виды их деятельности

Корпорация

Виды деятельности

Агентство по страхованию  вкладов

Обязательное страхование

АРКО

Кредитование

Внешэкономбанк

Банковское дело, консалтинг, страхование, ценные бумаги

Олимпстрой

Строительство, эксплуатация олимпийских объектов

Росатом

Производство электроэнергии на АЭС, ядерных материалов, контроль над расщепляющимися материалами

Роснанотех

Распределение государственных  средств

Ростехнологии

Консалтинг, финансовое посредничество

ФСР ЖКХ

Распределение государственных  средств


 

Сегодня создание подобных структур превращается в фирменный  знак российской экономической политики.

 

    1. Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением целей государственной корпорации со стороны учредителя

Таблица 2

Государственная корпорация

Цели

Нормы

1.Росатом

Проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного  и  ядерного  оружейного  комплексов,  обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере.[Ст.4]

Правительство РФ утверждает программу деятельности корпорации на долгосрочный период. [Ст. 5] Программа предусматривает выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, в том числе заданий государственного оборонного заказа [ст.19]

Корпорация направляет годовые  отчеты Правительство РФ

2. Роснанотех

Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии [Ст.3, п.1]

Корпорация ежегодно представляет в Правительство РФ годовой отчет, аудиторское заключение по ведению  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключение ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иные документы корпорации [Ст.6, п.4]

3. Олимпстрой

Осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями  при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также  для развития города Сочи как горноклиматического  курорта [Ст.3, п.1]

Корпорация направляет квартальные  и годовые отчеты Президенту и  Правительству РФ.

Квартальный отчет включает отчет об осуществлении строительства  олимпийских объектов и о реализации связанных с ним иных мероприятий, предусмотренных перечнем объектов, подлежащих строительству, а также  квартальную финансовую (бухгалтерскую) отчетность, содержащую сведения о  направлениях расходования средств  Корпорации и об их объемах.

Годовой отчет включает аналогичные  данные за отчетный период, плюс заключение ревизионной комиссии, аудиторское  заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности и отчет о результатах  мониторинга.

Мониторинг строительства  олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий  осуществляется на основе сбора и  анализа отчетности о ходе строительства  олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий, представляемой в исполнителями  соответствующих работ (услуг) [Ст. 8, пп. 6-9. Ст. 19.]

4. Ростехнологии

Содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции путем обеспечения  поддержки на внешнем рынке российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс [Ст.3, п.1].

Президенту РФ и в Правительство  РФ направляется годовой отчет.

Годовой отчет включает в  себя отчет о деятельности Государственной  корпорации "Ростехнологии" за прошедший  отчетный период, в том числе в  области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также показатели деятельности организации, являющейся государственным посредником при  осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; годовую бухгалтерскую  отчетность; бухгалтерский баланс; отчет об исполнении финансового  плана доходов и расходов; отчет  о формировании и об использовании  фондов корпорации; аудиторское заключение. [Ст.8]

5. Банк развития (Внешэкономбанк)

Обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификация, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Правительство Российской Федерации  утверждает Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка, устанавливающем  основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, количественные ограничения на привлечение  заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением  Меморандума осуществляется в том  числе на основе ежегодного представления  Внешэкономбанком годовой бухгалтерской  отчетности, аудиторского заключения по этой отчетности, а также заключения службы внутреннего контроля Внешэкономбанка  по результатам проверки годовой  бухгалтерской отчетности [Ст. 4., п.6-7. Ст. 6., п.6.]

6. Агентство по страхованию  вкладов

Обеспечение функционирования системы страхования вкладов. [Ст. 15, п.1]

Годовой отчет АСВ направляется в Правительство и Банк России.  Обобщенные данные годового отчета и  бухгалтерский баланс подлежат обязательному  опубликованию.

Годовой отчет Агентства  включает: отчет о деятельности АСВ  за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования  вкладов и использования денежных средств фонда обязательного  страхования вкладов; годовой бухгалтерский  баланс; отчет о движении денежных средств фонда обязательного  страхования вкладов; отчет о  прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных  денежных средств; реестр банков. [Ст. 24, п.3]


 

 

 

    1. Виды моделей корпоративного управления
      1. Англо-американская модель корпоративного управления

Англо-американская модель (или по-другому англосаксонская  модель) получила наибольшее распространение  в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

Для англо-американской модели характерно следующее: публичные компании с множеством мелких акционеров, большое  значение фондового рынка, в меньшей  степени (чем в германской модели) зависимость от государства, открытость экономических границ. Например, «Generalelectric насчитывает сотни тысяч акционеров, причем даже самому крупному из них принадлежит менее 1% акций. Исследования показывают, что концентрация прав собственности и контроля тем выше (при прочих равных условиях), чем менее эффективна система защиты прав акционеров. Система защиты прав акционеров в более развитых странах, как правило, выше. Отсюда и показатели концентрации акционерного капитала в более развитых странах, как правило, ниже».Большая распыленность акций может привести к тому, что даже незначительная доля акций в собственности (при условии, что никто другой не имеет больше) может обеспечить контроль инвестора за предприятием.

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры, правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие  консультационные услуги корпорациям  и акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности. Три основных участника – это  менеджеры, директора и акционеры.

Особенностью англо-американской модели является сильный совет директоров, формируемый в основном из членов управленческой команды, и достаточно слабое общее собрание акционеров (из-за сильной распыленности акций).

Корпоративное законодательство, действующее в странах, применяющих  англо-американскую модель управления, решает противоречие интересов акционеров и менеджеров. Акционеры избирают совет директоров, который становится их доверенным лицом и начинает действовать  в пользу акционеров при осуществлении  функций контроля над управлением. В советы директоров большинства  корпораций США и Великобритании входят как внутренние члены, или  инсайдеры, так и внешние (независимые) члены, или аутсайдеры.

Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных  корпорациях. Это разделение очень  важно, так как инвесторы, вкладывая  свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности  за действия корпорации. Они передают функции по управлению менеджерам и  платят им за выполнение этих функций  как своим агентам по ведению  дел. Плата за разделение владения и  контроля называется платой за агентские  услуги.

Информация о работе Государственные корпорации как новый институт реализации экономической политики и основы управления