Государственные корпорации как новый институт реализации экономической политики и основы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:29, реферат

Описание

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рискам различной этимологии, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.

Содержание

Введение 3
Государственная корпорация: понятие, история создания. 6
Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением
целей государственной корпорации со стороны учредителя 9
Виды моделей корпоративного управления
Сравнительная характеристика российской модели управления
акционерным обществом и основных моделей корпоративного
управления 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

ИОСУП кр.docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

В англо-американской модели имеются две процедуры, требующие  обязательного одобрения акционеров: избрание директоров и назначение аудиторов. Существуют и другие внеочередные вопросы, требующие одобрения акционеров. Среди них - слияние и поглощение, реорганизация, поправки к уставу корпорации. Акционеры имеют право вносить  предложения в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров. Эти предложения  должны касаться непосредственно деятельности корпорации. Акционеры, которые владеют  более чем 10 % капитала корпорации, имеют  также право созывать внеочередное (чрезвычайное) собрание акционеров.

«В США разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия  информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США, где корпорации должны публиковать самую разную информацию».

Финансирование новых  компаний осуществляется в данной модели путем размещения акций на фондовом рынке. Именно фондовый рынок является основным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в ту или иную компанию.

 

      1. Японская модель корпоративного управления

Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три  аспекта:

Система главных банков;

Система пожизненного найма  персонала;

Сетевая организация внешних  взаимодействий компаний.

Рассмотрим их более подробно.

В японском бизнесе банки  играют весьма важную роль, и каждое предприятие стремится установить очень тесные отношения с одним  из них. Такой банк называется главным  банком компании. Он выполняет самые  разные функции. Прежде всего, он является кредитором. «Главный банк является первым или вторым по объемам кредитования в 85% наиболее крупных японских компаниях». Одновременно банк является крупным  акционером компании. «Для 16% компаний главный банк – самый крупный  акционер, в 22% случаев – второй по величине, в 15% случаев – третий». Также банк выполняет роль финансового  и инвестиционного аналитика. Он достаточно хорошо осведомлен о состоянии  дел компании и может выполнять  роль финансового консультанта. Главный  банк может предупредить компанию о  надвигающихся финансовых проблемах  и помочь разработать программу  выхода из кризиса. Если предприятие  мелкое, то главный банк может даже вести бухгалтерский учет. Он является венчурным капиталистом, финансируя высоко рискованные проекты компаний.

Система пожизненного найма  персонала не охватывает весь рынок  труда в Японии. Доля тех, кто действительно  всю трудовую жизнь остается в  одной компании, приблизительно равна 50%. Здесь речь идет о некоей деловой  культуре, где активно культивируется и играет важную роль для компании чувство сопричастности и отношение  к компании как к семье. Считается  важным, единожды появившись в трудовой семье, навсегда остаться ее членом. Но и у данного принципа существуют свои недостатки: данная система предполагает медленный, во многом заранее предопределенный карьерный рост. Подобная ситуация не всегда устраивает современную молодежь, которая живет в высоко динамичном мире.

К сетевой организации  внешних взаимодействий компаний относят:

Избирательное вмешательство;

Внутригрупповая торговля;

Практика внутригруппового передвижения менеджмента;

Наличие сетевых элементов  – советов, ассоциаций, клубов.

Многие компании в Японии объединяются в финансово-промышленные группы. Весьма часто наблюдается  вмешательство в управленческий процесс со стороны других компаний группы. Нередко такие вмешательства  осуществляет главный банк компании, корректируя ее финансовое положение. Практикуются совместные меры нескольких компаний по выводу из кризисного состояния  какого-либо предприятия группы. Банкротство  компаний, входящих в финансово-промышленные группы, - явление очень редкое, так  как им оказывается не только финансовая, но и управленческая помощь. Вмешательство  также может осуществляться с  целью решения технологических  проблем.

Внутригрупповая торговля –  важный элемент сетевого взаимодействия внутри группы. В финансово-промышленных группах имеется центральная  торговая компания и несколько торговых компаний второго плана. Основной ролью  торговых компаний является координация  деятельности группы по всем аспектам торговли. Многие материалы и комплектующие  для производства покупаются и продаются  внутри группы. Торговая компания не является центром генерирования прибыли, а выполняет функцию инфраструктурного  элемента группы. Также она играет вспомогательную финансовую роль, являясь  источником краткосрочных кредитов.

Широко распространена практика внутригруппового передвижения менеджмента. Например, менеджер сборочного завода может быть откомандирован на длительный срок на предприятие, поставляющее комплектующие, чтобы решить какую-либо проблему совместно. Уходящие на пенсию менеджеры верхнего уровня часто назначаются в совет  директоров одной из компаний –  поставщиков. Значимость такой практики заключается в создании личных отношений  в среде менеджмента, которые  способствовали бы глубокому обмену информацией и эффективному использованию  совместного опыта и знаний.

Большую роль в японской модели управления корпорацией играют различные неформальные объединения  – союзы, клубы, профессиональные ассоциации. Для финансово-промышленных групп  наиболее влиятельным органом такого типа является президентский совет  группы. Члены этого совета избираются из числа президентов основных компаний группы. Целью является лишь поддержание  дружеских отношений между руководителями компаний. Президентский совет собирается ежемесячно. В его рамках проходит обмен важной информацией и согласование ключевых решений, касающихся деятельности группы.

 

      1. Немецкая модель корпоративного управления

«Германская модель – это  продукт исторических особенностей развития страны, которая была феодально  раздробленной вплоть до середины прошлого века». Однако это не помешало ей оказаться  «одной из первых мировых держав, в  которой проводилась скоординированная  промышленная политика. По определению  специалистов, Германия представляет собой пример «организованного капитализма», где банки и крупные корпорации играют даже большую роль в организации  экономики, чем государство».

Немецкая модель имеет  уникальные особенности, которые отличают ее от других моделей:

Двухпалатное правление, которое состоит из исполнительного (чиновники корпорации) и наблюдательного (рабочие/служащие компании и акционеры) советов;

Узаконенные ограничения  прав акционеров относительно голосования, то есть устав предприятия ограничивает число голосов, которые акционер имеет на собрании, и может не совпадать с числом акций, которыми он владеет.

Немецкие законы проводят четкую границу между непосредственным управлением и надзором. Исполнительный совет в рамках этой модели подчинен наблюдательному совету, членами  которого могут быть только независимые  директора. Отличительной особенностью формирования совета директоров является значительная норма представительства  служащих в составе наблюдательного  совета. Однако право служащих распространяется лишь на информацию и разъяснение  важнейших решений.

Ключевые участники немецкой модели корпоративного управления –  банки и корпоративные акционеры. Банк одновременно выступает и акционером, и кредитором, и эмитентом ценных бумаг, и агентом, который голосует на годовом общем собрании.

Акционерный капитал немецких компаний является в высшей мере сконцентрированным. Банки являются долгосрочными акционерами  немецких корпораций. Представители  банков избираются в совет директоров.

Для германской модели еще  характерно: низкая мобильность трудового  персонала, ставка на высококвалифицированные  кадры, высокая социальная защищенность персонала. «В данной модели личные связи  и корпоративный патриотизм имеют  очень высокую ценность. Поэтому  Германия, как и Япония, является мировым лидером по средней продолжительности  работы сотрудников в одной компании».

Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США, которые считаются наиболее строгими. Так, финансовая информация предоставляется раз в полгода, а не ежеквартально. Также сообщаются данные о вознаграждении директоров и менеджеров.

Негосударственные институты  играют весьма важную роль. Их деятельность формирует и развивает культуру корпоративного управления. Многочисленные объединения по защите прав акционеров, центры и институты, занимающимся независимым  анализом деятельности менеджеров, подготовкой  независимых директоров, выявляют проблемы корпоративных отношений и в  процессе их публичного обсуждения вырабатывают такие пути их решения, которые затем  становятся общепринятой нормой.

 

      1. Российская модель управления акционерным обществом

«Очевидно, что ни одна из существующих моделей не может быть в точности принята нашей страной. Поэтому необходимо изучить накопленный  мировой опыт и сформировать собственную, российскую модель корпоративного управления, учитывающую особенности менталитета  населения России. Освоение мирового опыта показывает, что отечественная  система управления корпорациями имеет  много общего со всеми выделенными  моделями».

В настоящее время большинство  российских компаний финансируют свой бизнес в основном за счет прибыли  и кредитов банка. При этом достаточным  обеспечением для получения займов они не располагают

 

 

 

    1. Сравнительная характеристика российской модели управления акционерным обществом и основных моделей корпоративного управления

В России в 90-е годы происходил процесс принудительной приватизации, в результате чего предприятия из государственных преобразовывались  в открытые акционерные общества. В результате таких процессов. В  России сложилась собственная система  корпоративного управления, в которой  есть черты трех основных моделей. Но при этом российская модель имеет  свои недостатки: низкий уровень прозрачности информации о деятельности компаний; отсутствие честных и прозрачных правил игры, одинаковых для всех субъектов  хозяйственной деятельности; неотработанность механизмов перераспределения собственности  в пользу эффективных собственников; значительная доля аффилированных лиц в структуре собственности. «Сосредоточение контрольных пакетов акций в одних руках менеджеры рассматривают как необходимое условие, для того, чтобы противостоять неопределенности во внешней среде и ее давлению».

Также характерным для  российской практики является отсутствие продуманной дивидендной политики, в связи с чем уровень выплачиваемых  дивидендов очень низок. И со стороны  корпораций нет заинтересованности в том, что продумать и внедрить эффективный дивидендный механизм, так как это будет означать снижение собственной доли прибыли  доминирующего собственника в пользу распределения ее между всеми  акционерами.

 

Заключение

Международные корпорации в  последней четверти 20 века становятся важнейшим элементом развития мировой  экономики и международных экономических  отношений. Их бурное развитие в последние  десятилетия отражает процессы интернационализации  производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей. Международные  корпорации предстают непосредственными  участниками всего спектра мирохозяйственных  связей, своеобразными «локомотивами» мировой экономики.

С одной стороны, международные  корпорации являются продуктом быстро развивающихся международных экономических  отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия  на них. Международные корпорации формируют  новые отношения, видоизменяют сложившиеся  их формы, активно воздействуя на международные экономические отношения.

На сегодняшний день отсутствует  единая модель корпоративного построения и управления ФПГ в странах  с рыночной экономикой. Отличия в  составе и структуре каждой конкретной группы в значительной степени обусловлены  конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, на основе учета состояния производства и  рынка, но, прежде всего, спецификой законодательного регулирования, роли финансовых организаций  в вопросах корпоративной собственности  и управления.

Процесс создания и развития финансовых групп представляет собой  не только успешный опыт роста согласованности  и взаимозависимости функционирования всех организационных звеньев в  структуре финансового и промышленного  капитала в соответствии с достигнутым  уровнем обобществления производства, прорыва на международные рынки, но и показывает удачный опыт управления государственным промышленным сектором в ряде европейских стран.

 

Список литературы

    1. Агапов А.Б. Публичный статус государственных корпораций /А.Б.Агапов // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2 (2007).
    2. .Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации /Н.В. Бандурина // «Журнал российского права». - 2009. - №9.
    3. .Барков А.В. Понятие корпорации в доктрине и в практике /А.В. Барков // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 7.
    4. Герасименко Н.В. Ответ на вопрос читателя: Что такое государственные корпорации и каковы цели их создания? /Н.В.Герасименко // «Законодательство и экономика». - 2007. - № 10.
    5. .Гаврилин Д.В. Особенности правового статуса агентства по страхованию вкладов как элемента банковской системы Российской Федерации /Д.В. Гаврилин. Дисс. . канд. юрид. наук. - М. - 2005.
    6. Нетесов Д.Н. Правовой режим государственных корпораций /Д.Н. Нетесов // «Реформы и право». - 2008. - № 3.
    7. Семенов А.В., Серегина Т.А. Особенности правового положения государственной корпорации /А.В .Семенов, Т.А.Серегина // «Право и экономика». - 2008. - № 2.
    8. Стенаяев Е.С. Проблемы становления крупнейших государственных корпораций в современной России (на примере госкорпорации «Росатом») /Е.С. Стеняев. Дисс. . канд. экон. наук. - М., 2008.
    9. Талапина Э.В. Государственные корпорации как новый субъект права /Э.В. Талапина // «Законы России: опыт, анализ, практика». - 2009.-№2.
    10. .Шиткина. Корпоративное право / М.: Волтерс Кпуверс. - 2007.

Информация о работе Государственные корпорации как новый институт реализации экономической политики и основы управления