Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:29, реферат
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых начинают ускоренно развиваться структуры корпоративного типа. В мировой практике финансово-промышленные и промышленные корпоративные структуры характеризуются высокой устойчивостью по отношению к рискам различной этимологии, и поэтому становление корпоративного капитала вызывает повышенный интерес не только практиков, но и ученых-экономистов.
Введение 3
Государственная корпорация: понятие, история создания. 6
Законодательные нормы, обеспечивающие контроль за достижением
целей государственной корпорации со стороны учредителя 9
Виды моделей корпоративного управления
Сравнительная характеристика российской модели управления
акционерным обществом и основных моделей корпоративного
управления 14
Заключение 16
Список литературы 17
В англо-американской модели
имеются две процедуры, требующие
обязательного одобрения
«В США разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США, где корпорации должны публиковать самую разную информацию».
Финансирование новых компаний осуществляется в данной модели путем размещения акций на фондовом рынке. Именно фондовый рынок является основным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в ту или иную компанию.
Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три аспекта:
Система главных банков;
Система пожизненного найма персонала;
Сетевая организация внешних взаимодействий компаний.
Рассмотрим их более подробно.
В японском бизнесе банки
играют весьма важную роль, и каждое
предприятие стремится
Система пожизненного найма персонала не охватывает весь рынок труда в Японии. Доля тех, кто действительно всю трудовую жизнь остается в одной компании, приблизительно равна 50%. Здесь речь идет о некоей деловой культуре, где активно культивируется и играет важную роль для компании чувство сопричастности и отношение к компании как к семье. Считается важным, единожды появившись в трудовой семье, навсегда остаться ее членом. Но и у данного принципа существуют свои недостатки: данная система предполагает медленный, во многом заранее предопределенный карьерный рост. Подобная ситуация не всегда устраивает современную молодежь, которая живет в высоко динамичном мире.
К сетевой организации внешних взаимодействий компаний относят:
Избирательное вмешательство;
Внутригрупповая торговля;
Практика внутригруппового передвижения менеджмента;
Наличие сетевых элементов – советов, ассоциаций, клубов.
Многие компании в Японии объединяются в финансово-промышленные группы. Весьма часто наблюдается вмешательство в управленческий процесс со стороны других компаний группы. Нередко такие вмешательства осуществляет главный банк компании, корректируя ее финансовое положение. Практикуются совместные меры нескольких компаний по выводу из кризисного состояния какого-либо предприятия группы. Банкротство компаний, входящих в финансово-промышленные группы, - явление очень редкое, так как им оказывается не только финансовая, но и управленческая помощь. Вмешательство также может осуществляться с целью решения технологических проблем.
Внутригрупповая торговля –
важный элемент сетевого взаимодействия
внутри группы. В финансово-промышленных
группах имеется центральная
торговая компания и несколько торговых
компаний второго плана. Основной ролью
торговых компаний является координация
деятельности группы по всем аспектам
торговли. Многие материалы и комплектующие
для производства покупаются и продаются
внутри группы. Торговая компания не является
центром генерирования прибыли,
а выполняет функцию
Широко распространена практика внутригруппового передвижения менеджмента. Например, менеджер сборочного завода может быть откомандирован на длительный срок на предприятие, поставляющее комплектующие, чтобы решить какую-либо проблему совместно. Уходящие на пенсию менеджеры верхнего уровня часто назначаются в совет директоров одной из компаний – поставщиков. Значимость такой практики заключается в создании личных отношений в среде менеджмента, которые способствовали бы глубокому обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта и знаний.
Большую роль в японской
модели управления корпорацией играют
различные неформальные объединения
– союзы, клубы, профессиональные ассоциации.
Для финансово-промышленных групп
наиболее влиятельным органом такого
типа является президентский совет
группы. Члены этого совета избираются
из числа президентов основных компаний
группы. Целью является лишь поддержание
дружеских отношений между
«Германская модель – это
продукт исторических особенностей
развития страны, которая была феодально
раздробленной вплоть до середины прошлого
века». Однако это не помешало ей оказаться
«одной из первых мировых держав, в
которой проводилась
Немецкая модель имеет уникальные особенности, которые отличают ее от других моделей:
Двухпалатное правление, которое состоит из исполнительного (чиновники корпорации) и наблюдательного (рабочие/служащие компании и акционеры) советов;
Узаконенные ограничения прав акционеров относительно голосования, то есть устав предприятия ограничивает число голосов, которые акционер имеет на собрании, и может не совпадать с числом акций, которыми он владеет.
Немецкие законы проводят четкую границу между непосредственным управлением и надзором. Исполнительный совет в рамках этой модели подчинен наблюдательному совету, членами которого могут быть только независимые директора. Отличительной особенностью формирования совета директоров является значительная норма представительства служащих в составе наблюдательного совета. Однако право служащих распространяется лишь на информацию и разъяснение важнейших решений.
Ключевые участники немецкой
модели корпоративного управления –
банки и корпоративные
Акционерный капитал немецких компаний является в высшей мере сконцентрированным. Банки являются долгосрочными акционерами немецких корпораций. Представители банков избираются в совет директоров.
Для германской модели еще характерно: низкая мобильность трудового персонала, ставка на высококвалифицированные кадры, высокая социальная защищенность персонала. «В данной модели личные связи и корпоративный патриотизм имеют очень высокую ценность. Поэтому Германия, как и Япония, является мировым лидером по средней продолжительности работы сотрудников в одной компании».
Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США, которые считаются наиболее строгими. Так, финансовая информация предоставляется раз в полгода, а не ежеквартально. Также сообщаются данные о вознаграждении директоров и менеджеров.
Негосударственные институты играют весьма важную роль. Их деятельность формирует и развивает культуру корпоративного управления. Многочисленные объединения по защите прав акционеров, центры и институты, занимающимся независимым анализом деятельности менеджеров, подготовкой независимых директоров, выявляют проблемы корпоративных отношений и в процессе их публичного обсуждения вырабатывают такие пути их решения, которые затем становятся общепринятой нормой.
«Очевидно, что ни одна из
существующих моделей не может быть
в точности принята нашей страной.
Поэтому необходимо изучить накопленный
мировой опыт и сформировать собственную,
российскую модель корпоративного управления,
учитывающую особенности
В настоящее время большинство российских компаний финансируют свой бизнес в основном за счет прибыли и кредитов банка. При этом достаточным обеспечением для получения займов они не располагают
В России в 90-е годы происходил
процесс принудительной приватизации,
в результате чего предприятия из
государственных
Также характерным для
российской практики является отсутствие
продуманной дивидендной
Заключение
Международные корпорации в
последней четверти 20 века становятся
важнейшим элементом развития мировой
экономики и международных
С одной стороны, международные
корпорации являются продуктом быстро
развивающихся международных
На сегодняшний день отсутствует
единая модель корпоративного построения
и управления ФПГ в странах
с рыночной экономикой. Отличия в
составе и структуре каждой конкретной
группы в значительной степени обусловлены
конкретно-историческими
Процесс создания и развития
финансовых групп представляет собой
не только успешный опыт роста согласованности
и взаимозависимости
Список литературы