Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа
Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
4) Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.
Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г
1) повышение эффективности и
результативности бюджетных
2) создание условий для полного
и устойчивого выполнения
3) совершенствование
4) повышение эффективности
5) завершение работы по
6) переход к среднесрочному
7) упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики за счет сокращения объема субсидий и льгот, ликвидации перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования и т.п.;
8) обеспечение
Динамика консолидированного бюджета Республики Беларусь, его доходной и расходной частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютном выражении и в процентах к величине валового внутреннего продукта за 1995-2007 гг. представлена в таблице 1 и приложении В.
Таблица 1 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 1995-2007гг.Годы
ВВП
млрд. руб. Консолидированный бюджет
доходы расходы дефицит/
млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП
1995 121403 35468 29,22 38756
1996 191839 50669 26,41 54315
1997 366830 112886 30,77
1998 802161 239582 29,87
1999 3026064 1054902 34,86
2000 9133,8 3181 34,83 3236,4
2001 17173,2 5747,1 33,47
2002 26138,3 8636,1 33,04
2003 36564,8 12210,6 33,39
2004 49992 22057 44,12 22036
2005 63679 30825 48,41 31257
2006 79231,4 38391,2 48,45
2007 105775 48 049,90 45,43 47 626,80 45,03 423,10 0,4
Примечание – Источники: [2, c 96], [7, доклады на 2006 и 2007 годы]
На 2009 год утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей. [5, статья 1]
Доходы и расходы
В 2009 году установлено, что размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от валового внутреннего продукта. [5, статья 22]
Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2009 года установлен в размере 6 млрд. долларов США. [5, статья 26]
Государственными целевыми бюджетными фондами в 2009 году являются республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), инновационные фонды.
В 2009 году из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска передаются дотации в порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь, в сумме 5 180 679 492 тыс. рублей (в том числе Брестской области – 1 018 074 320 тыс. рублей, Витебской – 955 678 383 тыс. рублей, Гомельской – 896 284 180 тыс. рублей, Гродненской – 842 375 971 тыс. рублей, Минской – 422 559 699 тыс. рублей и Могилевской области – 1 045 706 939 тыс. рублей). Данные субвенции передаются в бюджеты областей.
Из республиканского бюджета передаются субвенции на финансирование расходов по:
1. преодолению последствий
2. строительству объектов
3. индексированным жилищным
4. развитию
5. разборке и утилизации в
соответствии с решениями
6. созданию дополнительной и
развитию действующей
Областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на предоставление гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений без предоставления льгот по этим кредитам; государственную поддержку юридических лиц, оказывающих помощь гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, а также на содержание ведомственных дошкольных учреждений; оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством; реализацию мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы.
Министерство финансов Республики Беларусь в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право вносить изменения в:
1) квартальное распределение
доходов и расходов
2) доходы и расходы
3) расходы республиканского
бюджета в части ассигнований
на финансирование
4) размеры источников
5) доходы республиканского бюджета в части таможенных пошлин (вывозных) на нефтепродукты и расходы республиканского бюджета в части субсидий на возмещение стоимости импортируемого углеводородного сырья. [5, статья 32]
Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится законом и принимается к исполнению.
Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного года.
Организация бюджетного процесса регулируется рядом законодательных актов, основными из которых являются Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь («О бюджетной классификации Республики Беларусь», «О бюджетном устройстве», «О налогах и сборах» и др.)
Заключение
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший
плановый и контрольный инструмент.
Через государственный бюджет правительство
реализует экономическую и
Государственный бюджет является важнейшим
звеном финансовой системы страны.
Он является финансовым планом формирования
и использования денежных средств
для обеспечения задач и
Бюджет выполняет две главные
функции: распределительную и
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов.
Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое отражено в их классификации.
Когда государство начинает планировать свои доходы и расходы, появляется проблема их сбалансирования. Существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета: проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.
Посредством бюджета государство
осуществляет одну из своих важнейших
хозяйственных функций –
Список использованных источников
1 Бюджетный кодекс Республики
Беларусь : [принят Палатой представителей
17 июня 2008 года: одобрен Советом Республики
28 июня 2008 года]. - Минск : Национальный
центр правовой информации
2 М.К. Фисенко. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.
3 Сажина, М. А. Бюджетная политика государства // Финансы и кредит. - 2005. - N 27. - С. 2-12.
4 Т.В. Сорокина. Государственный бюджет: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 289 с.
5 Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» от 13 ноября 2008 г. № 450-3
6 Бликанов, А. В. Бюджетный
дефицит как индикатор
7 Аналитические доклады «О
социально–экономическом положении Республики
Беларусь и состоянии государственных
финансов» за 2001-2009 гг. http://minfin.gov.by/rmenu/
8 Бюджетная классификация
9 А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.].Макроэкономика : учеб. пособие. – Минск : БГЭУ, 2007. - 415 с.
10 Киселев, С. А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2008. - N 2. - С. 22-26.
Приложение А
Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г.
(тыс. рублей)Налоговые доходы
Налоги на доходы и прибыль 3 990 620 964,0
Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями 3 990 620 964,0
Налог на прибыль 3 800 158 654,0
Налог на доходы 190 462 310,0
Налоги на товары (работы, услуги) 16 213 083 794,0
Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) 11 305 134 812,0
Налог на добавленную стоимость 9 839 033 270,0
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) 1 466 101 542,0
Налоги на отдельные товары (продукцию) 4 173 817 030,0
Акцизы 4 109 589 230,0
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств 64 227 800,0
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности 55 700 000,0
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности 55 700 000,0
Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности 678 431 952,0
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств 165 815 643,0
Регистрационные сборы 13 605 191,0
Налог за использование природных ресурсов (экологический налог) 499 011 118,0
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 12 285 581 039,0
Таможенные сборы, пошлины (ввозные) 3 019 334 406,0
Таможенные сборы, пошлины (ввозные) 3 019 334 406,0
Таможенные пошлины (вывозные) 9 255 763 113,0
Таможенные пошлины (вывозные)
Прочие сборы и поступления
от внешнеэкономической
Прочие сборы и поступления
от внешнеэкономической
Оффшорный сбор 3 842 915,0
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи 2 321 770 590,0
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи 2 321 770 590,0
Отчисления в фонды
Отчисления в инновационные фонды 2 070 656 237,0
Государственная пошлина 139 667 143,0
Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи 76 346 682,0
Взносы на государственное социальное страхование 16 820 482 500,0
Взносы на государственное социальное страхование 16 820 482 500,0
Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 16 662 182 500,0
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь