Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
4) Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г

Работа состоит из  1 файл

гос бюджет беларусии.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

 

Растущую государственную задолженность  сторонники теории функциональных финансов аргументируют следующими положениями. Во-первых, налоговые поступления  автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики, в результате чего дефицит бюджета будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, права государства по установлению налогов и способности создавать деньги создают для него практически безграничную возможность финансировать дефицит бюджета. В-третьих, проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на деле менее обременительны, чем разбалансированность экономики.

 

Таким образом, современные теории сбалансированности бюджета во многом оправдывают появление у многих развитых стран колоссального государственного долга.

 

 

 

 

2. Формы и методы бюджетного  регулирования 

 

Государственное регулирование экономики  играет важную роль в экономическом  и социальном развитии страны. Одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

 

Использование государством бюджета  в качестве одного из рычагов воздействия  на экономику опирается на теоретические  концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

 

Кейнсианский метод использования  государственного бюджета впервые  признал за бюджетными инструментами  функций по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики

 

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций  государства. Его цель – обеспечение  и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

 

Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

 

Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию  для обеспечения возможности  выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

 

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

 

1) общегосударственный – устанавливает  макроэкономические пропорции в  развитии общегосударственного  воспроизводства в рамках государства;

 

2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;

 

3) межбюджетный – обеспечивает  распределение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

 

4) межгосударственный – регулирует  степень участия республики в  межгосударственных программах  и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

 

Каждому уровню бюджетного регулирования  соответствуют комбинации форм и  методов, которые необходимы как  при составлении бюджета, так  и при организации его исполнения.

 

Для регулирования межбюджетных отношений  используются:

 

- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;

 

- бюджетный кредит – бюджетные  средства, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджет, а  также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

 

Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

 

Задачи бюджетного регулирования:

 

1)  регулирование народнохозяйственных  и отраслевых пропорций;

 

2)  регулирование доходов населения  и уровня жизни;

 

3)  обеспечение социальных гарантий

 

4)  выравнивание уровня социально-экономического  развития регионов;

 

5)  предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;

 

6)  регулирование сальдо бюджета;

 

7)  формирование бюджета Союзного  государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.

 

Практическая реализация бюджетной  политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд  инструментов и методов, с помощью  которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

 

Выделяют следующие формы и  методы бюджетного регулирования, действующие  в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов  бюджета:

 

1) изъятие части доходов, полученных  в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);

 

2) предоставление налоговых привилегий:

 

- полное освобождение от уплаты  налогов и неналоговых платежей;

 

- предоставление льгот по налогам;

 

- налоговых кредитов;

 

3) перераспределение общегосударственных  доходов и налогов между уровнями  бюджетов:

 

- закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;

 

- передача регионам части общегосударственных  доходов в виде регулирующих  доходных источников;

 

- предоставление трансфертов для  сбалансирования доходов и расходов  региональных бюджетов и др.;

 

4) резервирование части бюджетных  ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней;

 

5) регулирование привлечения государственных  кредитов осуществляется посредствам  внутреннего государственного кредита  и международного государственного  кредита.

 

К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:

 

1) финансирование расходов на  отрасли экономики на отрасли  экономики, социально-культурную  сферу, управление и оборону:

 

- прямое финансирование;

 

- дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;

 

- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов

 

- субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]

 

2) выравнивание расходов на отрасли  непроизводственной сферы в региональном  разрезе:

 

- принятие единого для всех  территорий республики норматива  бюджетной обеспеченности в отраслях  непроизводственной сферы в расчете на одного жителя;

 

- предоставление трансфертов из  фонда финансовой поддержки регионов;

 

- финансирование капитальных вложений  в развитие сети учреждений  непроизводственной сферы.

 

3) перераспределение расходов между  уровнями бюджетной системы:

 

- передача объекта финансирования  с бюджета одного уровня на  другой ;

 

- передача трансфертов в качестве  дополнительных источников финансирования.

 

4) регулирование погашения государственного  долга (выплата долгов и процентов  по ним).

 

5) участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России.

 

Эффективность использования бюджетных  методов регулирования обуславливается  тем, что они гораздо легче  поддаются корректированию со стороны  государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

 

 

3. Особенности бюджетной политики  в Республике Беларусь

 

 

 

За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.

 

I этап – с IX в. до конца  XII в. – характеризует зарождение  бюджета в волостях-княжествах  Полоцкой Руси и его развитие  в составе Древнерусского государства.  На этом этапе закладываются основы бюджетного устройства, соответствующие отдельным периодам развития государства.

 

II этап – с XIII в. до конца  XVIII в. – отражает развитие  государственного бюджета в Великом  княжестве Литовском, Речи Посполитой  и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. В течение этого периода продолжает формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верховного права на бесхозное имущество.

 

III этап – с конца XVIII в.  по 1919 г. – связан с формированием бюджетов белорусских губерний в составе России. На этом этапе формируется многоуровневая бюджетная система: образуются местные бюджеты – земские, городские, мирские, в них впервые появляются расходы на хозяйственные мероприятия территорий и социальные нужды населения. Укрепляется налоговая система, широкое распространение получают акцизы. Бюджеты белорусских губерний участвуют в формировании общеимперских доходов.

 

IV этап – с 1919 г. по 1990 г.  – охватывает период развития  бюджета Белорусской Советской Социалистической Республики в основном в составе СССР. На этом этапе проводится ряд мероприятий по реорганизации финансовых отношений на основе перестройки хозяйственного механизма, преобразования форм и методов руководства экономикой. Изменяются состав и структура доходов и расходов бюджета БССР, укрепляется доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется как часть единой бюджетной системы мощного государства, способная к самостоятельному функционированию.

 

V этап – с 1990 г. по настоящее время – характеризует развитие бюджета и формирование национальной бюджетной системы Беларуси в условиях суверенитета республики и рыночных преобразований.

 

В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

 

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

 

бюджеты базового уровня (районные и  городские (городов областного подчинения));

 

бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

 

Различают еще такое понятие, как  «консолидированный бюджет», который  представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

 

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

 

1. единства;

 

2. полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

 

3. сбалансированности бюджетов;

 

4. гласности;

 

5. самостоятельности бюджетов;

 

6. эффективности использования  бюджетных средств;

 

7. общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

 

8. достоверности бюджетов;

 

9. адресности и целевого назначения  бюджетных средств;

 

10. ответственности участников  бюджетного процесса.

 

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., основными направлениями бюджетной  политики страны на среднесрочную перспективу  являются:

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь