Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:41, реферат
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов ; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг. Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Введение………………………………………………………………..3
Глава1. Государственный долг…………………………………..…3
Глава2. Виды и формы государственного долга……..…………..5
Глава3. Внешний государственный долг……………………….....7
Глава4. Проблемы и противоречия………………………………...9
Глава5. Пути решения……………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………..13
Приложение……………………………………………………….…14
Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее время наметилась тенденция к возврату капиталов. Поскольку в России можно получить прибыль значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности.
Задача ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Рассмотрим и другие резервы платежеспособности. Например, положительное сальдо торгового баланса. Сразу оговоримся, что эта цифра весьма приблизительная. Она включает в себя экспертную оценку "челночного" импорта, находящегося вне таможенного учета. А это ни много ни мало четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.
К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также использование золотовалютных резервов. Можно утверждать, что за истекший 2006 год ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно.
Иностранные государства должны России приличную сумму - в современном пересчете примерно 150 млрд долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд долл.
Больше всех нам должна Куба. Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40% всего долга. Помимо указанных стран нам должны еще 54 страны. Африканские страны вообще пока не приступили к обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что займы носили не экономический, а военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится.
Вывод - в настоящее время Россия
может продержаться без рефинансирования
и реструктуризации своих внешних
долгов, а иными словами, без новых
займов на погашение старых, списания
части долга и рассрочки
Заключение
Долговые проблемы России
многоплановы: страна одновременно является
крупным должником и
Не уделялось внимание
структуре и эффективности
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив. Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста – 6-7% в год.
Список используемой литературы
Приложение
Таблица 1 на ст.3
|
Таблица 2 на ст.4
Средства платежа по внешнему долгу и их источники | |||
Варианты |
Средства платежа |
Источники | |
1 |
Бюджетные доходы налоговые
неналоговые Финансирование реалиизация
госактивов запасов имущества |
Наличные денежные средства | |
2 |
Эмиссия нового государственного долга |
Государственные ценные бумаги | |
3 |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
Корпоративные ценные бумаги | |
4 |
Государственные закупки |
Товарные поставки | |
5 |
Платежи российских заемщиков |
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) | |
6 |
Иные государственные платежи |
Схема 1 и 2 на ст.5
Динамика внешнего
дога России с 1981 г. по 2002 г.
Предстоящие выплаты по внешнему долгу.
Таблица 3 на ст.5
Структура государственного внешнего долга РФ, млрд.долл. | |||
Статья внешнего долга |
01.01.2000 |
01.01.2001 |
01.01.2002 |
Государственный внешний долг (включая долг бывшего СССР) |
152,0 |
150,1 |
149,8 |
По кредитам правительств иностранных государств |
66,5 |
66,0 |
65,3 |
В том числе: |
|||
задолженность официальным кредиторам Парижского клуба |
48,6 |
48,4 |
48,3 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
14,6 |
14,5 |
14,1 |
По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм |
39,4 |
39,1 |
39,1 |
В том числе: |
|||
задолженность кредиторам Лондонского клуба |
30,1 |
29,8 |
29,8 |
По кредитам международных финансовых организаций |
19,4 |
18,3 |
19,7 |
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте |
26,7 |
26,7 |
25,7 |
В том числе: |
|||
еврооблигационные займы |
15,6 |
15,6 |
14,6 |
ОВГВЗ |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
Информация о работе Государственный долг: его виды, причины образования, источники покрытия