Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:41, реферат
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов ; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг. Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Введение………………………………………………………………..3
Глава1. Государственный долг…………………………………..…3
Глава2. Виды и формы государственного долга……..…………..5
Глава3. Внешний государственный долг……………………….....7
Глава4. Проблемы и противоречия………………………………...9
Глава5. Пути решения……………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………..12
Список используемой литературы………………………………..13
Приложение……………………………………………………….…14
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.
Глава 3. Внешний государственный долг
По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций.
Несмотря на увеличение доходов российского бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении они только сейчас выходят на докризисный уровень. (Схема 1 и 2)
До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении.
Состояние внешнего государственного долга
(Таблица3)
Государственный внешний долг РФ за 2004 год снизился на 9,2 млрд.. долл. и составил на 1 января 2005г. 110,5 млрд. долл.
При расчетах в евро российский госдолг за 2005 год снизился на 14,6 млрд. евро – до 81,1 млрд. евро.
Согласно предварительной информации Минфина РФ, задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд. долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2005 года составила 43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. – с 7 млрд. долл. (5,6 млрд. евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро).
Коммерческая задолженность РФ за 2004 год снизилась на 0,9 млрд. долл. – с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд. долл. (2,1 млрд. евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. – с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд. евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. – с 5,1 млрд. долл. (4,1 млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком – на 0,6 млрд. долл. – с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2 млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил 0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро).
Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за 2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. – до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ не изменился в долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд. евро – до 5,3 млрд. евро. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, снизилась на 0,7 млрд. долл. – с 6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).
Внешэкономбанк в счет погашения и обслуживания долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов по поручению Минфина РФ в период с 18 по 22 февраля 2005 года выплатил сумму, эквивалентную 2 млрд. 203 млн. 930 тыс. 881,14 долл.
31 января 2005 года Россия полностью выплатила долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл., подлежащих возврату в 2005-2008 годах. Данный платеж был осуществлен за счет средств Стабфонда сверх накопленной суммы в 500 млрд. руб., в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Расплатившись досрочно, Россия сэкономила на процентах 204 млн. долл.
До выплаты странам – кредиторам Парижского клуба долги РФ составляли $45 млрд., из которых более $40 млрд. – долги бывшего Советского Cоюза. Крупнейшими кредиторами России являются Германия ($20,3 млрд.), Италия ($5,7 млрд.), Япония ($3,7 млрд.), США ($3,5 млрд.) и Франция ($3,4 млрд.).
Объем внешнего госдолга в 2005 году сократился на $32 млрд. Одновременно темпы роста внутреннего долга составили 11-12%.
Объем рыночной доли рублевых государственных ценных бумаг на начало 2006 года составил 84,8%, в то время как на начало 2005 года составлял 76%. Тенденции роста среднего срока платежей по облигациям. На начало 2006 года он составляет 5,2 года, в то время как на начало 2005 года - 4,8 года.
В конце декабря Минфин досрочно выплатил около $4,4 млрд. по внешнему долгу по кредитам ЦБ РФ 1998-1999 года. В 1998-1999 годах в условиях острой нехватки средств, необходимых для исполнения федерального бюджета РФ и выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами, Минфин в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 1998 года "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и от 5 июля 1999 года "О внесении изменений в ст.102 закона "О федеральном бюджете на 1999 года" привлек от Внешэкономбанка за счет средств, предоставленных Банком России, кредиты в иностранной валюте на общую сумму 6,8 млрд долл.
Полученные средства были тогда использованы Минфином России для осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ.
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ в 2006 году прогнозируются в размере $5.91 млрд., в 2007-2008 годах - $5.73 млрд. и $4.97 млрд.
Расходы на обслуживание
государственного внешнего долга РФ на 2006 год предусмотрены
в размере $5.91 млрд. (160.8 млрд. руб.), в 2007
году - $5.73 млрд. (157.5 млрд. руб.) и в 2008 году
- $4.97 млрд. (137.5 млрд. руб.). Такой прогноз
Минфин РФ представил в проектировках
основных показателей перспективного
финансового плана на 2006-2008 годы.
Как говорится в материалах Минфина, в
расчетах учтено увеличение процентных
ставок на 1-2% и рост курса евро до $1.33 за
евро. Объем платежей в евро по государственному
внешнему долгу составляет свыше 30% от
общей суммы.
В 2006 году платежи в погашение процентов
по кредитам от правительств иностранных
государств составят не менее $2.9 млрд.,
в том числе платежи в погашение процентов
по долгу бывшего СССР - $2.6 млрд. Согласно
оценкам Минфина, в 2007-2008 годах объем платежей
по кредитам, полученным Россией от правительств
иностранных государств, будет сокращаться
в связи со снижением объема данной задолженности.
Купонные платежи по государственным
облигационным займам РФ, в том числе по
выплате процентов по ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года,
составят в 2006 году $2.57 млрд., в 2007 году
-$2.48 млрд., в 2008 году - $2.5 млрд.
Вместе с тем в 2006-2008 годах будут увеличиваться
расходы на обслуживание государственного
внутреннего долга. Так, расходы на обслуживание
долга по государственным ценным бумагам
составят в 2006 году 66.06 млрд. руб., в 2007 году
- 81.02 млрд. руб. и в 2008 году - 94.62 млрд. руб.
При этом, как отмечается в материалах,
основная доля будет приходиться на обслуживание
долга по ОФЗ: в 2006 году - 59.85 млрд. руб.,
в 2007 году - 68.96 млрд. руб., в 2008 году - 76.46
млрд. руб. Расходы на обслуживание ГСО
составят соответственно 6.21 млрд. руб.,
12.06 млрд. руб. и 18.16 млрд. руб.
В 2006 году платежи по погашению внешнего
госдолга предусмотрены в размере $9.5 млрд.
В 2007 году расходы на погашение внешнего
долга возрастут до $11.7 млрд. Это связано
с увеличением суммы погашения основного
долга по кредиту, предоставленному Внешэкономбанком
за счет средств Банк России с $1.7 млрд.
до $2.6 млрд., а также значительным объемом
погашения внешних облигационных займов,
которые составят в 2007 году $2.4 млрд. В 2008
году объем погашения внешнего долга составит
$10.2 млрд.
Продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга. (Таблица 4)
Проблема внешней
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга.
2. На государственный долг
3. Центральный банк и Минфин
РФ сконцентрировали свои
4. Отсутствует средне- и долгосрочное
планирование, в том числе при
подготовке проекта
5. Рынок российских
6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.
Основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.
1. Принципиально разные правовые
и экономические подходы
2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами.
3. Операции правительства по
размещению еврооблигаций, а
Глава 5. Пути решения
До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы. Теперь такой возможности у нас нет и не будет в ближайшем будущем.
Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в патовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.
Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.
Для оттока капитала из России существуют все вышеперечисленные причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном "серые" и "черные схемы", такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.
Информация о работе Государственный долг: его виды, причины образования, источники покрытия