Государственный долг Российской Федерации. Анализ структуры и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:51, реферат

Описание

В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым годом не менее чем на десять миллиардов долларов США.

Содержание

Введение.
1. Понятие государственного долга. История государственного долга России.
1.1 История государственного долга России
1.2 Понятия внешнего и внутреннего долга.
2. Государственный долг. Понятия управления государственным долгом в современной практике. Особенности управления.
2.1 Понятие рынков внешнего и внутреннего долга России.
2.2 Современные методы управления государственным долгом.
3. Опыт и практика управления государственным долгом в других государствах.
3.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом.
3.2 Влияние внешнего долга на национальную экономику.
Заключение.
Список используемых источников и литературы.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Госдолг Российской Федерации. Cтруктура и динамика.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1985 г. до 119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в 1995 г. — 130 млрд. долл.(265%).

Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевого варианта” стала одновременно правопреемником  и по всем зарубежным финансовым активам СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышают сумму  контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам, однако реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что с позиций текущего платежного баланса России весьма незначительные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхождении графиков соответствующих поступлений и платежей.

Общая задолженность третьих стран по государственным кредитам бывшего СССР оценивается ориентировочно в 170 млрд. долл. При этом следует учитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэтому иногда предлагается считать, что нам должны по этим кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долл., да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток от нулевого варианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд. долл.). Реальная цифра может оказаться еще более весомой.

Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы.

До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали представлять собой единый инструмент.

Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений, другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства, обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.

За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработан механизм торговли.

Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем и продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного кредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие на подобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлении зафиксировано не было, сам процесс занимает длительное время. Формально стороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать права собственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включено положение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этого срока. Однако на практике это не всегда удается — сделка требует длительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки между контрагентами, затем продавец посылает запрос на reassignment (перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ, после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит.

Для упрощения сделок время от времени создаются синдикаты, куда входят основные западные инвестиционные банки, торгующие данным инструментом. Эти синдикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как Arthur Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в нескольких с участием начальных и конечных владельцев.

Существует и более простой способ торговли, который предпочитают отечественные банки, — нейтинг (netting): банк продает купленный кредит прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производя таким образом подобие арбитражной сделки, которая не требует никакого оформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банков в том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства.

           Считаю важным заметить, что для внешнего рынка было выпущено два новых финансовых инструмента — PRIN (Principal Notes, на сумму основного долга) и IAN (Interest Arrears Notes, на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 годов соответственно.IAN — это ценная бумага, имеющая статус еврооблига­ции, тогда как PRIN такого высокого статуса не имеет. Торгуют этими бумагами также по-разному. Если IAN обращается в Euroclear. то торговля PRIN ведется на межбанковском рынке и под их эмиссию нужно резерви­ровать средства в Bank of America, а оплата по контрак­там наступает раз в неделю.

Выплаты по PRIN происходят частично в долларах США, частично путем эмиссии новых IAN. 13 января 1999 года ВЭБ не смог осуществить полностью очередной пла­теж по PRIN и данной бумаге рейтинговым агентством Fitch IBCA был присвоен рейтинг DD, соответствующий состоянию дефолта. Выплата процентов по IAN продол­жается в установленные сроки.

Подписанный договор о реструктуризации предус­матривал погашение основной части долга (22,5 млрд. долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объем которых составляет 6 млрд. долларов.

 

Рынок внутреннего долга

 

Теперь я хотел бы обрисовать картину на рынке внутреннего долга.

В недавнем прошлом на рынке государственных долговых обязательств РФ имели место следующие их виды: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), облигации внутреннего валютного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ выпуска 1993 года, казначейские обязательства (КО).

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Все перечисленные виды ценных бумаг относятся к рыночным. Торговля ими ведется интенсивно, они приобрели популярность среди различных инвесторов. Они высоколиквидны и обладают самым высоким рейтингом.

Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). К первому виду ценных бумаг относятся ГКО, ОГСЗ, золотые сертификаты; ко второму виду - ОФЗ, облигации внутреннего валютного займа со сроком обращения 1 год, 3 года; к третьему - облигации внутреннего валютного займа со сроком обращения  15 лет.

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Все перечисленные ценные бумаги выпущены центральным правительством РФ. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам. В их числе:

   установление фиксированного процентного платежа;

   применение ступенчатой процентной ставки;

   использование плавающей ставки процентного дохода;

   индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

   реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной стоимости;

   проведение выигрышных займов.

В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции, как уже было отмечено выше, такие ценные бумаги не пользуются спросом. В этом случае используются более сложные механизмы выплаты процентов. Так, доход по купонам государственного сберегательного займа определялся на каждый купонный период и равнялся последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа (ОФЗ). В свою очередь, ставка ОФЗ была привязана к доходности на рынке ГКО.

Таким образом, очевидно, что доходность государственных ценных бумаг для инвестора имеет решающее значение. Методики определения доходности различных видов ценных бумаг отличаются друг от друга, но в основе каждой лежит концепция современной величины потока платежей, получаемых владельцем облигации.

Отношение между доходностью и сроками до погашения называется временной структурой процентных ставок, а его графическим изображением является кривая доходности. Такие графики составляются специалистами на базе анализа рынка ценных бумаг, прогноза поведения процентных ставок, знания рыночных, экономических и политических факторов.

Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашение долговых обязательств осуществляется за счет государственного бюджета.

Первый опыт выпуска государственных ценных бумаг в России не очень удачный, так как основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а в основном на обслуживание государственных расходов, т.е. не на подъем экономики, а для решения текущих финансовых вопросов.       

 

 

 

2.2       Современные методы  управления  государственным долгом.

 

Какие методы можно использовать при создавшейся обстановке. Самым худшим вариантом стало бы, безусловно, аннулирование  государственной задолженности  перед иностранными кредиторами. У России уже есть такой опыт. Правительство РСФСР в 1918 году отказалась платить по всем обязательствам, внутренним и внешним, взятым на себя Российской Империей. Следствием этого стало непризнание молодого Правительства Советов, а также небывалое падение престижа страны  и международная изоляция. Кстати, часть долгов Правительства Российской Империи приняло на себя нынешнее Правительство, а точнее, правительство, возглавляемое Е. М. Примаковым.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом  является реструктуризация. Она,    безусловно,  должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет.

На сегодня Россия не располагает большим количеством резервов и внебюджетных поступлений для выплат задолженностей, кроме налоговых доходов. Но определенные резервы имеются  в сфере сокращения оттока капитала из России. Согласно оценкам, сделанным на основе анализа платежного баланса, до конца 1995 г. отток капитала не превышал 4 млрд. долл. в квартал, а в III квартале 1995 г. имел место приток капитала - до 3 млрд. долл. В этот период отток капитала финансировался практически исключительно за счет валютной выручки российских экспортеров[10].

С 1995 года отток капитала резко возрос -  до 5 - 6 миллиардов долларов за квартал, а в IV квартале 1996 году и в IV квартале 1997 года он достигал 9 - 10 миллиардов долларов. С учетом того, что из России ежегодно вывозилось (легально или нелегально), по приблизительным оценкам, 20-25 миллиардов, ясно, что Россия в принципе смогла бы обслуживать свои внешние обязательства, если бы поток капитала сменил направление.

Что характерно, с 1996 года резко возрос объем государственных заимствований и именно они косвенно выступили важным "источником" финансирования оттока капитала. Объемы оттока капитала в этот период начали превышать чистые валютные поступления от внешней торговли. В 1997-1998 годов, когда сальдо текущего платежного 6аланса оказалось отрицательным, отток капитала за счет привлекаемых извне заимствований стал преобладать. Поэтому не лишены основа­ний утверждения о том, что выдаваемые России кредиты приносят ей мало пользы, а служат одним из источников обогащения частных лиц.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации. Анализ структуры и динамика