Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:49, контрольная работа

Описание

Целью моей контрольной работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды государственного долга…………………………………..5
2. Социально-экономические последствия государственного внешнего
долга…………………………………………………………………………......9
3. Динамика и структура государственного долга России…………………..15
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ГМД.doc

— 473.50 Кб (Скачать документ)

 В - третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

 В - четвертых, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что  повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

 Каждое  из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста.

 Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования  средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты  долга, а также нейтрализации  его негативного воздействия на экономику страны.

 Величина  государственного долга не должна превышать  размеры ВВП более чем в  два раза, в противном случае слишком  большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно  скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит эти средства используются эффективно.

 Минимальным критерием эффективности использования  заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

 Если  доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

  • отказаться от долга полностью или частично;
  • использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;
  • пролонгировать долг;
  • продать безнадежные долги.

 Каждая  из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента.

 Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты  другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

   Итак, высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

  • Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения страны;
  • Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике;
  • Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
  • Необходимость выплаты процентов может потребовать повышения налогов, что приведет к спаду экономической активности;
  • Ослабляет мотивацию к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
  • Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
  • Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
  • Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

 Совокупность  этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их связь с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

Однако  следует отметить, что государственный  долг может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Динамика и структура государственного долга России

 Россия  сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками.

 Лондонский  клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

 Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

 Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

 К обязательствам России перед Парижским клубом относится  задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.

Структура государственного внешнего долга РФ 1 (млрд. долл. США) 

Статья  внешнего долга 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008
Государственный внешний долг РФ 76,5 52,0 46,9
Задолженность странам-участницам Парижского клуба 25,2 3,1 2,2
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 3,5 3,3 3,0
задолженность бывшим странам СЭВ 2,1 1,9 1,9
Коммерческая  задолженность 1,1 0,8 0,8
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,7 5,5 5,0
ОВГВЗ 7,1 4,9 4,9
Еврооблигационные займы 31,5 31,9 28,6
 

 Таким образом, Россия подошла к 2009 году с  достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга. 

Общий внешний долг РФ2 

год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
млрд. долларов США на конец периода 158,40 139,30 129,30 122,10 119,70 114,10 76,50 52,00 46,90
% ВВП 89,50 53,70 43,10 35,70 27,70 19,30 10,00 5,30 3,50
% к  предыдущему периоду 100,60 87,90 92,80 94,40 98,00 95,30 67,00 68,00 86,30
 

 Из  данной таблицы видно, что долговая нагрузка в процентах от ВВП сокращается, но  несмотря на это общий внешний  долг России остается очень велик.

 Не  стоит забывать о всемирном экономическом  кризисе, который оказывает замедляющее  влияние на российскую экономику - «если  в конце 2007 года темпы роста ВВП  приближались к 9 процентам в год, то уже по итогам 2008-го ожидается снижение до 6,5-7 процентов»3.

 Также порядок выплат в 2001-2009 гг. показывает, что без радикального изменения  экономической ситуации вероятность  долгового кризиса все-таки очень  велика. В связи с этим следует  обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.        

Информация о работе Государственный долг