Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:49, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды государственного долга…………………………………..5
2. Социально-экономические последствия государственного внешнего
долга…………………………………………………………………………......9
3. Динамика и структура государственного долга России…………………..15
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………….29
В - третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.
В - четвертых, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.
Каждое
из указанных последствий
Управление
государственным долгом осуществляется
посредством эффективного использования
средств государственного заимствования,
привлечения средств для
Величина
государственного долга не должна превышать
размеры ВВП более чем в
два раза, в противном случае слишком
большие ресурсы будут
Минимальным
критерием эффективности
Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:
Каждая
из указанных мер имеет
Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.
Итак, высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
Совокупность
этих качественных показателей даёт
основания характеризовать
Однако
следует отметить, что государственный
долг может оказывать не только отрицательное,
но и положительное влияние на экономическое
развитие. Так, в периоды экономических
спадов достаточно эффективным способом
смягчения ситуации выступает именно
государственное заимствование, которое
препятствует резкому падению совокупного
спроса, оказывая стабилизирующее воздействие
на экономику страны. Кроме того, государственные
займы - это дополнительное поступление
финансовых ресурсов в страну, которые
могут стать базой будущего экономического
роста, в особенности в случае их инвестиционного
характера. Следовательно, по утверждению
экономистов, внешняя задолженность позволяет
стране осуществлять большие совокупные
затраты, чем выработанный национальный
доход, и финансировать инвестиции, которые
не обеспечиваются внутренними поступлениями.
В этом аспекте государственные заимствования
оказывают положительное влияние на макроэкономическое
развитие.
3. Динамика и структура государственного долга России
Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками.
Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.
Структура
государственного внешнего
долга РФ 1
(млрд. долл. США)
Статья внешнего долга | 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.01.2008 |
Государственный внешний долг РФ | 76,5 | 52,0 | 46,9 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба | 25,2 | 3,1 | 2,2 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | 3,5 | 3,3 | 3,0 |
задолженность бывшим странам СЭВ | 2,1 | 1,9 | 1,9 |
Коммерческая задолженность | 1,1 | 0,8 | 0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 5,7 | 5,5 | 5,0 |
ОВГВЗ | 7,1 | 4,9 | 4,9 |
Еврооблигационные займы | 31,5 | 31,9 | 28,6 |
Таким образом, Россия подошла к 2009 году с достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга.
Общий
внешний долг РФ2
год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
млрд. долларов США на конец периода | 158,40 | 139,30 | 129,30 | 122,10 | 119,70 | 114,10 | 76,50 | 52,00 | 46,90 |
% ВВП | 89,50 | 53,70 | 43,10 | 35,70 | 27,70 | 19,30 | 10,00 | 5,30 | 3,50 |
% к предыдущему периоду | 100,60 | 87,90 | 92,80 | 94,40 | 98,00 | 95,30 | 67,00 | 68,00 | 86,30 |
Из данной таблицы видно, что долговая нагрузка в процентах от ВВП сокращается, но несмотря на это общий внешний долг России остается очень велик.
Не стоит забывать о всемирном экономическом кризисе, который оказывает замедляющее влияние на российскую экономику - «если в конце 2007 года темпы роста ВВП приближались к 9 процентам в год, то уже по итогам 2008-го ожидается снижение до 6,5-7 процентов»3.
Также порядок выплат в 2001-2009 гг. показывает, что без радикального изменения экономической ситуации вероятность долгового кризиса все-таки очень велика. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.