Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:49, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды государственного долга…………………………………..5
2. Социально-экономические последствия государственного внешнего
долга…………………………………………………………………………......9
3. Динамика и структура государственного долга России…………………..15
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………….29
График выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг. (млрд. долл.) 4
|
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, что чрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета, для денежно-кредитной системы и для международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного роста внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться и график платежей по внешнему долгу.
Итак, современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:
1. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
2. Большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, из-за чего на протяжении последних десяти лет постоянно возникает вопрос о реструктуризации задолженности;
3. Отсутствует система долгового управления, т.е. не существует единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Сегодня долгами в России занимаются Министерство финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный банк;
4. Выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени;
5. Усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики (крупные российские банки). Конечно, государство не должно отвечать по обязательствам частных финансовых структур. Однако банкротство крупных структурообразующих банковскую систему кредитных учреждений может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны;
6. Еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 года получили право самостоятельного размещения внешних займов. Формально правительство не несет ответственности по долгу местных и муниципальных органов власти, однако эти заимствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций;
7. Правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
8. Существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства. По ранее гарантированным кредитам эта задолженность составляет примерно 800 млн. долл.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами.
Все
это свидетельствует о
В
программе государственных
Из данной гистограммы
видно, что правительство с каждым
годом в рамках реализации программы
снижало поступления кредитов от
иностранных государств, но остаётся
непонятным тот факт, что использование
средств осуществлялось в «половинчатом
объёме». Ведь если с 2000 года бюджет был
с профицитом, то данные привлечённые
средства должны были расходоваться только
с теми целевыми аспектами, для решения
которых они привлекались. Сам собой напрашивается
вывод о неэффективном использовании
данных средств. Но всё же если сравнить
процент использования по годам (2000-36%,2001-46%,2002-51%,
В
настоящее время из общего объёма
привлечённых средств с каждым годом
всё больше ассигнований направляется
на социальную сферу, но за счёт этого
происходит уменьшение поступлений
в промышленность.
Структура государственных внешних заимствований (кредиты правительств иностранных государств)
Рассмотрение портфеля проектов программы государственных внешних заимствований за последние несколько лет в целом позволяет сделать вывод о том, что наблюдается значительное распыление средств по большому числу несвязанных между собой проектов.
Во многом это явилось следствием того, что у России нет единой стратегии привлечения средств, а программы заимствований в известной степени формировались в соответствии со стратегическими и тактическими целями международных финансовых организаций и инициативами отдельных министерств и ведомств.
Однако
50 % средств, привлекаемых правительством
у международных организаций, тратиться
на инфраструктурные проекты.
Структура
государственных внешних
заимствований (международные
финансовые организации)
Из заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» следует: «За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в 2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».
Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.
Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга».
Динамика
государственного долга в 2008 - 2010 годах
(на конец года) представлена в следующей
таблице.
Государственный долг РФ | Гос. внутренний долг РФ | Гос. внешний долг РФ | ||||
млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | |
2007 | 2617,6 | 8,5 | 1409,2 | 4,6 | 1208,4 | 3,9 |
2008 | 2957,1 | 8,4 | 1824,7 | 5,2 | 1132,4 | 3,2 |
2009 | 3440,3 | 8,7 | 2275,8 | 5,7 | 1164,5 | 2,9 |
2010 | 4089,7 | 9,1 | 2856,8 | 6,4 | 1232,9 | 2,8 |
Прирост 2010 к 2007,% | 56,2 | 102,7 | 2,0 |