Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 08:15, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать состояние государственного кредита и государственного долга на данный момент.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо:
o раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом;
o определить функций государственного кредита;
o определить формы государственного долга;
o анализ государственного долга на данный момент времени;
o анализ проблем и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ…………………………..5
1.1. Сущность и функции государственного кредита………………………………………..5
1.2. Формы государственного кредита………………………………………………………...10
1.3. Значение государственного кредита для экономики…………………………………...12
лава 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………………………………………………………………………………………..14
2.1. Государство в роли кредитора, и влияние на экономику страны……………………14
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……22
3.1. Проблемы государственного долга России………………………………………………22
3.2. Пути решения проблем государственного долга России……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………31
При реализации оптимальной стратегии угроза долгового кризиса будет устранена. В обозримом будущем - в течение восьми-десяти лет - долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста возрастут.
Основные проблемы:
3.2. Пути решения проблем государственного
долга России.
При обсуждении проблемы оптимизации государственного долга России ведущими экономистами страны предлагается несколько путей ее решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия решения должен учитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.
Возможности России по погашению долгов имеют два главных ограничения:
первичный профицит федерального бюджета и положительное сальдо по текущим операциям. Если возможностей по сокращению долгового бремени России более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по долгам – использовать золотовалютные резервы и стабилизационного фонда.
Сокращение размеров государственного долга необходимо. Согласно
рекомендациям ряда экономистов, политика в сфере государственных
заимствований, нацеленная на сокращение долгов должна реализоваться в трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом и переговоры с внешними кредиторами о снижении долгового бремени.
Первая и обязательная задача – ревизия всех внутренних источников
поступления или экономии валютных средств, усиление контроля за вывозом капитала.:
Второе направление
За годы реформ в результате ряда реструктуризаций задолженность бывшего СССР переоформлена в активно торгуемый рыночный инструмент с развитой депозитарно-расчетной системой, более трети вновь возникшего российского долга также относятся к традиционным рыночным активам – еврооблигациям.
Третьей задачей государства является упорядочение отношений с внешними кредиторами и установление новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе, именно в этом и состояла основная цель политики, проводимой в последние годы правительством РФ в области управления внешней задолженностью.
Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условий
урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов. Программа должна состоять из двух ключевых частей:
Путем решение сокращение внешнего долга может быть выплата из Стабилизационного фонда.
Проектом
федерального закона “О федеральном
бюджете на 2004 год” и проектом федерального
закона “О внесении изменений и дополнений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части создания Стабилизационного фонда
Российской Федерации” предполагается
аккумулирование в Стабилизационном фонде
средств финансового резерва и суммы превышения
доходов над расходами по результатам
исполнения федерального бюджета.
Рис.3 Рост золотовалютных резервов и Стабфонда [8]
Опыт
ряда стран (Норвегия, Чили, Венесуэла
и др.) показывает, что правительства
государств, имеющих сырьевую специализацию
экспорта и подверженных влиянию
мировой конъюнктуры, имеют возможность
воспользоваться периодами
Существующие в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет “избыточных” (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа:
Первые два типа фондов
Последний тип фондов служит для аккумулирования доходов в годы профицита государственного бюджета, а также доходов от дополнительных источников (например, доходов от приватизации). Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.
Данные подтверждают, что такой рост стабилизационного фонда экономически не оправдан, так как он не идет на развитие экономики страны, но использование часть средств даст возможность погасить внешний долг, и тем самым уменьшить бремя на бюджет страны.[18]
Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:
Назначение
государственного кредита проявляется
в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации
в руках государства
Но оценивая финансовое значение государственного кредита не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
При наличии тенденции к
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться: