Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет всё общество. Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……… ..5-9
1.1. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ………………………………………………………………….9-12
1.2. Экономическая политика государства, принципы и виды…12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………………...20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства…………………………………………………………….28-30
«Провалы» рынка и экономическая политика государства……….31
Заключение……………………………………………………………….......32
Список использованной литературы……………………………….…33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

А.    Рынок неизбежно создает неравенство в социальном положении различных слоев общества (прежде всего – по линии получаемых доходов).

Б.    Складывается неравномерность развития различных отраслей экономики (исходной основой чего выступают дифференцированные возможности использования технического прогресса, различающийся характер спроса на различную производимую продукцию). Неравномерность развития обуславливает неравенство в социальном положении различных профессиональных групп.

В.    Возникает дифференциация развития регионов (рынок больше побуждает регионы конкурировать между собой, обеспечивая выигрыш сильным регионам и застой – слабым).

Резюме: без участия государства рынок не умеет устранять данные формы дисбаланса.

Институциональная школа о сбоях рынка.

Институционализм –  это учение, которое рассматривает значение институтов экономики, а также их взаимодействие в области принятия и направленности экономических решений[2]. Согласно позиции школы институционализма достоинство рынка состоит в облегчении процесса обмена благ («Рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения издержек по трансакции обмена»)[3]. Несовершенства рынка с позиции школы институционализма:

      Несостоятельность конкуренции (она не является полной). Рынок стремится к монополизации власти. В итоге искажается ценообразование. Возникает ущерб благосостоянию от факта наличия монополий.

      Рынок не производит общественные блага (или производит их мало).

      Деятельность рыночной системы порождает внешние эффекты. Негативные вариации внешних эффектов сам рынок, как правило, не устраняет.

      Неполные рынки. Частные рынки не справляются, например, с обеспечением страховых услуг и займов. Эту деятельность приходится активизировать государству.

      Несовершенство, ассиметричность информации. Рынок обеспечивает недостаточное предложение информации. Информация во многом становится новым общественным товаром.

      Безработица, инфляция и неравновесие как наиболее широко признанные симптомы «несовершенства рынка».[4]

Рынок, согласно институционализму, отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Институциональная теория исходит из повышения роли государства при реализации определяющих экономических целей общества.

1.2.Экономическая политика государства, ее принципы и виды

Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах. Экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах или программах, но и текущими решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику [4, 616].

Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо гарантированных ресурсных возможностях, позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, равный примерно году или даже нескольким месяцам.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределения государственных ресурсов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента.

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предоставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

Виды экономической политики:

1). Фискальная (финансово-бюджетная). Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую политику и политику доходов и расходов. Она проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. Ее главная задача состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

2). Монетарная (кредитно-денежная) экономическая политика. Монетарная политика – регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены. Эта политика преследует цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Целевые задачи монетарной политики – стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

3). Структурно-инвестиционная политика. Действия государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. Проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использование прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижение других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая (инновационная политика), ориентированная на использование в экономике достижений НТП, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых значительно сужается. Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика поддержки и развития этих отраслей. Структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установлений рациональных областей их использования.

4). Социальная политика. Она ориентирована на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, демографическая политика, направленная на регулирование численности, структуры, расселения граждан, а также миграционная политика, призванная воздействовать на перемещение населения, иммиграцию и эмиграцию.

5). Региональная политика. Ее цель – достичь рационального размещения производительных сил, межрегионального обмена товарами и услугами, гармоничного развития экономики регионов страны. В региональную политику входит налаживание федеративных отношений между федерацией и ее субъектами, оказание содействия отдаленным, депрессивным регионам.

6). Институциональная политика. Это проводимые государством меры, действия по устранению устаревших и формированию новых экономических институтов, т.е. элементов экономической и социальной структуры, характеризующих устройство, формы и способы регулирования хозяйственных процессов.

7). Внешнеэкономическая политика. Она распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль [4, 628].

Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимально правовой и социальной защищенности личности.

Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.

Основные цели социально-экономической политики государства:

      Экономический рост. Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества, повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благосостояния и социальной защиты граждан.

      Полная занятость. Все желающие трудиться обеспечиваются работой и возможностью зарабатывать необходимый доход. Общество избавляется от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов.

      Экономическая эффективность. Все хозяйственные ресурсы общества применяются с максимальной отдачей.

      Экономическая свобода. Максимальная свобода для всех участников хозяйственных отношений – свободу предпринимательства, свободный выбор экономических партнеров и т.д.

      Обеспечение нетрудоспособных. Всем нетрудоспособным и престарелым, а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен быть обеспечен достойный человека образ жизни.

      Стабильный уровень цен. Общий взлет цен (инфляция) и резкое их падение (дефляция) нарушают нормальный ход развития экономики и не обходятся без негативных последствий.

      Баланс во внешних связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, благоприятные условия для развития отечественного производства, прочность позиций в различных отношениях (торговых, денежных и др.) с иностранными государствами [3, 258].

В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям [10, 200].

Информация о работе Государство в рыночной экономике