Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет всё общество. Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
1. Необходимость вмешательства государства в экономику……… ..5-9
1.1. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ………………………………………………………………….9-12
1.2. Экономическая политика государства, принципы и виды…12-19
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………………...20-27
3. Особенности современной экономической политики российского государства…………………………………………………………….28-30
«Провалы» рынка и экономическая политика государства……….31
Заключение……………………………………………………………….......32
Список использованной литературы……………………………….…33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.

Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу своих специфических функций объединяет в себе оба эти понятия. На большинстве уровней управления можно условно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования.

Первый блок – макроэкономические объекты ГРЭ:

      экономический рост национального хозяйства;

      структура национального хозяйства (прежде всего отраслевая);

      региональная политика;

      инвестиционный климат;

      цены и ценообразование;

      антиинфляционная политика;

      научно-техническая и инновационная политика;

      государственный сектор;

      предпринимательство;

      антимонопольная политика;

      теневая экономика.

Второй блок включает денежно-финансовые объекты:

      денежно-финансовое обращение;

      условия сохранения и накопления капитала;

      налоги и налогообложение;

      государственный внешний и внутренний долг;

      платежно-торговый баланс страны;

      экспортно-импортные операции.

Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

      занятость, безработица, миграционные процессы;

      социальная защита и социальное обеспечение;

      образование, в том числе для государственной службы;

      здравоохранение;

      охрана окружающей среды [5, 48].

Принято выделять несколько субъектов государственной экономической деятельности – это само государство, которое включает помимо федеральных образований, региональные (уровень субъектов федерации), местные (города, районы, села, поселки).

Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Выразители – объединения носителей, различные союзы и ассоциации (союзы предпринимателей и потребителей, профсоюзы, политические партии). Исполнители хозяйственных интересов – это органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому порядку.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации методов воздействия на экономику. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику[9, 478].

Методы прямого воздействия – это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К примеру, налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, нормативные акты, законотворчество. Прямые методы имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата, но у них есть и серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу. К инструментам прямого экономического воздействия относят целевое кредитование (оно выражается в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам), установление кредитных «потолков» (ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности) и прямой контроль за установлением уровня процентных ставок (установление Центральным банком ставки рефинансирования).

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Государство только создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к вариантам, соответствующим целям экономической политики. Преимущества данных методов в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятие экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах. Широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования: регулирование минимальных резервных требований; осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам); купля-продажа иностранной валюты; регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков и др.

Обратимся к еще одной, весьма важной классификации методов воздействия на экономику. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические и институциональные методы (рис. 1) [9, 482].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Методы воздействия на экономику

Административные методы. Совокупность административных рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Задачей этих мер является создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. Степень активности административных мер зависит от области экономики. В данное время они более настойчиво проявляются в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты.

Экономические методы. К экономическим инструментам относят действия, которые имеют воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер.

Финансовая политика. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики.

Монетарная политика имеет характер косвенного воздействия и реализуется Центральным банком страны, который имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной власти.

Программирование и прогнозирование. Экономическое программирование – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития. Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при  составлении программ – в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.

Институциональные методы. Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:

-         формирование исполнительных структур государственной власти, задача которых – практическая реализация целей правительства;

-         создание и поддержание государственного сектора;

-         подготовка экономических программ и прогнозов;

-         поддержка исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

-         обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советников по проблемам экономики;

-         правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;

-         соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

На практике методы государственного регулирования реализуются при помощи определенных инструментов, представленных на рис. 2. [9, 479]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Инструменты экономической политики

Государственное регулирование рыночной экономикой проводится по шести основным направлениям: [3, 259].

      Административно-правовое регулирование

      создание правовых основ экономики

      обеспечение соблюдения законов

      Непосредственное государственное управление

      Государственные программы и госзаказы

      Финансовая политика

      Кредитно-денежная политика

      Социальная политика

Административно-правовое регулирование идет по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики – установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, условия и охрану труда, деятельность монополий, экологические нормы, права потребителей и т.д. Вторая линия – это текущие административные меры государства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.

Непосредственное государственное управление (полностью или частично) применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, здравоохранение, национальные музеи и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.

Государственные программы и заказы. Такие программы представляют собой комплекс взаимоувязанных мер (производственных, научно-технических, социальных), направленных на решение той или иной проблемы, на достижение определенной цели. Подобные документы (комплексные или целевые комплексные программы) разрабатываются в разных отраслях: в сфере освоения космоса, в создании новых типов вооружений, в проведении широких научных исследований и др. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, медицинского оборудования и пр.). Эти обычно крупные заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Финансовая политика. Она охватывает весь комплекс мероприятий государства в области финансов. Финансовая политика многогранна и ведется по целому ряду взаимопереплетающихся направлений. Среди них выделяют две главные линии: бюджетную и фискальную политику. Бюджетная политика ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Кредитно-денежная политика направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

Социальная политика направлена на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни. С помощью этой политики государство посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремится не допускать острого социального неравенства.

 

3. Особенности современной экономической политики российского государства.

В среднесрочной перспективе особое внимание Правительство РФ уделяет реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развитию агропромышленного комплекса.

Правительство РФ разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. Следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые предоставляют социальную помощь при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

Информация о работе Государство в рыночной экономике