Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:34, реферат
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4
Функции российского государства 8
Понятие и типы государства. Модели экономических систем 10
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 12
Регулирование денежного обращения 15
Программы государственных затрат 16
Финансово-кредитная система государства 19
Налоговая система 26
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Оглавление:
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты
17 века - пионеры нормативной
С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора.
В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.
Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.
Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.
Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.
Государственное
регулирование экономики
И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.
И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно - командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
На сегодняшний день в отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.
Основы методологии и методы регулирования экономики
Государственное регулирование экономики это совокупность методов воздействия на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений, в интересах общества.
Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.
Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.
Осуществляемые в стране реформы ведут к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышающих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений.
Всякая
крупная акция требует
Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды.
Государственное
регулирование охватывает все стороны
общественного воспроизводства. Но
первостепенное внимание уделяется
регулированию отношений
Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс расширенного воспроизводства. При этом формы и методы государственного регулирования всецело зависят от конкретной экономической обстановки, характера и масштабов решаемых задач. Страны, развивающиеся в острой экономической ситуации, нуждаются в более сильном государственном руководстве и участии, применении прямых административных методов, чем развитые страны, имеющие стабильное положение. При этом во всех случаях необходимое государственное планирование экономики не может опуститься ниже определенного предела, за которым становится невозможным - воспроизводство.
Государственное регулирование стало постоянным функционирующим механизмом в национальном и международном масштабах. Системы свободного рынка и директивной экономики изжили себя, что убедительно доказали великая депрессия 30-х гг. в США и распад экономики СССР в начале 90-х гг. На смену им пришла система экономического управления, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования.
Однако в России в процессе реформирования основной упор был сделан на разрушение прежней государственной системы управления и смену формы собственности. В короткие сроки государственная форма собственности и государственный механизм управления (бюрократический централизм) обернулись в свои противоположности, т.е. в преобладание частной собственности и стихию незрелого рынка. В результате этой метаморфозы в экономике произошли нежелательные изменения (Таблица 1). Объем производства катастрофически сократился.
Таблица 1 Основные показатели социально-экономического развития России в 1991-1996 гг. (в ценах соответствующих лет)
Показатель | 1991 г. | 1992г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995г. | 1996 г. |
Валовой внутренний продукт в фактических ценах (в трлн. руб.) | 1,4 | 19 | 171,5 | 611 | 1631 | 2256 |
ВВП (в % к предш. году) | 95 | 85,5 | 91,3 | 87 | 96 | 94 |
Промышленное производство (в % к предш. году) | 88,3 | 79,1 | 97 | 95 | ||
В том числе потребительских товаров | 99,2 | 85 | 89 | 74 | 88 | 92 |
Валовая продукция сельского хозяйства (в % к предш. году) | 91 | 96 | 88 | 92 | 93 | |
Инвестиции
за счет всех источников
финансирования (в % к предш. году) |
85 | 60 | 88 | 76 | 87 | 82 |
Розничные продажи (в % к предш. году) | 97 | 97 | 102 | 100,1 | 93 | 103 |
Экспорт (в млрд. руб.) | 50,9 | 42,4 | 44,2 | 50,1 | 65,2 | 88,3 |
Импорт (в млрд. руб.) | Z5114 | 37,0 | 32,8 | ° | 40,5 | 61,1 |
Доходы на душу населения (в тыс. руб./мес.) | 0,446 | 4,0 | 45,2 | 206,3 | 785,1 | 934,3 |
Расходы
на душу населения
(в тыс. руб./мес.) |
0,420 | 3,5 | 41,0 | 197,1 | 605,0 | 852,5 |
Прожиточный минимум (в тыс. руб.) | - | 1,9 | 20,6 | 86,6 | 264,4 | 371 |
Показатель | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994г. | 1995 г. | 1996 г. |
Доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (в %) | 33,5 | 31,5 | 22,4 | 24,7 | 22 | |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю | 260 | 261 | 841 | 320 | 230 | 122 |
Рост денежной массы (Мз), декабрь к декабрю (в%) | 742 | 516 | 285 | 221 | 130 | |
Скорость обращения М^, (раз) | - | 2,7 | 4,7 | 6,8 | 7 | 7,3 |
Дефицит
консолидированного
бюджета в % к ВВП (по методике МФ) (по методике МВФ) |
10,4 | 5,3 11,1 | 10,3 5,3 |
10,4 7,7 |
2,9 3,8 |
3,5 7,7 |
По насыщенности рынка товарами можно было бы сделать вывод об успешном проведении реформ. В действительности именно потребительскому рынку реформа нанесла наиболее сильный удар. Потребление продовольствия в 1995 г. к уровню 1990 г. снизилось до 48%, причем 50% продовольствия было импортным.
В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.