Госудерственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание

Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Сущность гос.предпринимательствa и его роль в экономике……….4

1.1. Сущность предпринимательствa……………………………………………4

1.2. Понятие гос. предпринимательства………………………………………....7

1.3. Роль государства в регулировании экономики……………….....................9

Глава 2. Государственное предпринимательство в России …………………..11

2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...11

2.2. Формы государственного предпринимательства в России………………13

2.3. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России ……………………………..……………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список……………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

курсовая гос.предпр.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Понятие  государственного предпринимательства

    Государственной собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ).

    Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    Имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью.

    1. Унитарным предприятием признаётся  коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

    В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия.

    2. Имущество государственного или  муниципального  унитарного предприятия  находится соответственно в государственной  или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    3. Фирменное наименование унитарного  предприятия должно содержать  указание на собственника его  имущества.

    4. Органом унитарного предприятия  является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

    5. Унитарное предприятие отвечает  по своим обязательствам всем  принадлежащим ему имуществом.

    Унитарное предприятие не несет ответственности  по обязательствам собственника его имущества.

    6. Правовое положение государственных  и муниципальных унитарных предприятий  определяется настоящим Кодексом  и законом о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях. 8

    Таким образом, государственное предпринимательство – это непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Роль  государства в регулировании  экономики

    Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей начал  рассматривать государственное  вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

    Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

    При этом последователи  А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

    Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

    Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов  деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственное предпринимательство  в России

2.1. Государственное  предпринимательство в условиях  рыночной экономики

    На  протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

    Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

    · обеспечение необходимых темпов роста,

    · сглаживание циклических колебаний,

    · поддержание занятости,

    · стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

    Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий  и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

    Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные  инвестиции в экономику, в отдельных  странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

    Располагая  финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

    К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также  предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий, увеличение числа рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

    Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

    1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

    2. Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное  прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

    3. Координация усилий общества  по охране и оздоровлению окружающей  среды. 

    4. Создание производственной и  социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение.

    5. Выработка и обеспечение социальных  гарантий, особенно для групп  населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

    6. Поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы. 

    Ни  одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.9  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Формы  государственного предпринимательства  в России

    В России в первой половине 1990-х годов  ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

Информация о работе Госудерственное предпринимательство