Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа
Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Сущность гос.предпринимательствa и его роль в экономике……….4
1.1. Сущность предпринимательствa……………………………………………4
1.2. Понятие гос. предпринимательства………………………………………....7
1.3. Роль государства в регулировании экономики……………….....................9
Глава 2. Государственное предпринимательство в России …………………..11
2.1.Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...11
2.2. Формы государственного предпринимательства в России………………13
2.3. Проблемы и перспективы государственного предпринимательства в России ……………………………..……………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..25
Стоит отметить, что газ и нефть рассматриваются прежде всего с позиций увеличения поступления валюты. Экспортные контракты на поставку газа заключаются, как правило, на 15-20 лет по стабильным заранее оговариваемым ценам, т. е. независимо от конъюнктуры. Это вселяет уверенность в перспективы газового экспорта, хотя экспортная цена газа из России ниже мировых цен. Однако согласно решениям НАТО и ЕС страны-члены этих организаций не должны зависеть от прямых поставок газа из стран – не членов ЕС более чем на 15-20%. Сейчас ряд стран, стремящихся вступить в ЕС (прибалтийские страны), удовлетворяют потребности в газе за счет импорта из России на 100%. Поэтому ОАО «Газпром» разработал проекты по освоению новых рынков на мировой арене, имея в виду, что мощная материальная база транспортировки газа используется не более чем на 50%. Например, перспективным является покупка газа в Узбекистане, Казахстане и продажа его в Турцию и другие страны, так как обустройство новых собственных газовых месторождений на Севере страны обходится весьма дорого.
В результате приватизации в нефтяной отрасли образовались частные компании; государству принадлежат контрольные пакеты компаний, добывающих лишь около 10% всей нефти. В то же время «в мире из 20 эффективно работающих крупных нефтяных компаний 12 принадлежат государствам» .
Нефтепроводный транспорт пока находится в собственности государства (АК «Транснефть»), но не приносит казне больших доходов. Добывающие компании нацелены на экспорт продукции, ставя порой в тяжелое положение внутренних потребителей, прежде всего, НПЗ. Под нажимом частных компаний занижаются расценки за транспортировку нефти. Они в несколько раз ниже, чем в США, странах Прибалтики, в Украине, хотя изношенность труб достигла критического уровня, и требуются огромные средства на ремонт сетей.
В целях повышения эффективности нефтяного комплекса намечается создание достаточно крупных государственных нефтяных компаний. На них возлагается обеспечение гарантированных поставок нефтепродуктов для нужд бюджетных потребителей, создания стратегических запасов, поставку их по межправительственным соглашениям, участие в крупных проектах, требующих государственной поддержки и гарантий, а также участие в подготовке соглашений о разделе продукции.
В электроэнергетике функционируют государственная (АЭС Минатома РФ) и частная (РАО «ЕЭС России») производственные системы.
Формы
и способы обеспечения
В плановой экономике действовала валютная монополия, т. е. исключительное право государства на операции с золотом, иностранной валютой и другими валютными ценностями. Она была непосредственно связана с монополией внешней торговли.
В современных условиях рамки валютной монополии определены, прежде всего, законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Недропользователи производят сортировку и оценку драгоценных камней под контролем Минфина РФ. Сделки с несортированными камнями не допускаются. Действует государственная монополия на опробование и клеймение пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.
Недропользователям устанавливается объем добычи драгоценных металлов и камней. Он регулируется также созданием фонда резервных месторождений, в который включаются разведанные месторождения, не переданные в пользование. Определяется перечень предприятий, проводящих аффинаж драгоценных металлов.
Минфину РФ и ЦБ РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, золотого запаса РФ, госфондов субъектов РФ. После закупок Минфином РФ и ЦБ РФ остающаяся часть драгоценных металлов и камней предназначается для продажи специально уполномоченным банкам, другим предприятиям, за рубеж. Порядок вывоза и ввоза драгоценных металлов и камней, контроля на таможне устанавливается указом Президента РФ.
Монополия на производство и оборот алкогольной продукции практиковалась в России на протяжении столетий. С ее утратой после 1991 г. производство до 50% алкогольной продукции переместилось в теневой сектор, а из легально действующих предприятий отрасли около 50% уходят от налогового контроля. Под налогообложение попадает не более 1/3 алкогольной продукции, а государственная казна ежегодно недополучает 20-25 млрд. руб.
Восстановление государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции началось принятием Указа Президента РФ от 11 июня 1993 г. № 918 и Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. № 358. Наряду с мерами разрешительно-контрольного порядка стали применяться квотирование экспорта, импорта и закупок этилового спирта, запрет на реализацию его в розничной сети, регулирование отпускных цен на этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, декларирование производства и использования спирта.
Вместе с тем, государство сохранило в значительной мере монополию на деятельность в сфере военно-технических связей с другими странами. Примерно 70% предприятий оборонного комплекса акционированы, контрольные пакеты акций этих предприятий находятся в руках государства. Остальные являются унитарными государственными предприятиями.
Федеральные органы исполнительной власти, все российские юридические лица, участвующие в военно-технических связях с другими странами, подотчетны и подконтрольны, органы государственной власти осуществляют свои исключительные полномочия в этой сфере. Действуют разрешительный порядок экспорта и импорта продукции военного назначения, бюджетное финансирование экспорта и импорта во исполнение международных обязательств РФ. Проводится единая государственная политика в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, не допускается конкуренция на внешнем рынке российских субъектов военно-технических связей.
Из-за резкого сокращения оборонного заказа выделяемые бюджетные средства Минобороны РФ расходуются на модернизацию имеющегося парка военной техники, закупку перспективных образцов и практически не закупаются крупные партии серийно выпускаемой техники традиционных видов. В результате перед предприятиями оборонного комплекса открылись широкие перспективы по экспорту военной техники, конкурентоспособность которой находится на мировом уровне.
Экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ (услуг) военного назначения осуществляются государственными компаниями по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение», «Российские технологии», «Промэкспорт» и предприятиями - разработчиками и изготовителями вооружения и военной техники, получившими такое право.
Для
повышения экспортного
«По экспорту военной техники Россия вновь заняла ведущее место в мире (около 4 млрд. долл. в год). Однако реальных денег в казну поступает мало, так как часть поставок идет в счет погашения долгов, а заказчики расплачиваются встречной продажей товаров».
В соответствии с установленным порядком значительная часть акций остается на определенные сроки в государственной собственности и продается постепенно. Сохранение в руках федеральных и местных органов крупных пакетов акций во многих случаях является более целесообразным, чем немедленная их продажа инвесторам. Оно позволяет получать не разовые, а долгосрочные доходы от приватизации.
Определены виды деятельности предприятий, контрольные пакеты акций которых при приватизации закрепляются на срок до 3 лет в федеральной собственности: связь, выработка и распределение электроэнергии, добыча, переработка и сбыт нефти и природного газа, добыча и переработка драгоценных металлов и камней, разработка и производство систем вооружения и боеприпасов, производство спиртовой и ликероводочной продукции, перевозки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские и проектно-конструкторские предприятия, специализированные предприятия по строительству и эксплуатации объектов для обеспечения национальной безопасности, предприятия оптовой торговли, закупающие для государственных нужд, экспортно-импортные операции в обеспечение межгосударственных соглашений.
«В собственности РФ имеются пакеты акций более 4200 акционерных обществ, в том числе пакеты размером более 50% уставного капитала - в 830 акционерных обществах, от 25 до 50% - в 2004, до 25% - в 1400; золотая акция - в 631 акционерном обществе».11
При
закреплении части акций в федеральной
собственности государство наделяется
правами акционера - владельца контрольного
пакета. Оно может ограничиться ролью
отсутствующего собственника или ввести
оперативное управление и контроль с помощью
менеджеров, оказывать влияние на производство
в целом, в том числе и частный сектор.
Таким образом, управление акциями становится
управлением предприятиями со смешанной
формой собственности.
Число предприятий
и организаций по формам собственности.
тысяч | |||||||||
1995 | 1996 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Всего
В том числе по формам 1.государственная 2.муниципальная 3.частная 4.собственность
общественных и религиозных 5.прочие формы собственности |
1946 325 171 1216 53 181 |
2250 322 198 1426 95 209 |
2901 148 183 2147 183 240 |
3106 150 198 2312 213 234 |
3346 151 217 2510 223 247 |
3594 155 231 2726 237 245 |
3845 157 239 2957 244 248 |
4150 161 246 3238 252 253 |
4417 159 248 3499 253 258 |
В процентах к итогу | |||||||||
1995 | 1996 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Всего
В том числе по формам 1.государственная 2.муниципальная 3.частная 4.собственность общественных и религиозных организаций 5.прочие формы собственности |
100 16,7 8,8 62,5 2,7 9,3 |
100 14,3 8,8 63,4 4,2 9,3 |
100 5,1 6,3 74,0 6,3 8,3 |
100 4,8 6,4 74,4 6,9 7,5 |
100 4,5 6,5 75,0 6,7 7,3 |
100 4,3 6,4 75,8 6,6 6,8 |
100 4,1 6,2 76,9 6,4 6,4 |
100 3,9 5,9 78,0 6,1 6,1 |
100 3,6 5,6 79,2 5,7 5,8 |