Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:29, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является: выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её сущность, понятие, виды, и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом, установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.
Соперничество среди конкурирующих продавцов. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.
Сила, мощь, с которой продавцы товара борются за более сильную рыночную позицию в отрасли или в конкурентном преимуществе является лучшим индикатором «пульса» конкуренции.
Прибыль побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.
Черты конкурентных взаимодействий фирм можно охарактеризовать следующим образом:
-
Фирмы борются за более
-
Конкурирующие стратегии фирм
и пути реализации этих
Время
от времени фирмы обновляют свои
стратегии (для улучшения позиции
или с целью защиты уже завоёванных
преимуществ). Продолжительность
Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.
Межфирменное соперничество может закончиться успехом или проигрышем. Стратегический успех может дать фирме возможность "контролировать" направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.
Акции
и контракции фирм-соперников, в
конечном счете, выливаются в создание
новых условий спроса-
Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены.
Часто фирмы, принадлежащие к одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов.
Во-первых,
цены и доступность товаров-
Во-вторых,
производитель товаров и/или
Наиболее часто упоминаемым индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж.
Пример конкуренции товарозаменителей.
Продавцам
мелкой бытовой техники
в последнее время
неожиданную конкуренцию
составили операторы
сотовой связи. По
мнению продавцов, очень
часто электрический
чайник или кофеварку
покупают в подарок.
После того как сотовики
в очередной раз снизили
цены, подарком «что-нибудь
на $ 40-50» стал сотовый
телефон. [4]
Угроза появления новых конкурентов. Конкурирующие силы, возникшие вследствие угрозы появления новых конкурентов.
Серьезность угрозы возможного появления на рынке новых конкурентов зависит от двух групп факторов:
- барьеры для входа;
-
ожидаемая реакция фирм на
вновь входящих в отрасль.
Существуют следующих основных барьеров для входа:
-
эффективный масштаб
-
эффект ЖЦ продукции (иногда
достижение низких затрат на
единицу зависит от опыта
-
предпочтения и преданность
- потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);
-
препятствия в виде
-
доступ к каналам
-
государственные меры и
Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар, изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на нет. [5].
Угроза появления конкурентов возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь конкуренция ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль.
Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента.
Если
бы условия для возрастания
Стихийное
передвижение капиталов из одних
отраслей в другие, возможно лишь тогда,
когда вход в высокоприбыльную отрасль
не заблокирован. Если в обществе возникают
отношения, ограничивающие конкуренцию,
становится неизбежным подрыв механизма
образования средней нормы прибыли.
Экономические возможности и торговые способности поставщиков. Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков.
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается)
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:
-
затраты на производство
- поставщики представляют собой несколько крупных фирм, не скованных интенсивной конкуренцией;
-
продукция поставщиков
-
покупатели не являются
- поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;
-
со стороны одного или
-
фирмы-покупатели не проявляют
склонности к интеграции в
рынки поставщиков.
Экономические возможности и торговые способности покупателей. Конкурирующие силы возникают вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
-
потребители значимы и их
-
объем потребления
-
отрасль, поставляющая товар
-
товары, предлагаемые на продажу
разными продавцами, относительно
хорошо стандартизированы, и
-
покупаемые изделия не
-
экономически выгодной для
Конкурентная
ситуация на рынке развивается постоянно,
поэтому существует потребность
у фирмы в отслеживании конкурентных
изменений на рынке систематически.
Только при этих условиях фирма может
правильно оценить возможности конкурентов
и собственные возможности и выработать
оптимальную маркетинговую стратегию,
которая всегда направлена на создание
или поддержание собственного конкурентного
преимущества.[6]
1.3.Функции конкуренции.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также распределения и контроля.
Функция обеспечения безопасности предпринимателей
При большом числе конкурентов
всех уничтожить просто
Все это подтверждает тот
факт, что конкуренция относится к сфере
публичных (общественных) интересов. Без
их удовлетворения невозможно удовлетворить
частные интересы и реализовать потребности
общества в целом. В этом качестве конкуренция
поддерживается государством и охраняется
различными правовыми средствами.
Ради достижения общественно
значимых результатов государство создает
и использует специальную систему правил
и мер, гарантирующих само наличие конкуренции
и ее качество. Деятельность такого рода
является ключевым элементом государственного
регулирования рыночных отношений в нашей
стране и нуждается в основательном правовом
оформлении.