Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:07, реферат

Описание

За годы реформ в России произошли заметные качественные изменения в структу¬ре национальной экономики. Переход к ры¬ночным отношениям придал новый импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промыш¬ленности, отраслей начальной стадии пере¬работки сырья, сферы услуг. Вместе с тем не наблюдается ощутимых темпов роста объе¬мов выпускаемой продукции машиностроения и других высокотехнологичных

Работа состоит из  1 файл

Березнев Microsoft Word.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого экономического развития региона является формирование эффективной инновационной политики.

За годы реформ в России произошли  заметные качественные изменения в  структуре национальной экономики. Переход к рыночным отношениям придал новый импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промышленности, отраслей начальной стадии переработки сырья, сферы услуг. Вместе с тем не наблюдается ощутимых темпов роста объемов выпускаемой продукции машиностроения и других высокотехнологичных отраслей, увеличения их доли в валовом внутреннем продукте. Очень незначительно количество предприятий, созданных в этот период, которые производят сложную, конкурентоспособную на мировом рынке, наукоемкую продукцию.

Инновации - результат трансформации  знаний в виде нового или усовершенствованного: продукта (товара, услуги, информации, бизнеса, вида деятельности), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного процесса (слога или технология производства, управления, передачи продукции), внедренного в практическую деятельность, использование или коммерчески оборот, которых приносит экономический, социальный или другие виды эффектов и не создает дополнительных угроз безопасности населения (при низкой цена адаптации) и негативного воздействия окружающей среде [1].

Продукт только тогда становится инновацией, когда пройдет успешную коммерциализацию на рынке, то есть начнет приносить прибыль. Правительство регионов заинтересовано, прежде всего, в создании инновационной инфраструктуры, и только потом задумывается о коммерческой целесообразности те или иных структур.

Инновационная деятельность выступает эффективным инструментом коммерциализации достижении науки, техники и технологий, становится определяющим элементом международной конкурентоспособности страны. Освоение и применение научных нововведений в производстве и управление является многоплановым, сложным, дорогостоящим и рискованным процессом, но дает обществу значительный экономический эффект3.

Основные направления развития инновационной научно-технической деятельности, приоритеты инновационной научно-технической политики определяются потребностями национальной экономики в техническом и технологическом перевооружении и необходимостью обеспечить высокий уровень производительности труда и соответственно достойное качество жизни населения страны. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции до мировых стандартов.

Одним из первоочередных вопросов устойчивого функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной научно-технической политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики. При этом основная роль государства должна состоять в создании условий и механизмов, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства [2].

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой.

 

1 Формирование инновационной структуры региона

 

В связи с переносом центра тяжести  экономических реформ на места первостепенное значение приобретает роль регионов в осуществлении эффективной структурной перестройки и в ускорении научно-технического прогресса. Вместе с тем следует понять, что региональные приоритеты инновационной деятельности должны являться либо составляющими общегосударственных приоритетов, либо совпадать сними, поэтому они должны быть сформированы исходя из геополитического положения региона. Геополитический фактор региона диктует и направленность инновационной деятельности в регионе, и ориентацию в кооперированных связях, и профиль отдельных видов инновационных проектов, учитывая, что особое внимание должно быть сосредоточено на нуждах регионального развития.

Инновационный потенциал в любом  регионе, каким бы он ни был по своим  масштабам, природно-экономическим  характеристикам, имеет, как правило, задачи развития экономики региона, повышения благосостояния его населения, которые выходят далеко за рамки территориальных или ведомственных проблем, и поэтому они должны иметь общегосударственные целевые ориентации. При этом необходимо исходить из того положения, что инновационный потенциал региона является составной частью, подсистемой социально-экономического потенциала региона и должен выполнять специфические функции, в том числе функции инновационной деятельности, целевой подсистемы региона. В этом смысле он выступает в качестве объекта регионального управления.                                                     

В условиях инвестиционных ограничении  общий эффект от инновации по повышению благосостояния населения региона существенно зависит от распределения средств между инновационными проектами и проектами, направленными на создание и развитие самой инновационной инфраструктуры региона. Если ставить целью рост благосостояния населения региона, если стремиться к ускоренному его развитию, то весьма перспективным и дающим высокий социально-экономический эффект является опережающее целевое и качественное развитие инновационной инфраструктуры региона (инновационно-промышленные комплексы, инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие организации, взаимосвязанная деятельность которых направлена на эффективное осуществление инновационной деятельности и реализацию нововведений).

В настоящее время в регионах отсутствует сформировавшаяся инновационная инфраструктура. Поэтому создание такой инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов и программ, является важнейшей проблемой для региона, требующей оперативного решения. Для этого необходимо осуществить комплекс организационно-технических и социальных мероприятий.

1. Формирование региональной инновационно-инжиниринговой сети центров научно-технических нововведений. Для этого необходимо создание инновационно-инжиниринговых центров: координационного (головного) регионального инновационно-инжинирингового центра; исполнительной сети инновационного инжиниринга региона в виде сети инновационно-инжиниринговых центров на предприятиях, в организациях и в высшей школе региона; региональной информационной сети инжиниринга.

2. Создание сети инновационно-инжиниринговых центров в приоритетных отраслях экономики региона. Создание в регионе инновационно-инжиниринговой сети центров нововведений

Необходимо сочетать с формированием  инновационной инфраструктуры, которая  в перспективе должна охватить все  регионы страны. При этом в первую очередь должен быть решен комплекс проблем, связанных со следующим:

- разработкой и развитием инновационной  инфраструктуры в целом как  единого распределенного по регионам  и отраслям механизма научно-технических нововведений в виде инновационно-инжиниринговых фирм (центров) которые через реализацию технологий наукоемкого инжиниринга обеспечивают в короткие сроки конкурентоспособную реализацию инноваций;

- созданием научно-технической  базы инновационной инфраструктуры  страны и регионов, а также  с разработкой методических и  организационно-нормативных материалов по научно-техническим нововведениям.

Реализация комплексных инновационных  проектов и программ должна основываться на интеграции отечественных знаний и технологий с лучшими мировыми достижениями в области автоматизации  и компьютеризации процессов разработки, создания и управления инновационными проектами. Только в таком случае будет формироваться уровень инновационной инфраструктуры, обеспечивающий динамичные темпы социально-экономического развития, превышающие темпы развития передовых стран мира, что в будущем обеспечит уровень благосостояния, который будет складываться к этому времени в развитых странах, с последующим его ростом.

Инновационная практика, т. е. производство наукоемких, инновационных услуг  и продукции, требует оборотного капитала. Получить этот оборотный капитал (например, кредит) без специальных мер поддержки в условиях кризиса невозможно. Эффективным механизмом реализации инновационных проектов и создания инновационной инфраструктуры в регионе является создание единого механизма управления инновационными и инвестиционными функциями. Заинтересованность исполнителей во всех этапах инновационно-инвестиционного цикла достигается при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационного объекта «под ключ» и участие в реализации инновационного продукта и услуг.

Поэтому одной из острых проблем, стоящих  перед региональными и Федеральными органами, является изыскание эффективного объединяющего механизма, способствующего обеспечению единства управления инновационными и инвестиционными процессами в регионе для активизации и развития инновационной деятельности. В качестве такого механизма должны выступать инновационно-инвестиционные центры (фирмы). Сосредоточение инновационных и инвестиционных функций в одном центре и осуществление этим же центром инжиниринговых технологий по созданию и реализации инновационной продукции обеспечат их импортозамещаемость и последующую конкурентоспособность.

Важной приоритетной проблемой, которую  необходимо решить на региональном уровне и которая может обеспечить высокую эффективность деятельности инновационной инфраструктуры региона, является опережающее создание регионального информационного банка данных и знаний инноватики, должен содержать в себе также многоплановую, комплексную информационную модель территории региона. Такая информационная система должна

стать региональной подсистемой федерального информационного банка данных и  знаний и иметь доступ к международным  банкам данных и знаний.

Качество информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе в значительной мере зависит от непрерывного социально-экономического мониторинга региона, который охватывает наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами.

Субъектам инновационной деятельности в регионе нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, а также сведения о характеристиках промышленной продукции, материалов, веществ и т. п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части  инновационного обеспечения.

В условиях развития инновационной  деятельности должно совершенно

измениться отношение к главной  производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированного специалиста в инновационном процессе, в реализации высоковысокотехнологичных инновационных проектов, в разработке и реализации инновационной инфраструктуры велика и постоянно будет расти. Поэтому в последнее время научной общественностью все в большей мере признается социо-техническая философия (или социо-технический подход) как наиболее перспективная для построения инновационной инфраструктуры в регионе и для успешной работы при реализации инновационных проектов «под ключ». Центральное творческое начало в социо-техническом подходе отводится высококвалифицированным специалистам, что и определяет достоинства данного подхода в силу следующего:

- повышения уровня творческого  участия высокоинтеллектуальных  людей в производственном процессе;

- высокого уровня адаптации  систем инновационной инфраструктуры к изменяющимся требованиям рынка, включая изменение вида инновационной продукции;

- высокого уровня адаптации  систем инновационной инфраструктур  изменяющимся требованиям рынка,  включая изменение вида инновационно^ продукции;                                                                                                           и

- повышения ответственности конкретных  людей за весь цикл создания  инновационного продукта и конечный  результат, а тем самым и  за качество наукоемкого инновационного продукта;

- возможности повышения производственной  мощности (объема производства) с учетом обратной связи от объемов реализуемых инновационных продукций, услуг и т.п. (без больших стартовых капитальных затрат);

- поддержки процесса постоянной регенерации новых идей, проникновения нововведений в действующие организационные правила и процедуры;

- превращения процесса внедрения  научно-технических нововведений  в часть ежедневной оперативной  работы, ибо даже самая великолепная  научно-техническая идея до тех пор не будет внедренной, пока не станет частью каждодневной работы людей, ответственных за это.

Подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационный проекты, является важнейшей региональной и федеральной проблемой. Объективная потребность инновационного развития требует новой концепции подготовки кадров. В ее основу должны быть положены такие принципы:

- становление, развитие и самореализация  творческой личности;

-  постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации;

-ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;

- рассмотрение обучения и подготовки  кадров как составной части  производственного процесса, а расходов на подготовку кадров не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для развития предприятий, региона и страны;            

- обучение управлению специальными  и психологическими аспектами  процесса создания нововведений, что будет способствовать ускоренному  широкомасштабному внедрению в  практику инновационных разработок;

- создание системы непрерывного  обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;           

Информация о работе Индикативное планирование