Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:07, реферат
За годы реформ в России произошли заметные качественные изменения в структу¬ре национальной экономики. Переход к ры¬ночным отношениям придал новый импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промыш¬ленности, отраслей начальной стадии пере¬работки сырья, сферы услуг. Вместе с тем не наблюдается ощутимых темпов роста объе¬мов выпускаемой продукции машиностроения и других высокотехнологичных
- сотрудничество университетов
и других вузов региона с
передовыми предприятиями
Важной региональной проблемой, требующей решения, является создание эффективного механизма управления процессом практической реализации в регионе сложных инновационных проектов. Ведущее положение в создании такого механизма, в развитии и управлении инновационной деятельностью в регионе должно принадлежать компьютеризированным комплексам управления сложными инновационными проектами. Подобные комплексы позволят ускорить инжиниринговые работы по реализации инновационных проектов и повысить их качество на всех этапах: технико-экономического обоснования; разработки проекта; комплектной поставки подсистем; пуска-наладки; сдачи «под ключ»; сопровождения реализованного проекта.
Повышение уровня инновационной активности в регионе обусловливает также создание в нем Центра поддержки инноваций в рамках регионального агентства по поддержке малого и среднего бизнеса (такой Центр в области создан по инициативе В. А. Коноплева и С. М. Никитенко).
Усилиями Российского
Главные учредители ЗАО «Кузбасское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» (ЗАО «КАПБ»):
- администрация Кемеровской
- администрация города Кемерово
(Комитет по управлению
- российское агентство
региона путем оказания высококачественных услуг в области развития предприятий, внедрения и продвижения новых технологий, повышения уровня инновационного потенциала Кемеровской области. Агентство оказывает следующие услуги:
- консультации по финансово-
- предоставление передовой
- разработка бизнес-планов, бизнес-обоснований, бизнес-проектов;
- комплексная оценка
- организация внедрения инновационных проектов;
- продвижение продукции и инновационных проектов предприятий на
рынок.
Центр поддержки инноваций (ЦПИ) является структурным подразделением ЗАО «КАПБ», приравненным по статусу к филиалу; функционирует в соответствии с Уставом Агентства, не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени Агентства, действует на основании утвержденного Агентством Положения. Центр поддержки инноваций - подразделение, специализирующееся на поддержке и развитии инновационного предпринимательства путем информационного организационного и кадрового его обеспечения. Объектами деятельности Центра являются в основном малые и средние предприятия, отраслевые НИИ, учебные заведения. ЦПИ должен решать следующие задачи2:
- обоснование концепций
- создание банка данных, системы
экспертизы и сертификации
- продвижение на рынок не
используемых
-разработка новых информационных технологий и телекоммуникационных сетей для предпринимателей;
-доведение изобретений до
-формирование благополучной среды для развития малых наукоемких производств;
- организация инвестирования в научно-технические проекты по наиболее перспективным направлениям экономического развития Кемеровской области.
До организации ЦПИ в г. Кемерово в Кузбассе не существовало организаций, служб, специализирующихся в области инновационного предпринимательства. Создание Центра поддержки инноваций в рамках Кузбасского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса стало началом формирования инновационной структуры в регионе.
Для успешной реализации в регионе инновационной деятельности и создания эффективной региональной инновационной инфраструктуры должна быть создана государственная система управления инновационной деятельностью, под которой понимается совокупность органов федерального и регионального управления, оказывающих согласованное воздействие на субъекты инновационной деятельности в регионе.
Необходимость финансовой поддержки науки, активизации инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, переход на новые формы решения экономических и социальных проблем региона требуют от региональных органов управления выработки ответственной инновационной политики по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе. Региональная инновационная политика должна представлять собой совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Реализация региональной инновационной политики должна быть направлена на повышение вклада научной и инновационной деятельности в научно-технический прогресс страны, в развитие экономики региона и на улучшение качества жизни его населения [4].
2 Структурно-инновационная политика региона: формы и методы ее проведения
В целях проведения эффективной региональной инновационной политики необходимо выполнить комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными из которых являются следующие.
1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инфраструктуры в регионе, которая представляет собой стратегию развития инновационной сферы с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения. Исходным пунктом концепции является оценка инновационного потенциала региона как стартовой предпосылки развития инновационной деятельности в регионе на основе государственных стратегических интересов и целей социально-экономического развития региона.
2. Разработка программы
3. Включение основных положений
программы инновационного
4. Организация эффективной практической деятельности органов местного управления: в сфере реализации и сопровождения программы инновационного развития и принятия соответствующих нормативных актов регионального значения, осуществления организационного и информационного обеспечения (образование рабочих групп, утверждение инновационной политики, определение источников финансирования и источников необходимой информации, а также порядка ее сбора).
5. Кадровое обеспечение (установление лиц из аппарата регионального управления, ответственных за разработку и реализацию инновационной политики).
6. Социально-психологическое
Развитие инновационного потенциала региона, как подсистемы инновационного потенциала страны и как подсистемы социально-экономического потенциала региона, нужно наполнять специальным содержанием функции управления им со стороны административного руководства региона. Управление инновационным потенциалом, как подсистемой инновационного потенциала страны, требует взаимодействия федеральных и региональных органов управления. Объективной основой такого взаимодействия является наличие (существование) в регионе таких направлений и организационных форм инновационной деятельности, в развитии которых заинтересовано государство. Главной формой такого взаимодействия должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, и региональные с долевым финансированием государства и региона. Суть такого взаимодействия заключается в привлечении научно-технического потенциала региона к выполнению региональных программ, долевом финансировании инновационных проектов регионального статуса, формировании благоприятного инновационного климата в регионе, а также в «состыковке» федеральной и региональной инновационной политики. В чем же должна заключаться суть федеральной политики?
Мировой опыт свидетельствует о том, что чем больше страна отстает в своем развитии, тем значительнее роль государственных органов управления в создании инфраструктуры, мобилизации ресурсов, выявлении приоритетов хозяйственного развития, достижении пропорций и взаимосвязей в национальной экономике. Уровень развития инновационной сферы определяет положение страны в мировом хозяйственном пространстве. Низкий технический уровень многих отраслей хозяйства нашей страны по сравнению с таковы! промышленно развитых стран мирового сообщества можно преодолеть только на основе обновления производственной базы большинства предприятий. Использование новых видов техники, технологии, методов управление и организации производства позволит существенно расширить номенклатуру объем производства и на этой основе повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке.
В связи с этим Государственная инновационная политика должна:
- содействовать повышению
ориентироваться на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетать государственное
- способствовать развитию
Государственная инновационная политика в России реализуется на двух
уровнях деятельности: общегосударственном
(федеральном) и региональном (местном).
Основной задачей федеральной
3. Особенности социально-
Основные особенности развития экономики области отличаются неравномерным характером ее развития что многом связано с конъюнктурой мирового рынка. Все это еще раз свидетельствует о необходимости диверсификации экономики, о придании ей инновационной направленности развития, а также о необходимости самого активного развития малого бизнеса.
Основными региональными причинами, осложнившими ситуацию, стали:
- высокий уровень износа
- недостаточная инвестиционная
и инновационная активность
Результатом негативного воздействия указанных внешних и внутренних факторов стало снижение некоторых основных макроэкономических показателей. Так, производство валового регионального продукта составило 99,3 процентов к уровню 2001 года, производство промышленной продукции 98 процентов (в целом по России 103,7 процента).
Анализ социально-
По итогам 2008 года социально-экономическая ситуация в области характеризовалась сохранением положительных тенденций:
- индекс промышленного
- продукции сельского хозяйства - 108 %;
- оборота розничной торговли -117%;
- ввод жилых домов увеличился на 26 %;
- реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 12%.
Положительная динамика обусловлена ростом экономического потенциала области за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения действующих, освоением конкурентоспособных видов продукции.