Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:07, реферат

Описание

За годы реформ в России произошли заметные качественные изменения в структу¬ре национальной экономики. Переход к ры¬ночным отношениям придал новый импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промыш¬ленности, отраслей начальной стадии пере¬работки сырья, сферы услуг. Вместе с тем не наблюдается ощутимых темпов роста объе¬мов выпускаемой продукции машиностроения и других высокотехнологичных

Работа состоит из  1 файл

Березнев Microsoft Word.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

- сотрудничество университетов  и других вузов региона с  передовыми предприятиями региона  любых форм собственности, реализующими  инновационные проекты, и их совместная деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по новым наукоемким технологиям в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

Важной региональной проблемой, требующей  решения, является создание эффективного механизма управления процессом практической реализации в регионе сложных инновационных проектов. Ведущее положение в создании такого механизма, в развитии и управлении инновационной деятельностью в регионе должно принадлежать компьютеризированным комплексам управления сложными инновационными проектами. Подобные комплексы позволят ускорить инжиниринговые работы по реализации инновационных проектов и повысить их качество на всех этапах: технико-экономического обоснования; разработки проекта; комплектной поставки подсистем; пуска-наладки; сдачи «под ключ»; сопровождения реализованного проекта.

Повышение уровня инновационной активности в регионе обусловливает также  создание в нем Центра поддержки инноваций в рамках регионального агентства по поддержке малого и среднего бизнеса (такой Центр в области создан по инициативе В. А. Коноплева и С. М. Никитенко).

Усилиями Российского агентства  поддержки малого и среднего  бизнеса создана Ассоциация региональных агентств «Развитие», членом которой является и Кузбасское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

Главные учредители ЗАО «Кузбасское  региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» (ЗАО «КАПБ»):

- администрация Кемеровской области  (Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области);

- администрация города Кемерово (Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово);

- российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса. Миссия агентства - обеспечение инвестиционной привлекательности

региона путем оказания высококачественных услуг в области развития предприятий, внедрения и продвижения новых технологий, повышения уровня инновационного потенциала Кемеровской области. Агентство оказывает следующие услуги:

- консультации по финансово-хозяйственной  и внешнеэкономической деятельности  предприятия, налоговому и таможенному  законодательству;

- предоставление передовой технической  информации но профилю предприятий;

- разработка бизнес-планов, бизнес-обоснований, бизнес-проектов;

- комплексная оценка инновационных  проектов, организация их экспертизы;

 - организация внедрения инновационных проектов;

- продвижение продукции и инновационных проектов предприятий на

рынок.

Центр поддержки инноваций (ЦПИ) является структурным подразделением ЗАО «КАПБ», приравненным по статусу к филиалу; функционирует в соответствии с Уставом Агентства, не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени Агентства, действует на основании утвержденного Агентством Положения. Центр поддержки инноваций - подразделение, специализирующееся на поддержке и развитии инновационного предпринимательства путем информационного организационного и кадрового его обеспечения. Объектами деятельности Центра являются в основном малые и средние предприятия, отраслевые НИИ, учебные заведения. ЦПИ должен решать следующие задачи2:

- обоснование концепций развития  высокотехнологичных производств  на основе отечественных научно-технических  исследований, которые могут обеспечить конкурентные преимущества продукции местных организаций промышленности и сферы услуг;

- создание банка данных, системы  экспертизы и сертификации научно-технической  продукции;

- продвижение на рынок не  используемых патентовладельцами технологий и перспективных изобретений;

-разработка новых информационных технологий и телекоммуникационных сетей для предпринимателей;

-доведение изобретений до промышленной  стадии;

-формирование благополучной среды для развития малых наукоемких производств;

- организация инвестирования в  научно-технические проекты по  наиболее перспективным направлениям экономического развития Кемеровской области.

До организации ЦПИ в г. Кемерово в Кузбассе не существовало организаций, служб, специализирующихся в области инновационного предпринимательства. Создание Центра поддержки инноваций в рамках Кузбасского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса стало началом формирования инновационной структуры в регионе.

Для успешной реализации в регионе  инновационной деятельности и создания эффективной региональной инновационной инфраструктуры должна быть создана государственная система управления инновационной деятельностью, под которой понимается совокупность органов федерального и регионального управления, оказывающих согласованное воздействие на субъекты инновационной деятельности в регионе.

Необходимость финансовой поддержки науки, активизации инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, переход на новые формы решения экономических и социальных проблем региона требуют от региональных органов управления выработки ответственной инновационной политики по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе. Региональная инновационная политика должна представлять собой совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Реализация региональной инновационной политики должна быть направлена на повышение вклада научной и инновационной деятельности в научно-технический прогресс страны, в развитие экономики региона и на улучшение качества жизни его населения [4].   

 

2 Структурно-инновационная политика региона: формы и методы ее проведения

 

В целях проведения эффективной  региональной инновационной политики необходимо выполнить комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными из которых являются следующие.

1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инфраструктуры в регионе, которая представляет собой стратегию развития инновационной сферы с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения. Исходным пунктом концепции является оценка инновационного потенциала региона как стартовой предпосылки развития инновационной деятельности в регионе на основе государственных стратегических интересов и целей социально-экономического развития региона.

2. Разработка программы инновационного развития региона. Это адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона, активизацию инновационной деятельности и стимулирование предприятий по развертыванию ими инновационной деятельности, определение механизма воздействия органов управления на субъекты инновационной деятельности.

3. Включение основных положений  программы инновационного развития  региона в программу социально-экономического развития региона.

4. Организация эффективной практической деятельности органов местного управления: в сфере реализации и сопровождения программы инновационного развития и принятия соответствующих нормативных актов регионального значения, осуществления организационного и информационного обеспечения (образование рабочих групп, утверждение инновационной политики, определение источников финансирования и источников необходимой информации, а также порядка ее сбора).

5. Кадровое обеспечение (установление лиц из аппарата регионального управления, ответственных за разработку и реализацию инновационной политики).

6. Социально-психологическое обеспечение  (обеспечение готовности субъектов  местного управления к инновационной  деятельности, к восприятию и участию в работе по переводу инновационного потенциала Региона на новый вектор развития как естественного процесса, необходимого для ускорения роста качества жизни населения региона).             

Развитие инновационного потенциала региона, как подсистемы инновационного потенциала страны и как подсистемы социально-экономического потенциала региона, нужно наполнять специальным содержанием функции управления им со стороны административного руководства региона. Управление инновационным потенциалом, как подсистемой инновационного потенциала страны, требует взаимодействия федеральных и региональных органов управления. Объективной основой такого взаимодействия является наличие (существование) в регионе таких направлений и организационных форм инновационной деятельности, в развитии которых заинтересовано государство. Главной формой такого взаимодействия должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, и региональные с долевым финансированием государства и региона. Суть такого взаимодействия заключается в привлечении научно-технического потенциала региона к выполнению региональных программ, долевом финансировании инновационных проектов регионального статуса, формировании благоприятного инновационного климата в регионе, а также в «состыковке» федеральной и региональной инновационной политики. В чем же должна заключаться суть федеральной политики?

Мировой опыт свидетельствует о  том, что чем больше страна отстает  в своем развитии, тем значительнее роль государственных органов управления в создании инфраструктуры, мобилизации ресурсов, выявлении приоритетов хозяйственного развития, достижении пропорций и взаимосвязей в национальной экономике. Уровень развития инновационной сферы определяет положение страны в мировом хозяйственном пространстве. Низкий технический уровень многих отраслей хозяйства нашей страны по сравнению с таковы! промышленно развитых стран мирового сообщества можно преодолеть только на основе обновления производственной базы большинства предприятий. Использование новых видов техники, технологии, методов управление и организации производства позволит существенно расширить номенклатуру объем производства и на этой основе повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке.

В связи с этим Государственная  инновационная политика должна:

- содействовать повышению инновационной  активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно технических достижений и обновления производства;

ориентироваться на всемерную поддержку  базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

- сочетать государственное регулирование  инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

- способствовать развитию инновационной  деятельности в России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

Государственная инновационная политика в России реализуется на двух

уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном). Основной задачей федеральной инновационной  политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. К мероприятиям, составляющим в совокупности содержание инновационной политики на общегосударственном уровне, относятся инициирование инновационных программ (проектов), направленных на реализацию в производстве научно-технических новшеств, созданных в процессе выполнения государственных научно-технических программ; передача новых технологий из государственного сектора и государственных научно-технических учреждений в производственную сферу; создание инновационного рынка и его инфраструктуры (система финансового и информационного обслуживания и др.); координация инновационной деятельности; организация и поддержка кооперации на всех стадиях инновационных процессов и т. д. Общегосударственная инновационная политика должна быть направлена на сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциалов страны.

 

3. Особенности социально-экономического  развития Кемеровской области в 2008-2011 годах

 

Основные особенности развития экономики области отличаются неравномерным характером ее развития что многом связано с конъюнктурой мирового рынка. Все это еще раз свидетельствует о необходимости диверсификации экономики, о придании ей инновационной направленности развития, а также о необходимости самого активного развития малого бизнеса.

Основными региональными причинами, осложнившими ситуацию, стали:

- высокий уровень износа основных  производственных фондов (износ основного производственного оборудования на 30 угольных шахтах и 11 разрезах превышает 50 процентов, на металлургических предприятиях достигает 80 процентов, на химических - 70 процентов. И это при том, что пороговое значение этого показателя для обеспечения экономической безопасности • страны не должно превышать 50 процентов);

- недостаточная инвестиционная  и инновационная активность агентов экономической деятельности.

Результатом негативного воздействия  указанных внешних и внутренних факторов стало снижение некоторых основных макроэкономических показателей. Так, производство валового регионального продукта составило 99,3 процентов к уровню 2001 года, производство промышленной продукции 98 процентов (в целом по России 103,7 процента).

Анализ социально-экономического положения Кемеровской области вскрывает ряд весьма существенных проблем, требующих решения. Особенно настораживает тот факт, что в области повышается коэффициент общей смертности, происходит сокращение общей численности населения за счет отрицательного естественного прироста, снижается продолжительность жизни. Это еще раз доказывает необходимость формирования новой модели развития экономики региона, которая послужит преодолению существующих проблем, а также образует мощный экономический фундамент для реализации национальных проектов - «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Развития агропромышленного комплекса».

По итогам 2008 года социально-экономическая ситуация в области характеризовалась сохранением положительных тенденций:

- индекс промышленного производства  составил - 100,3 %;

- продукции сельского хозяйства  - 108 %;

- оборота розничной торговли -117%;

- ввод жилых домов увеличился  на 26 %;

- реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 12%.

Положительная динамика обусловлена  ростом экономического потенциала области за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения действующих, освоением конкурентоспособных видов продукции.

Информация о работе Индикативное планирование