Инфляционные процессы в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание

Так же как и сами деньги, процесс их обесценения — инфляция — известен человечеству с незапамятных времен, в частности, еще со времен Александра Великого. В период великих завоеваний хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесцениванию золотых и серебряных монет. Однако это были только цветочки, ягодки появились с изобретением бумаги и технологии изготовления бумажных денег, заменивших монеты из металла и впервые появившихся в XI веке в Китае

Содержание

Введение…………………………………………………………..4
Понятие, сущность инфляции:
Понятие инфляции………………………………………6
Причины инфляции…………………………………….. 8
Механизм инфляции…………………………………….9
Инфляция спроса………………………………………..12
Инфляция предложения………………………………..14
Стагфляция………………………………………...........13
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция……………………………………..15
2.2 Подавленная инфляция…………………………………15
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция…
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………….18
3. Инфляционные процессы в экономике России………………19
3.1. Инфляция в России и методы её регулирования…….. 19
4. Социально-экономические последствия……………………...35
4.1 Антиинфляционная политика государства…………….37
Заключение………………………………………………………...39
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ (Инфляция).doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

    В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

    Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к структурным принципам мировой валютной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золото-валютных резервов, чтобы противостоять периодическим кризисам, присущим рыночной экономике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной России золото-валютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому критерию следовало бы добавить предстоящие платежи по внешнему долгу. Для пополнения золотых резервов необходима государственная поддержка золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей.

    Отсутствие  действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных  секторов рыночной экономики и ответственность  экономических субъектов рынка — одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

    Для восстановления доверия к рублю  необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур.

    Инфляция  может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого важно использовать государственное регулирование экономики в дополнение к рыночным регуляторам. Монетаризм, утверждающий будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на Западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме России) не возведен в ранг официальной доктрины.

  Односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы способствовала десятилетнему  экономическому спаду в экономике, оставшейся без государственного надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.6

                             

                           
 

_____________________

6 Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.- стр.341 -360. 
 

                      3. Социально-экономические последствия.   

      Но  каковы бы ни были позитивные функции  инфляции, выходя из-под контроля и  даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

      Инфляция  – и это общепризнанно –  сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности  нормальной реализации ценовых заработков (правда, слабая, ползучая инфляция влияет на процесс «съедания» доходов в небольшой степени). Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

      Негативная  функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частью принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

      Инфляция  ослабевает позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

      К негативным последствиям инфляционных процессов  относятся:

  • снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
  • обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсируют падения реальных размеров сбережений);
  • потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
  • ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
  • ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

                             3.2 Антиинфляционная политика государства.

      Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы  по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может  быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

      Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемых в странах Запада, отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенно хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста – после периода послевоенной стабилизации – удается удерживать в довольно узких пределах.

      Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической политики:

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

      Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

      Инфляция  может носить монетарный или преимущественно  структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Практически же действует не одна, а комплекс причин и переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать конкретной ситуации.

                                            

 
 

                               

                                                         
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Заключение 

    Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

    Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых стал рост курса доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам, девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и общим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на поддержание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на поддержание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспрецедентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончательную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиденты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.

    И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

 

 
 
 
 

                           Список используемой литературы.

 
  1. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.- стр.341 -362.

    2.  А.С. Булатов «Экономика» Москва 1997 г.

    3.  Е.Ф. Борисов «Экономическая теория» Москва 1996 г.

    4.  Хейне П. Экономический образ мышления Москва 2000 С.487.

    5.  Корнаи Я. Путь к свободной экономике Москва 1997 С. 72, 73.

       6. Уровень инфляции и динамика цен // Экономика: анализ, прогноз,           регулирование. – 2000. - №5. – С. 12 – 13.

    7. Уровень и качество жизни // Экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - №8. – С. 22 – 25.

    9. Большая книга по экономике/ Пер. с нем. Годфрида В. – М.: ТЕРРА,    1997. – 736с.

    10. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Финансы

      и  статистика, 1997. – 304 с.

    11. Современный экономический словарь/ Райзберг Б.А., Лозовский

    Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.: Инфра-М, 1997 – 416 с.

    12. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. – 2-е

      изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой  экономики, 1997. – 864 с.

Информация о работе Инфляционные процессы в экономике России