Инфляция и антиинфляционная политика. Особенности инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Что такое инфляция? Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.

Содержание

Введение
1. Сущность и причины инфляции
1.1 Основные причины инфляционного роста цен
1.2 Альтернативные концепции инфляции
1.3 Уровни и типы инфляции
2. Методы борьбы с инфляцией
2.1 Основные подходы антиинфляционной политики
2.2 Антиинфляционная политика
3 Особенности инфляции в России
3.1 Проблемы снижения темпа инфляции в России
3.2 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
Заключение
Литература
Антиинфляционная политика

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 51.94 Кб (Скачать документ)

При инфляционном спросе государство  может уменьшить его путем  ограничения своих расходов и  повышения налогов. Однако такие  действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить  инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты не позволяют маневрировать  расходами и налогами.

2. Второй подход – это  гибкое денежно-кредитное регулирование,  которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству  Центральным банком страны. Банк  изменяет количество денег в  обращении и ставку ссудного  процента. Денежно-кредитная политика  используется как средство для  кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией может  привести к значительным потерям  в народном хозяйстве. По некоторым  подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение  года на 2% выше своего естественного  уровня, при этом реальный Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов правительства  многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

2.2 Антиинфляционная  политика

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

1). Косвенные методы

1. Регулирование общей  массы денег через управление  ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного  и учетного процесса коммерческих  банков через управление ими  центральным банком;

3. Обязательные резервы  коммерческих банков, операции центрального  банка на открытом рынке ценных  бумаг.

2). Прямые методы

1. Прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым – денежной массы;

2. Государственное регулирование  цен;

3. Государственное (по  соглашению с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

3). Первоочередные антиинфляционные  методы

Сбивать темпы инфляции –  значит, сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию. К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Для  налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов:

а) установление порядка  выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных  закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной  торговли промышленными товарами в  обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду  обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив  центрального банка по приоритетности  и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере  производства и услуг;

б) создать условия для  повсеместного распространения  параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам;

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности.

 

3 Особенности  инфляции в России 

 

3.1 Проблемы снижения  темпа инфляции в России

Проблема снижения темпа  инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно  выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается.

Многие специалисты, ученые и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из главных  проблем снижения темпа инфляции  в российской экономике является  зависимость внутренних цен на  энергоносители от мировых цен  на нефть. В России формирование  стабилизационного фонда создало  мотивацию поощрения экспорта  вместо заботы о внутренних  ценах на энергоносители и  о потребителях, поэтому можно  сказать, что само российское  законодательство способствует  связи роста внутренних цен  с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен  на сырье и энергоносители вслед  за мировыми ценами путем использования  экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен фактор  формирования инфляции издержек  – рост цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ. Так в 2005 году  при росте потребительских цен  на 10,9% цены на платные услуги  населению, где значительную роль  играют тарифы естественных монополий  и услуги ЖКХ, выросли в среднем  на 35%. Такая ситуация вызывает, как  следствие, инфляцию издержек  и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергитическим комплексом.

Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и  поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер борьбы с  инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер  против естественных монополий и  ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества  эмиссии денег в связи с  преобладанием валютного и снижением  кредитного компонента. В настоящее  время активно используется валютный  канал денежной эмиссии, в то  время как кредит расценивается  как инфляционный фактор. Но, хотя  отмечается возможность инфляционного  воздействия кредита при его  неумелом использовании, многими  специалистами выдвигается положение  о его антиинфляционной природе.  Кредит увеличивает денежную  массу лишь в пределах уже  эмитированных денег. При краткосрочном  кредитовании деньги следуют  за движением товара, не создавая  инфляционного избытка денежной  массы, а производство новых  товаров нейтрализует отрицательный эффект кактивных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы

денежного обращения в  стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии  денег, в настоящее время валютного  канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного  обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных  ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют  свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны  предложения для решения этой проблемы: разработать программу  развития кредита в рамках единого  монетарного плана с целью  его позитивного влияния на экономический  рост и денежное обращение; создать  полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для  обсуждения главных направлений  развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее  важной проблемой, влияющей на  инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6% при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие  инфляционные ожидания хозяйствующих  субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие  государства в экономике, как  в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической  активности в сферах, связанных с  высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный  инвестиционный потенциал в интересах  повышения конкурентоспособности  экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия  российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме  того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует  сказать, что это далеко не исчерпывающий  их список. При подведении итога  вышесказанного следует добавить, что  одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной  программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого  развития экономики.

3.2 Прогноз инфляции  на ближайшие годы и антиинфляционные  меры по снижению ее темпов  

 

Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в  следующих пределах: в 2006 году – 9%, в 2007 году – 6,5 – 8%, 2008 году – 4,5 – 6%, 2009 году – 4 – 5,5% (см. табл. 1.2). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое  стерилизуется посредством Стабилизационного  фонда, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это незавершенность  процесса реформирования жилищно-коммунального  хозяйства, а также опережающий  инфляцию рост регулируемых тарифов  на электроэнергию и газ.

Во-вторых, слабость конкуренции  на внутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к  мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма  на рынках стимулируют рост цен и  по другим товарным группам, включая  плодоовощную продукцию.

В-третьих, опережающий рост доходов населения по сравнению  с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.

 

Таблица 1.2. Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь  к декабрю, в %)

Показатели

2005

2006,

оценка

2007, прогноз

2008, прогноз

2009, прогноз

Инфляция (ИПЦ)

10,9

9

6,5–8

4,5–6

4–5,5

Базовая инфляция (БИПЦ)

8,3

7,5–7,7

5,6–7,1

3,8–5,2

3,3–4,8

Продовольственные товары

9,6

8,6–8,8

7,4–7,6

5,1–5,3

4,8

Непродовольственные товары

6,4

6,0–6,1

5,4–5,6

4,7

4,4

Платные услуги населению

21,0

14,3–14,5

11,7–12,2

8,9–9,1

7,7–7,9

Услуги ЖКХ

32,7

18–19

14–15

10–12

10–11

Прочие услуги

14,3

11,8–12,3

10–10,5

7,3–7,5

5,8–6


Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации [2, c. 14]. Он включает следующие основные направления:

– ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Предельный уровень повышения тарифов ЖКХ, устанавливаемый Правительством, позволит снизить вклад данного фактора в инфляцию с 1,6 п.п. в 2006 году до 1,1 п.п. в 2009 году.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика. Особенности инфляции в России