Инфляция и антиинфляционная политика. Особенности инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Что такое инфляция? Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.

Содержание

Введение
1. Сущность и причины инфляции
1.1 Основные причины инфляционного роста цен
1.2 Альтернативные концепции инфляции
1.3 Уровни и типы инфляции
2. Методы борьбы с инфляцией
2.1 Основные подходы антиинфляционной политики
2.2 Антиинфляционная политика
3 Особенности инфляции в России
3.1 Проблемы снижения темпа инфляции в России
3.2 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
Заключение
Литература
Антиинфляционная политика

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 51.94 Кб (Скачать документ)

– сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается, что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторону снижения позволят снизить темп роста цен ГСМ с 16% в 2005 году до 6–8% в 2007 году.

– стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007–2009 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары – прирост цен с 8,6–8,8% в 2006 году снизится до 7,4–7,6% в 2007 году и 4,8% к 2009 году.

– меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег.

– проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения  в сочетании с замедлением  скорости обращения денег. Прирост  денежного спроса снизится с 35–39% в 2006 году до 25–30% в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16–20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.

Об уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий:

Темпы роста цен и тарифов  на основные товары естественных монополий  – электроэнергию, газ – в 2007–2009 годах будут превышать целевой  уровень инфляции, установленный  для соответствующих лет, что  обусловлено необходимостью обеспечения  безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и  модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для  интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным  транспортом не будет превышать  верхней границы целевого уровня инфляции.

Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий  для населения, будут расти несколько  более высокими темпами в связи  с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

Предельные параметры  повышения регулируемых цен и  тарифов на товары и услуги субъектов  естественных монополий определены в следующих размерах. (см. табл. 1.3)

инфляция политика цена снижение

Таблица 1.3. Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем  по России (в%, за годовой период)

Показатели

2005 г. отчет

2006 г.

оценка

2007 г.,

прогноз

2008 г.,

прогноз

2009 г.,

прогноз

Инфляция (ИПЦ)

10,9

8–9

6,5–8

4,5–6

4–5,5

Электроэнергия

 

предельный рост среднеотпускных тарифов для всех категорий потребителей

9,5

7,5

10

9

8

– для населения

25

15–20

13

11

10

Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей)

23

11

15

14

13

– реализуемый населению

34,7

11,9

15

15

14

Железнодорожные перевозки:

 

Пассажирские перевозки  в дальнем следовании, в регулируемом секторе

12

12

12

11

10

Перевозки грузов

(средний рост тарифов)

12,8

7,5

8

6

5,5

Услуги ЖКХ (средний рост тарифов)

32,7

18–19

14–15

10–12

10–11


Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2007 году на 15%, в 2008 году – на 14%, в 2009 году – на 13%. Предусматривается  ограничение по отклонению изменения  оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 – 2% от среднего уровня.

Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельных издержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры  и необходимости замещения падающей добычи на действующих месторождениях разработкой новых. Данное повышение  внутренних цен на газ обеспечивает безубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающий рост цен на газ по сравнению с другими  углеводородами будет стимулировать  более эффективное использование  газа потребителями, развитие энергосберегающих  технологий и снижение тем самым  энергоемкости ВВП.

Цены на газ, реализуемый  населению, в среднем по Российской Федерации увеличиваются более  высокими темпами по сравнению с  ростом оптовых цен: в 2007–2008 годах  – на 15% ежегодно, в 2009 году – на 14%.

Прогнозируется опережающий  темп роста тарифов на газораспределение, вследствие проведения газификации, что  связано с включением расходов на инвестиции на строительство распределительных  газопроводов. По оценкам ФСТ России, возможный дополнительный прирост  конечных цен на газ может при  этом в среднем составить в 2007 году до 0,3 процентного пункта.

В 2006–2007 годах будут увеличены  оптовые цены на сжиженный газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60% от рыночной оптовой цены на сжиженный  газ.

Цены на электроэнергию. В среднем по Российской Федерации  предельный рост регулируемых тарифов  на электроэнергию для всех категорий  потребителей составит в 2007 году 10%, в 2008 году – 9%, в 2009 году – 8%.

Опережение целевого уровня инфляции обусловлено как динамикой  роста цен на газ, так и высокой  потребностью электроэнергетики в  инвестиционных ресурсах вследствие роста  электропотребления. Предполагается, что более высокий рост тарифов  на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулировать энергосбережение.

Тарифы для населения  на электрическую энергию в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам  для остальных групп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Максимальный прирост тарифов в 2007 году составит, как правило, 13%, минимальный – 10%. В 2008 году прирост тарифов не превысит 11%, в 2009 году – 10%. Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность повышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России. Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительной власти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующих регионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

При этом в 2007 году ожидается  повышение цен на свободном рынке, что связано с растущим спросом  на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 – 1,4 раза. В  результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для  конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной  оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2007 году – 11 – 13%, в 2008 году – 13 – 15,5%, в 2009 году – 8,5 – 10,5%.

Тарифы на железнодорожные  перевозки. Тарифы на грузовые железнодорожные  перевозки планируется проиндексировать в среднем в пределах целевой  инфляции: в 2007 году – в размере 8%, в 2008 году и 2009 году – соответственно 6% и 5,5%.

При этом в целях сближения  уровней действующих тарифов  на грузовые железнодорожные перевозки, дифференцированных по видам сообщений, в 2007–2008 годах тарифы на перевозки  грузов в международном сообщении  через пограничные передаточные станции Российской Федерации будут  сохранены на уровне действующих, а  тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном  сообщении и перевозки экспортно-импортных  грузов через российские порты планируется  проиндексировать в 2007 году в среднем  на 10,7%, в 2008 году – на 9,6%.

Темпы роста тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки  в дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирского  комплекса, составят в среднем в 2007 году – 12%, в 2008 году – 11%, в 2009 году – 10%. При этом индекс роста тарифов  будет дифференцирован по календарным  периодам года. В целях постепенной  ликвидации перекрестного субсидирования предполагается выделение средств  из федерального бюджета на компенсацию  убытков от пассажирских железнодорожных  перевозок.

Тарифы на услуги связи. Прогноз  изменения тарифов на услуги общедоступной  электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведение тарифов  до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 24.10.2005 г. №637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

В 2007–2009 годах ежегодный  прирост тарифов в среднем  по услугам телеграфной связи  не превысит 25%, по услугам общедоступной  почтовой связи – 15 процентов. Прирост  тарифов на услуги связи по распространению  телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций  составит в 2007 году в среднем не выше 15%, в 2008 году – 9%, в 2009 году – 7,5%.

Тарифы ЖКХ. Рост тарифов  на производство товаров и оказание услуг организаций коммунального  комплекса будет превышать инфляцию. Обоснованием более высокого роста  тарифов, превышающего прогнозный ИПЦ, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. Рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Российской Федерации на 2007–2009 годы составит соответственно в 2007 году 14–15%, в 2008 году – 10–12%, в 2009 году -10–11%.

 

Заключение

Таким образом, инфляция –  это сложное социально-экономическое  явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен  и обесценение денег. Главной  причиной инфляции выступает эмиссия  денежных знаков и, как следствие, избыток  денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями  хозяйственного оборота в деньгах.

Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4% в 1998 г. до 10,9% в 2005 г.). Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 6,5 – 8% в 2007 г. и 4,5 – 6% в 2009 г.

В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой  систему мер по предупреждению и  преодолению инфляции. Основными  антиинфляционными мерами на период 2006–2009 гг., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут  сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой  стабильности в долгосрочной перспективе  необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе  по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

Помимо установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также  формирование соответствующих макроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления в ВТО; снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей; активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20%; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%; восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, транзакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики. 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика. Особенности инфляции в России