Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:55, курсовая работа
Что такое инфляция? Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Введение
1. Сущность и причины инфляции
1.1 Основные причины инфляционного роста цен
1.2 Альтернативные концепции инфляции
1.3 Уровни и типы инфляции
2. Методы борьбы с инфляцией
2.1 Основные подходы антиинфляционной политики
2.2 Антиинфляционная политика
3 Особенности инфляции в России
3.1 Проблемы снижения темпа инфляции в России
3.2 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
Заключение
Литература
Антиинфляционная политика
– сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается, что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторону снижения позволят снизить темп роста цен ГСМ с 16% в 2005 году до 6–8% в 2007 году.
– стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007–2009 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары – прирост цен с 8,6–8,8% в 2006 году снизится до 7,4–7,6% в 2007 году и 4,8% к 2009 году.
– меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег.
– проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса снизится с 35–39% в 2006 году до 25–30% в 2007 году, а в 2009 году опустится до 16–20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.
Об уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий:
Темпы роста цен и тарифов на основные товары естественных монополий – электроэнергию, газ – в 2007–2009 годах будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции.
Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.
Предельные параметры повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий определены в следующих размерах. (см. табл. 1.3)
инфляция политика цена снижение
Таблица 1.3. Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в%, за годовой период)
Показатели |
2005 г. отчет |
2006 г. оценка |
2007 г., прогноз |
2008 г., прогноз |
2009 г., прогноз |
Инфляция (ИПЦ) |
10,9 |
8–9 |
6,5–8 |
4,5–6 |
4–5,5 |
Электроэнергия |
|||||
предельный рост среднеотпускных тарифов для всех категорий потребителей |
9,5 |
7,5 |
10 |
9 |
8 |
– для населения |
25 |
15–20 |
13 |
11 |
10 |
Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей) |
23 |
11 |
15 |
14 |
13 |
– реализуемый населению |
34,7 |
11,9 |
15 |
15 |
14 |
Железнодорожные перевозки: |
|||||
Пассажирские перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе |
12 |
12 |
12 |
11 |
10 |
Перевозки грузов (средний рост тарифов) |
12,8 |
7,5 |
8 |
6 |
5,5 |
Услуги ЖКХ (средний рост тарифов) |
32,7 |
18–19 |
14–15 |
10–12 |
10–11 |
Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2007 году на 15%, в 2008 году – на 14%, в 2009 году – на 13%. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 – 2% от среднего уровня.
Такая динамика обеспечивает
покрытие долгосрочных предельных издержек
в газовой отрасли с учетом
возможного ухудшения экспортной конъюнктуры
и необходимости замещения
Цены на газ, реализуемый населению, в среднем по Российской Федерации увеличиваются более высокими темпами по сравнению с ростом оптовых цен: в 2007–2008 годах – на 15% ежегодно, в 2009 году – на 14%.
Прогнозируется опережающий
темп роста тарифов на газораспределение,
вследствие проведения газификации, что
связано с включением расходов на
инвестиции на строительство
В 2006–2007 годах будут увеличены оптовые цены на сжиженный газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60% от рыночной оптовой цены на сжиженный газ.
Цены на электроэнергию. В среднем по Российской Федерации предельный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей составит в 2007 году 10%, в 2008 году – 9%, в 2009 году – 8%.
Опережение целевого уровня
инфляции обусловлено как динамикой
роста цен на газ, так и высокой
потребностью электроэнергетики в
инвестиционных ресурсах вследствие роста
электропотребления. Предполагается,
что более высокий рост тарифов
на электроэнергию для конечных потребителей
будет стимулировать
Тарифы для населения
на электрическую энергию в
При этом в 2007 году ожидается повышение цен на свободном рынке, что связано с растущим спросом на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 – 1,4 раза. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2007 году – 11 – 13%, в 2008 году – 13 – 15,5%, в 2009 году – 8,5 – 10,5%.
Тарифы на железнодорожные
перевозки. Тарифы на грузовые железнодорожные
перевозки планируется
При этом в целях сближения
уровней действующих тарифов
на грузовые железнодорожные перевозки,
дифференцированных по видам сообщений,
в 2007–2008 годах тарифы на перевозки
грузов в международном сообщении
через пограничные передаточные
станции Российской Федерации будут
сохранены на уровне действующих, а
тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном
сообщении и перевозки
Темпы роста тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирского комплекса, составят в среднем в 2007 году – 12%, в 2008 году – 11%, в 2009 году – 10%. При этом индекс роста тарифов будет дифференцирован по календарным периодам года. В целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования предполагается выделение средств из федерального бюджета на компенсацию убытков от пассажирских железнодорожных перевозок.
Тарифы на услуги связи. Прогноз
изменения тарифов на услуги общедоступной
электросвязи и общедоступной почтовой
связи учитывает доведение
В 2007–2009 годах ежегодный
прирост тарифов в среднем
по услугам телеграфной связи
не превысит 25%, по услугам общедоступной
почтовой связи – 15 процентов. Прирост
тарифов на услуги связи по распространению
телерадиопрограмм
Тарифы ЖКХ. Рост тарифов
на производство товаров и оказание
услуг организаций
Заключение
Таким образом, инфляция –
это сложное социально-
Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4% в 1998 г. до 10,9% в 2005 г.). Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 6,5 – 8% в 2007 г. и 4,5 – 6% в 2009 г.
В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.
Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006–2009 гг., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
Помимо установления единой
ценовой политики в рамках достижения
ценовой стабильности необходимо также
формирование соответствующих
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика. Особенности инфляции в России