Инфляция и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов инфляции и ее макроэкономического регулирования, рассмотрение различных имеющихся методов борьбы с инфляцией, а также антиинфляционной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность инфляции, ее причины;
2. Изучить существующие виды инфляции;
3. Определить методы борьбы с инфляцией;
4. Раскрыть определение антиинфляционной политики государства;
5.Дать понятие имеющихся методов борьбы с инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1. 1 Причины и сущность инфляции 5-8
1. 2. Виды инфляции 8-11
1.3. Понятие антиинфляционной политики 11-16
1.4 Экономические и социальные последствия инфляции 16-18
2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ
2.1 Антиинфляционная политика в РБ 18-21
2.2 Причины инфляции в РБ 21-23
2.3 Динамика инфляционных процессов в РБ 23-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25-27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа состоит из  1 файл

глава первая mmm.docx

— 59.36 Кб (Скачать документ)

1.4 Экономические  и социальные последствия инфляции

Инфляция, являясь основным дестабилизирующим  фактором рыночной экономики, оказывает  значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни  населения. Ее воздействие зависит  от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению  экономики в результате незначительного  роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция  наносят значительный урон народному  хозяйству. Рост цен намного опережает  рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения  и предприятий. В результате этого  нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься  еще выше. Цены перестают быть достоверным  средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный  рост цен на товары разрушает и  дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.

     Таким образом, инфляция дезорганизует все  народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает  выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены — зарплата — издержки—цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.

     В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут  потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как  реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

     Инфляция  наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые  поступления в бюджет, так и  его расходная часть, что побуждает  часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует  инфляцию.

      Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.

 

2 ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ

2.1 Антиинфляционная политика в РБ

Белорусская экономика длительное время развивалась  на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало  предпосылки для развертывания  в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными  факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью  предотвращения инфляции или смягчения  ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного  процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен  на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста  потребительских цен, обеспечение  выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные  выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать  антиинфляционной, так как она  касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован  комплекс мер антиинфляционного  регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии  необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и  твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное  антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи - уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания  объема предложения применяется  такой метод, как льготное налогообложение  предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в  тех ее секторах, где формируются  рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными  отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут  быть импорт потребительских товаров  и реализация части государственных  резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель  краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов  по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Также в данном вопросе можно рассмотреть изменения, произошедшие в Республике Беларусь за прошедший, 2009 год.

Так в  среднем за 2009 год ставка по новым  срочным депозитам населения  составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения  в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона белорусских рублей, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона белорусских рублей. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В качестве меры, обеспечивающей эффективность  проведения государственной антимонопольной  политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который  будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том  числе облисполкомами и Минским  горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у  любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.

2.2 Причины инфляции в Республике Беларусь

Можно выделить несколько основных причин инфляции в Республике Беларусь:

  1. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли , так и в остальных производствах.
  2. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  3. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %.

         4.  Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, тем самым желая  себя обезопасить. Да и внешние долги  не снижают инфляции, так по состоянию  на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете  на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика