Инфляция и кризис в республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание

Инфляция – сложное социально-экономическое явление. В современном мире она стала серьезной проблемой для правительств, центральных банков, а также для экономики многих стран. Инфляция замедляет темпы экономического роста, снижает инвестиционную активность, а в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе.

Содержание

Введение
Глава 1.Сущность, причины возникновения, типы, виды и формы проявления
1.1.Особенности формирования и сущность инфляции
1.2.Типы, виды и формы проявления инфляции

Глава 2.Особенности инфляционных процессов в Казахстане на этапе перехода к рынку и в современных условиях
2.1.Переход к рыночным отношениям, развитие
инфляционных процессов
2.2. Факторы развития инфляции в современных условиях
3.Заключение
4.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Инфляция и кризис в РК.docx

— 71.19 Кб (Скачать документ)

      Сбалансированная  и несбалансированная инфляция. При  первой цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными (изменяются пропорционально). Однако такое возможно только теоретически. В реальных условиях инфляции с ростом денежной массы  цены на товары и услуги изменяются по-разному. Одни цены остаются стабильными, а другие сильно изменяются, причем, в непредсказуемых соотношениях. Такой рост цен обычно наблюдается  в условиях нестабильной экономики  и называется несбалансированной инфляцией. 
 
 
 
 

    Глава 2.  Особенности инфляционных процессов в Казахстане на этапе перехода к рынку и в современных условиях.

2.1.Переход  к рыночным отношениям, развитие  инфляционных процессов 

      В начале 1990-х годов стало очевидным, что «именно социально-экономическая  структура командной экономики  привела страну к кризису, и что  выйти и нее можно только по пути рыночного развития». В декабре  1991 г. Казахстан провозгласил независимость и приступил к широкомасштабным рыночным реформам. Был провозглашен курс на разгосударствление и приватизацию, Конституция Республики Казахстан впервые определила право частной собственности. Были созданы начальные условия для развития рыночных отношений в экономике. Началом переходного периода к рыночным отношениям в Казахстане считается середина 1991 г. А в апреле этого года была принята «Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991- 1992 гг.» Программа преследовала цель создания слоя частных собственников и предпринимателей как социальной базы формирования рыночной экономики. Выполнение ее считалось приоритетным в течение 1991-1992 гг. и правительство активно начало проводить ее в жизнь. Однако вскоре в программу пришлось внести коррективы. Со 2 января 1992 г. Россия приступила к либерализации цен. Казахстану ничего не оставалось, как пересмотреть свои приватизационные программы и также приступить к либерализации цен. (Казахстан находился с Россией в единой «рублевой зоне»). Реформа ценообразования в отраслях промышленности в бывшем СССР была начата еще в конце 1990 г. Первоначально предполагалось, что большая часть продукции (примерно 60%) предприятий – основные сырьевые, топливные, энергетические ресурсы, массовые виды продукции металлургического, машиностроительного комплексов – будут реализовываться по фиксированным ценам. Остальная часть – по договорным. Однако в реальности фиксированные цены не получили развития. В промышленности и в других отраслях самое широкое распространение получили договорные цены. Предприятиям – производителям было выгодно именно так реализовывать продукцию, поскольку это приносило им больше прибыли. Уже к концу 1991г. объем продаж по договорным ценам составил в отраслях: неметаллические минеральные продукты – 62%, химической промышленности – 41%, черной металлургии – 32%, при реализации товаров повседневного спроса до 90%. Все это привело к постепенному отказу от фиксированных цен. Предприятия, реализующие свою продукцию по ним, были нерентабельными. Сырье, комплектующие и другие материалы им приходилось покупать по договорным ценам, а реализовывать продукцию по фиксированным. Для функционирования таких предприятий требовались огромные дотации из бюджета. Возникшие экономические трудности привели к появлению концепции естественного пути формирования цен, основанной лишь на факторах спроса и предложения. Считали, что свободные цены создадут конкурентную среду, насытят рынок товарами, станут основой формирования рыночного хозяйства. Все это предрешило начавшуюся в январе 1992г. широкую либерализацию цен.

    Однако, либерализация цен как в России, так и в Казахстане была начата без элементарной подготовки. Предложение Казахстана перенести начало либерализации хотя бы до лета 1992 г. в целях подготовки к ней не были услышаны. Казахстану ничего не оставалось, как принять правила игры, предложенные соседним государством. 4 января 1992 г. цены в Казахстане также были отпущены (вышел Указ Президента «О мерах по либерализации цен»). В обращении президента к народу выражалось сожаление, что правительство вынуждено идти на такой шаг, отдавая себе отчет о тяжелых последствиях. Сохранение прежних цен при их отпуске в России привело бы к полной ценовой диверсии российских потребителей, вследствие чего потребительские товары из Казахстана были бы вывезены.   

         В условиях отсутствия единой обоснованной концепции перехода к рыночной экономике эта политика была поспешной. Однако в Российском правительстве верх взяли взгляды новых реформаторов (Е.Гайдар, Б.Федоров и другие), которые, исходя из рекомендаций Международного валютного фонда, настояли на либерализацию цен как фактора ускорения формирования рыночных отношений и создания основ рыночной экономики. Таким образом, либерализация цен внедрялась в условиях отсутствия рыночных инфраструктур, когда в производстве и распределении господствовала еще государственная монополия.

       Казахстан в то время не имел возможности проводить самостоятельную монетарную политику. Отсутствие денежных рычагов значительно ограничивало возможности макроэкономической стабилизации в стране. Более того, присутствие в «рублевой зоне» вновь образовавшихся суверенных государств создавало проблему существования слабо контролируемых эмиссионных центров в каждой стране, что подстегивало развитие инфляционных процессов внутри них. Кроме того, отсутствие возможности проведения самостоятельной денежно-кредитной политики означало сохранение экономической зависимости от России, в одностороннем порядке экспроприировавшей Госбанк СССР и объявивший рубль своей национальной валютой.

        С отпуском цен в стране начался глубокий экономический кризис, который привел экономику к гиперинфляции, а затем и к стагфляции. Расчет на автоматическую стабилизацию структуры экономики и устранение диспропорций в области ценообразования  не оправдался, а последствия либерализации оказались самыми тяжелыми для экономики и общества в целом.

       Либерализация цен в Казахстане проводилась поэтапно. В начальном этапе цены в базовых отраслях (в основном, на энергоносители) регулировались государством, с помощью, так называемых предельных коэффициентов. Регулируемые цены периодически  пересматривались и изменялись на значительную величину (в сторону увеличения). Это позволило исключить бесконтрольный рост цен на основные виды энергоносителей. Несмотря на это, в 1992г. цены выросли: на уголь – 8,5 раз, нефть – в 11,8 раз, на газ – в 7,6 раз, на электроэнергию – в 6.7 раз по сравнению с ценами 1991 г. Однако сохранение государственного регулирования цен на энергоносители для предприятий оказалось обременительным.  Приобретение материальных ресурсов по свободным ценам не позволяло им формировать собственные финансовые ресурсы. Возникшие трудности привели к переходу на свободные цены. С апреля 1994 г. были отпущены цены на нефть, а затем на уголь. На электрическую и тепловую энергию тарифы только в течение 1994 г. повышались трижды. Проводилась порочная практика индексирования цен с учетом уровня цен инфляции. В последующие годы цены на энергоносители остались в сфере  регулирования монополистов при посредничестве государства. В том же 1994 г. были сняты последние ограничения на свободное ценообразование в аграрном секторе экономики. Переход к свободному ценообразованию во всех других отраслях устранил последние ограничения в отношениях между потребителями и производителями, и цены стремительно пошли вверх.

    Либерализация цен привела к диспропорции в  структуре общественного производства, к дальнейшему спаду производства, гиперинфляции и стагфляции в  экономике. За ростом цен последовало, как правило, повышение заработной платы, а под влиянием роста цен  на материальные ресурсы и заработную плату неуклонно повышалась себестоимость  продукции, что в свою очередь  требовало очередного повышения  цен и роста заработной платы. Все это привело к развитию классической инфляционной спирали  «цена – заработная плата». Это  перманентный (непрерывно продолжающийся) процесс роста цен и номинальной  заработной платы продолжался в  течение 5 лет (1992-1996гг.).

          Первоначальный резкий «всплеск» инфляции вследствие либерализации  цен происходил при избытке денежной массы, накопленный в дореформенный  период. В результате либерализации  ИПЦ возрос в 30,6 раз, а прирост  денежной массы в 9,9 раз. Столь большая  разница в росте цен и денежной массы свидетельствует, что в  обороте были другие, неучтенные (накопленные  деньги). На потребительском рынке  они развивали инфляцию спроса, а  на промышленном – инфляцию издержек. Кроме того, последняя поддерживалась высокой материалоемкостью и энергоемкостью производства, большим удельным весом их на единицу конечной продукции.

          Таким образом, поспешно проведенная политика либерализации  цен явилась основной причиной глубокого  экономического кризиса в республике, источником гиперинфляции и стагфляции. Инфляционный потенциал, накопленный  в годы плановой экономики, перешел  в открытую ценовую инфляцию, с  раскручиванием инфляционной спирали  «цена -заработной плата». В Казахстане инфляционный процесс усиливался вследствие зависимости промышленности от поставок энергоносителей, сырья, материалов, комплектующих из-за пределов страны; однобокой сырьевой направленности производства; отсутствия рыночной инфраструктуры и т.д. В инфляционном процессе выделялись как монетарные, так и немонетарные факторы.

           2.2. Факторы развития инфляции в современных условиях

    Как было отмечено выше, начиная с 1999-2000 гг. экономика Казахстана вышла а траекторию устойчивого экономического роста. Ежегодный рост ВВП в 2001-2004 гг. составил в среднем 10,5%. Инфляция не выходила за пределы 6,4-6,8%. В 2004г. Казахстан по объему производства ВВП достиг уровня 1990г. – начала кризиса. За 2001-2004гг. объем валового внутреннего продукта увеличился на 42%, в том числе продукция промышленности -43%, сельского хозяйства -22,6%.

    В число рыночных преобразований, позволивших  повысить экономическую, можно отнести значительное продвижение реформ и в финансовом секторе. В республике создана и успешно функционирует принципиально новая и современная банковская система, динамичными темпами развивается кредитный рынок. В настоящее время завершается основной этап реализации Программы перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности. С 2000 г. Национальный банк установил трехлетний горизонт планирования денежно-кредитной политики. Это свидетельствует о макроэкономическом стабилизации в стране, принятии центральным банком принципов инфляционного таргетирования в денежной политике как главного интрумента в достижения плановых показателей по инфляции. Успешными оказались реформирования и в бюджетно-налоговой сфере.

    В республике создана рыночная инфраструктура, включающая в себя сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских  фирм и других субъектов, обслуживающих  малый и средний бизнес. На 01.01.2004 г. в республике зарегистрировано 145160 малых предприятий с численностью работающих 748785чел., доход от реализации продукции которых составляет 2 365 661млн. тенге. Однако, для малого бизнеса в ВВП страны не превышает 15%, что значительно ниже аналогичных показателей в экономически развитых странах. Это говорит о необходимости дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, совершенствования налоговой, законодательной базы, создания условий для их высокорентабельной деятельности.

    Активизировалась  инвестиционная деятельность научно-инновационного направления – в Казахстане в 2004г. за счет всех источников финансирования реализовывались 250 проектов. В 2001 г. Казахстан признан Евросоюзом и США страной рыночной экономики.

    Тем не менее, на фоне общего улучшения  макроэкономической ситуации устойчивого  экономического роста,  последние  годы наблюдается рост инфляционных факторов в экономике. Правда, инфляция в современных условиях вызвана  в основном «болезнью роста» экономики, ее сырьевой направленностью, проблемами в структуре производства, ее неспособностью обеспечить быстрорастущий спрос конкурентоспособной  продукцией. По итогам первого полугодия 2005г. (июнь 2004г. к июню 2005г.), по официальным  данным Агентства РК по статистике, инфляция составила 7,9%. Из расчета в  среднем за год инфляции в январе-июне 2005 г. составила 7,3% (в 2004г. – 6,7%). На динамику цен оказывают влияние факторы как со стороны издержек производства (рост расходов на заработную плату, приобретаемые ресурсы и т. д.), так и со стороны спроса – рост доходов экономических субъектов, инфляционные ожидания, ввоз на потребительский рынок вместе с импортными товарами так называемой «импортируемой» инфляции. По исследованиям А. Илларионова, Н. Нурсеит «…инфляция высокая – выше 8% годовых и слишком низкая – ниже 3% отрицательно сказываются на темпах долгосрочного экономического роста любой страны. Наиболее высокие долгосрочные темпы роста реального ВВП достигаются при инфляции (дефляторе ВВП) от 6 до 7% годовых». Таким образом, инфляция в экономике приблизилась к той опасной черте, когда ее дальнейшее повышение может привести к снижению темпов роста экономики.

    В определенной степени успешности экономических  реформ, проводимых в Казахстане, способствовало наличие значительного ресурсного (природного потенциала) республики. Именно наличие богатых природных минерально-сырьевых ресурсов, в частности нефти и  металлосодержащих концентратов, стало  ключевым фактором экономического роста страны. ВВП республики сейчас складывается на 42% от нефтяных доходов. Устойчивый рост ВВП, отмеченный выше, является заслугой, в основном, добывающей отрасли промышленности. Между тем, по данным Агентства РК по статистике, Казахстан по объему выпуска продукции в некоторых отраслях – промышленности и других – не достиг уровня 1990г. Как отмечают экономисты, «анализ производственной структуры ВВП и развития реального сектора экономики показывают, что сохраняются такие проблемы, как структурные диспропорции в промышленности; низкая добавленная стоимость продукции сырьевого сектора, низкая конкурентоспособность и эффективность национальной экономики» и т.д.

    В то же время растут объемы внешнеторговых операций, увеличиваются внешние  валютные поступления от экспорта сырьевых ресурсов. По данным Агентства РК по статистике, сальдо по текущим экспорта сырьевых ресурсов. По данным Агентства РК по статистике, сальдо по текущим экспортно-импортным операциям в 2004г. составило более 7,3 млрд. долл.(2003г. – 4,573 млрд. долл. США). Кроме того, значительные внешние валютные поступления идут также от других секторов экономики (корпоративного, банковского и др.). Внешний валютный поток увеличивает денежную в обращении, создает избыток денег в обороте, оказывает инфляционное давление на цены, приводит к их повышению. В таблице 16 приведена динамика индексов цен по секторам экономики за 2001-2004гг. Как видно из данных, рост цен на потребительские товары и услуги за четыре года составляет 126,5%. Наибольшие изменения претерпели цены на продовольственные товары (выросли на 30,4%), в меньшей степени – цены на непродовольственные товары и платные услуги (рост 23,9 и 18,1% соответственно). Цены производителей промышленной продукции за это время выросли на 27,5%, в том числе только в 2004г. – на 23,8%. Значительный рост цен в промышленности в 2004г. объясняется ростом цен на мировых товарных рынках (газового конденсата на 79,3%, нефти – на 40,6%, цветных металлов в среднем на 27,9%).

    Зависимость внутренних цен от темпов развития мировой экономики хорошо видна  по изменению индексов цен. Как известно, в 2001г. произошло снижение темпа  роста мировой экономики на 2-4%. Это привело к уменьшению в 2001г. индекса цен промышленной продукции  до 85,9%, а также к замедлению темпов роста других индексов, в том числе индекса потребительских цен.

Информация о работе Инфляция и кризис в республике Казахстан