Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности, рассмотрение процессов и оценка социально-экономических последствий инфляции.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
охарактеризовать инфляцию с экономической точки зрения;
раскрыть основные причины ее возникновения;
дать краткую характеристику различным видам инфляции;
выявить социально-экономические последствия инфляции;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Инфляция: понятие и ее характеристика . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Определение инфляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Основные причины возникновения инфляции . . . . . . . . . . . 9
1.3 Показатели инфляционных процессов . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Основные критерии и виды инфляции . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5 Факторы развития инфляционного процесса . . . . . . . . . . . 20
2 Социально-экономические последствия инфляции . . . . . . . . .22
2.1 Инфляция и доходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2 Инфляция и налоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
2.3 Анализ инфляционных процессов в России с 1992 по 2000 год . .27
2.4 Последствия инфляции для государства и частного сектора . . . 30
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список используемой литературы и источников . . . . . . . . . . . . 37
Приводя в пример Россию, можно отметить и дополнительные инфляционные факторы, такие, как: развал СССР, разрушение хозяйственных связей, утяжеленная структура экономики, неразумная политика «связанных кредитов» и сохранение неэффективного производства. Эти причины можно назвать внутренними.
К
внешним причинам относятся, в частности,
сокращение поступлений от внешней
торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового
и платежного балансов. Инфляционный
процесс у нас усиливало
Существуют разные критерии для выделения видов инфляции.4 Но для начала надо уточнить, что инфляция поддается количественному измерению. Официально принятый численный показатель инфляции это индекс потребительских цен (Iпотреб.цен), который определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к аналогичной потребительской корзине в базисном году. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года, кроме того из года в год он не меняется.
В состав потребительской корзины входит 83 наименования товаров и услуг (цены в рублях, рассчитываются ежемесячно), в том числе:
Статистика цен потребительской корзины (в среднем по России) за 3 года5
Таблица 1
Месяц\ Год | 2007 | 2008 | 2009 |
январь | 5421,20 | 6334,12 | 7292,01 |
февраль | 5545,49 | 6440,98 | 7397,56 |
март | 5585,18 | 6533,86 | 7481,25 |
апрель | 5616,06 | 6648,44 | 7518,68 |
май | 5663,76 | 6760,84 | 7570,12 |
июнь | 5735,47 | 6803,72 | 7626,33 |
июль | 5797,48 | 6812,60 | 7684,18 |
август | 5776,83 | 6795,42 | 7667,47 |
сентябрь | 5815,42 | 6831,21 | 7648,82 |
октябрь | 5930,38 | 6896,26 | 7652,08 |
ноябрь | 5999,84 | 6943,26 | 7682,01 |
декабрь | 6068,25 | 6973,55 | 7714,12 |
Например, цена потребительской корзины (см.таблицу 1) в декабре 2007 года составляла 6068,25 руб., а в декабре 2008 – 6973,55. Исходя из вышеприведенной формулы, индекс потребительских цен в 2008 году составит:
Следовательно, т.к. уровень цен в 2007 году принят за базовый, т.е. 100%, таким образом, получается, что в 2008 году тот же набор товаров подорожал на 14,92%.
Как видно из таблицы 1, рост цен происходит не равномерно и не одновременно. Некоторые экономисты считают, что индекс потребительских цен завышает рост стоимости жизни, т.к. не принимает во внимание изменение стиля поведения и качественные сдвиги, следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения.
Темпы инфляции рассчитываются по следующей формуле:
Согласно аналитических данных Центрального банка РФ6 индекс потребительских цен в 2007 году вырос на 109% по отношению к 2006 году, в 2008 году – на 114,1% по отношению к 2007 году, а в 2009 году – на 111,7% по отношению к предыдущему году. Таким образом, темп инфляции в 2008 году составил:
1.4 Основные критерии и виды инфляции
В экономической литературе выделяют четыре основных критерия инфляции, как то:
Вернувшись к истории развития экономической теории необходимо четко разделить, что изначально существует несколько подходов в рассмотрению причин дисбаланса спроса и предложения: кейнсианский и неоклассический. Первый подход определяет причину дисбаланса в чрезмерном спросом при полной занятости, а второй – в избыточном росте производства, увеличении расходов или издержек.
Одни рассматривают инфляцию со стороны спроса, другие – предложения. Исходя из состояния спроса и предложения, существует два вида инфляции:
Инфляция спроса (инфляция покупателей);
Инфляция издержек (инфляция продавцов).
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: "Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров"7.
Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны, гораздо сложнее.
Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).
По мере дальнейшего роста спроса растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.
Далее - экономика характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос, - это рост цен.
Таким образом, условия инфляции спроса:
- рост спроса
со стороны населения,
- увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
- рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).8
Более четко инфляция спроса прослеживалась в СССР в период перестройки (конец 80-х- начало 90-х годов прошлого века), когда заработная плата населения росла, а объем производства потребительских и других товаров и услуг снижался. Другой пример, это бурный подъем обрабатывающей промышленности в Китае в начале XXI века. Из-за нехватки сырья, энергии и транспортных возможностей происходит быстрый рост цен на товары и услуги этих отраслей, что провоцирует вспышки цен во всей экономике Китая.9
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - "инфляцией издержек производства".
Основными источниками инфляции предложения являются три исходных момента роста издержек:
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
В
современных экономических
В зависимости от величины индекса цен различают следующие виды инфляции:
«Ползучую» (умеренную) инфляцию, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год.10 Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%. Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейса считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
«Галопирующую» - явление в виде скачкообразного роста цен, которое, как правило, вызывается резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями цен под воздействием внешних факторов (среднегодовой темпе прирост цен от 10 до 50%).»11
«Гиперинфляцию» – это инфляция с очень высоким (как равномерным, так и неравномерным) темпом роста цен, как правило, выше 50% в месяц».12 Данная инфляция наиболее губительна для экономики и представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например - бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. «В качестве примера можно привести Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако это еще не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3’000’000’000%, а, к примеру, средняя заработная плата составляет сумму равную 1 DM притом, что цены выросли еще значительнее, а многие промышленные товары просто исчезли из предложения. Можно также привести пример, когда в 1922 г. в Германии из-за необходимости репарационных выплат союзникам, что превышало бюджет, уровень цен поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: уровень цен вырос в 1’300’000’000’000 раз. К октябрю 1923 г. фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса - 2 млн. марок. Иногда посетители ресторанов платили за съеденный обед вдвое больше той цены, которая значилась в меню на момент заказа».13
Также разделяют два типа инфляции по степени расхождения роста цен:
«Сбалансированная инфляция» - цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг».14[1,с.125] В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.
«Несбалансированная инфляция» - цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара».15
По третьему критерию выделяют:
«Ожидаемую» – когда рост цен вызывается повышенным спросом на товары первой необходимости в ожидании инфляции».16 Данный вид инфляции можно спрогнозировать на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.
«Неожидаемую» - характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения».17 При отсутствии ценовых ожиданий срабатывает эффект Пигу (эффект реальных денежных запасов). Повышение уровня цен приводит к тому, что реально экономический субъект чувствует себя беднее. Это приведет к сокращению спроса на рынке товаров и повлечет за собой давление на цены в сторону их снижения. Но автоматический выход возможен только из неожидаемой инфляции. Если у населения сформировались инфляционные ожидания, то, несмотря на ежедневный рост уровня цен, население может увеличивать закупки на товарном рынке. Если ситуация в стране резко меняется, рост цен неадекватно высок, темпы его трудно прогнозировать, то у гражданского населения и в деловых кругах появляется неуверенность в будущем. Главным последствием неожидаемой инфляции является перераспределение национального дохода и богатства:
- происходит
перераспределение стоимости
- увеличиваются
доходы предпринимателей за
Наиболее часто применяются сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции, или несбалансированной и неожидаемой инфляции.
На основе четвертого критерия инфляцию подразделяют на:
Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия