Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности и исследование социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «инфляция».
2. Выявить причины и факторы (как внутренние, так и внешние) возникновения и развития инфляции.
3. Исследовать альтернативные источники инфляции, как то инфляция спроса и инфляция издержек.
4. Дать классификацию инфляции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Cущность, причины и виды инфляции, ее социально - экономические последствия………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………4
1.2 Причины инфляции………………………………………………………….6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………………8
2. Последствия инфляции и способы борьбы с ней………………………16
2.1 Последствия инфляции……………………………………………………20
2.2 Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика…………………….24
2.3 Особенности антиинфляционной политики в России………………….. 25
3. Инфляция 2009 года и прогнозы на 2010 год………………………………28
3.1 Опрос населения о причине инфляции………………………………….. .28
3.2 Инфляция 2008 года………………………………………………………. .28
3.3 Прогноз инфляции на 2010 год………………………………….. ………39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

алина.docx

— 67.27 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, для большинства  населения инфляция проявляется  в росте цен на конкретные товары и услу¬ги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.

В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям труд¬но  работать в условиях постоянного  обесценения имеющихся у них  оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств  и других видов обесценивающихся активов относительно оптимально¬го  их уровня. Кроме того, инвестировать  в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рис¬кованно, если нет уверенности в неуклонном сниже¬нии темпов инфляции. Невыполнение прогноза инф¬ляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.

В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение  отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собствен¬ные «инфляционные ощущения», под которыми пони¬мается субъективная оценка экономическими агента¬ми темпов инфляции. Инфляционные ощущения по-рождают и «инфляционные  настроения», т.е. готов¬ность индивидов  к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям  требования о повышении заработной платы.   Собственно говоря, известный  термин «инфля¬ционные ожидания» есть проекция инфляционных ощу¬щений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие  темпы инфляции не по официально публикуемым  ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских цен для  данного потребителя может значительно  отли¬чаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры  расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой  средневзве¬шенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индек¬сов  цен по группам товаров и услуг, потребляемых ин-дивидами с разными  уровнями доходов и разным мес¬том  жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном об¬щем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большин¬ства потребителей могут расти при  снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими дохода¬ми. Аналогичная ситуация может сложиться  и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Следует заметить, что  проблема отличий индивиду¬альных  ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких  торгово-транспортных барьерах, доминировании  среднего класса в соци¬альной структуре  населения и наличии конкуренции  на внутренних региональных рынках эта  проблема не столь остра, как в  России с ее огромными простран-ствами и столь же огромной социально-экономичес¬кой дифференциацией.

Далее, наряду с объективным  ИПЦ для данной од¬нородной группы потребителей, существует и психоло¬гический фактор инфляционных ощущений и настрое¬ний. В странах со столь неразвитой рыночной эконо¬микой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные на¬строения» имеют не менее важное значение, чем объек-тивные процессы влияния  роста цен на экспортируе¬мые  сырьевые товары и регулируемых цен  на инфля¬цию.

Индивиды острее чувствуют повышение цен по това¬рам, занимающим, может быть, не столь  большую долю в расходах, но приобретаемых  регулярно, изо дня вдень, или  затрагивающих жизненно важные интересы.

К числу первых относятся  такие товары, как хлебо¬булочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо  чувствительным товарам следует  также отнести лекарства, медицинские  и образователь¬ные услуги, а также  такие специфические товары, как  алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мега¬полисах и  т.д.

Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого  персонала компаний и биз¬несменов (особенно проживающих в мегаполисах), при¬нимающих решения на большинстве  предприятий. Для них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в  том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном  секторе и т.д.

При этом цены на товары разового спроса (автомо¬били, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут  не оказывать сильного влияния на инфляционные ощу¬щения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заме¬тить, что  при исчислении ИПЦ учитывается  снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высо-котехнологичных  отраслях, как производство компью¬теров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и  т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и  не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспри¬нимает  их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются  пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как  это делают граждане стран с «экономикой  всеобщего благосостояния».

Российское государство  по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетар¬ную  политику. В то же время оно допускает  опережаю-щий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительны¬ми для товаропроизводителей и населения. Это раскру¬чивает инфляцию и  поддерживает инфляционные ожи-дания  экономических агентов.

Так, за 2004 г. потребительские  цены возросли на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе  тарифы на жилищно-коммунальные услуги воз¬росли на 23,5%. Следует также  отметить, что из потре¬бительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значи¬тельно подорожали хлеб и хлебобулочные  изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возрос¬ли на 28,3%, в том числе в топливной  промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены про¬изводителей в газовой  промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.

Следует отметить, что  цены на многие из этих това¬ров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помо¬щью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены  квоты, а цены на хлеб зави¬сят от госзакупок и товарных интервенций на рынке  зерна.

На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских  цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта  платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные  товары - соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 2). 

Рис.2. ИПЦ на продовольственные, непродовольственные товары и услуги населению (на конец периода; в % к  декабрю 2003 г.) 

Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские  услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского  транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%).

Вместе с тем  влияние отдельных товаров на общий уровень инфляции определяется не только ростом цен, но и той долей, которую они занимают в общих  потребительских расходах населения. Структура «вклада» отдельных групп  товаров и услуг в 2005 г. существенно  отличалась от предыдущих лет. Если в 2003 и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост  цен вносило их увеличение на продовольственные  товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1% прироста (2,6 процентного пункта) приходилось  на долю платных услуг (рис.3). 

Рис.3. «Вклад» отдельных  групп товаров и услуг в  общий прирост потребительских  цен на товары и услуги в 2003-2005 гг. (удельный вес в приросте; в %) 

По группам товаров  и услуг, внёсшим наибольший «вклад»  в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.

По жилищно-коммунальным услугам, услугам пассажирского  транспорта. Ускоренный рост административно  регулируемых тарифов – основная тенденция 1-го квартала 2005г. При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные услуги.

Увеличение тарифов  в 1-м квартале 2005 г. является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального  хозяйства и городского пассажирского  транспорта.

По плодоовощной продукции. В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за последние  годы- 24,%. Это было обусловлено двумя  причинами: традиционным сезонным удорожанием  овощей и фруктов и снижением  товарных ресурсов.

Сезонный рост на плодоовощную продукцию в зимний период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).(рис. 4). 

Рис.4. ИПЦ на все  товары и услуги и плодоовощную продукцию (на конец квартала; в % к концу  предыдущего квартала). 

По мясным и молочным продуктам. Причинами роста цен  на эти продукты является сокращение их ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.

В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось  на 2.4%, молока – на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению  импорта мяса.

Увеличение затрат на производство мясных и молочных продуктов связано в основном с увеличением цен производителей с/х и промышленной продукции.

Рост цен на корма, снижение поголовья крупного рогатого скота, ограничение ввоза импортного мяса привели к увеличению цен  у с/х производителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.

По непродовольственным  товарам. Увеличение цен на непродовольственные  товары в 2005 г. было незначительным – 1,1%. Основной причиной низких темпов роста  цен в этом сегменте потребительского рынка является его высокое товарное насыщение, в том числе импортной  продукцией.

На рынке непродовольственных  товаров, где доминирует импортная  продукция, в 1-м квартале 2005 г. отмечено некоторое снижение цен (на 0,1-1,5%).

В группе непродовольственных  товаров важно отметить динамику цен на бензин. В декабре 2004 –  феврале 2005 гг. он подешевел на 3,5%. Однако в марте обозначилась обратная тенденция, и прирост цен на бензин за месяц  составил 0,3%, что связано с увеличением  цен производителей на нефть в  марте на 15,9%.

В начале апреля рост цен на бензин продолжился. За период с 29 марта по 4 апреля бензин в среднем  подорожал на 0,7%.

Таким образом, основными  факторами высокого уровня инфляции в 1-м квартале 2005 г. явились:

- повышение административно-регулируемых  тарифов;

-сезонное повышение  цен;

-сокращение ресурсной  базы отдельных потребительских  товаров;

-рост издержек  производства.

Очевидно, что при  анализе причин инфляции необходимо учитывать и монетарный фактор, в  частности увеличение денежной массы  на 35,8% в 2004 г. В то же время важно  учесть, что снижение почти на треть  темпа роста денежной массы в 2004 г. по сравнению с 2003 г.(50,6%) и аналогичное  замедление темпов роста денежных доходов  населения не отразились на инфляции в 2004 г.

Итак, по прогнозам  инфляция в 2005 г. должна была составить 8,5%, на самом деле правительство  утверждает, что инфляция составила 10,9%, а эксперты говорят, что она  составила в итоге 13,0%.

Можно ли затормозить  инфляцию? Полное прекра¬щение инфляции в России в обозримом будущем  не¬возможно, да и нежелательно. Ведь можно добиться дефляции, которая  с высокой степенью вероятности  приведет к экономическому застою. Однако уже в бли¬жайшие годы можно  довести темпы инфляции до 3% в  год. Для решения этой стратегической задачи государ¬ство должно предпринять  ряд мер.

Во-первых, нужно  затормозить рост прямо и кос¬венно  регулируемых государством цен на товары, в том числе - на услуги естественных монополий и энерго¬носители. Для  этого правительство должно в  полной мере использовать немонетарные методы регулирова¬ния цен, в том  числе - повышение экспортных пошлин на вывоз сырья, индексацию специфических  ставок на¬лога на добычу полезных ископаемых и акцизов на мо¬торное  топливо ежегодно на 3%.

Государство должно активнее пресекать монополи¬стические сговоры с целью завышения  цен на рынке. В частности, не должно быть ценовой дискриминации внутренних потребителей по сравнению с иностранны¬ми. Например, компании, устанавливающие  внутрен¬ние цены выше экспортных (за вычетом экспортных пошлин и дополнительных торгово-транспортных рас¬ходов на экспорт), должны штрафоваться антимоно¬польными  органами.

Нужно также демонополизировать механизм распре¬деления квот на импорт мяса и птицы, а также широко использовать госзакупки и товарные интервенции  на рынках зерна.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях