Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:54, курсовая работа
Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности и исследование социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «инфляция».
2. Выявить причины и факторы (как внутренние, так и внешние) возникновения и развития инфляции.
3. Исследовать альтернативные источники инфляции, как то инфляция спроса и инфляция издержек.
4. Дать классификацию инфляции.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Cущность, причины и виды инфляции, ее социально - экономические последствия………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность инфляции………………………………………………4
1.2 Причины инфляции………………………………………………………….6
1.3 Виды инфляции………………………………………………………………8
2. Последствия инфляции и способы борьбы с ней………………………16
2.1 Последствия инфляции……………………………………………………20
2.2 Борьба с инфляцией. Антиинфляционная политика…………………….24
2.3 Особенности антиинфляционной политики в России………………….. 25
3. Инфляция 2009 года и прогнозы на 2010 год………………………………28
3.1 Опрос населения о причине инфляции………………………………….. .28
3.2 Инфляция 2008 года………………………………………………………. .28
3.3 Прогноз инфляции на 2010 год………………………………….. ………39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………..44
Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услу¬ги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.
В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям труд¬но работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимально¬го их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рис¬кованно, если нет уверенности в неуклонном сниже¬нии темпов инфляции. Невыполнение прогноза инф¬ляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.
В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собствен¬ные «инфляционные ощущения», под которыми пони¬мается субъективная оценка экономическими агента¬ми темпов инфляции. Инфляционные ощущения по-рождают и «инфляционные настроения», т.е. готов¬ность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы. Собственно говоря, известный термин «инфля¬ционные ожидания» есть проекция инфляционных ощу¬щений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.
При этом индивидуальный
индекс потребительских цен для
данного потребителя может
Следует заметить, что
проблема отличий индивиду¬альных
ИПЦ для групп потребителей существует
и в других странах. Но при невысоких
торгово-транспортных барьерах, доминировании
среднего класса в соци¬альной структуре
населения и наличии
Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной од¬нородной группы потребителей, существует и психоло¬гический фактор инфляционных ощущений и настрое¬ний. В странах со столь неразвитой рыночной эконо¬микой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные на¬строения» имеют не менее важное значение, чем объек-тивные процессы влияния роста цен на экспортируе¬мые сырьевые товары и регулируемых цен на инфля¬цию.
Индивиды острее чувствуют повышение цен по това¬рам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.
К числу первых относятся
такие товары, как хлебо¬булочные
и мясомолочные продукты, плодоовощная
продукция, жилищно-коммунальные услуги
и услуги общественного и
Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и биз¬несменов (особенно проживающих в мегаполисах), при¬нимающих решения на большинстве предприятий. Для них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.
При этом цены на товары разового спроса (автомо¬били, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощу¬щения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заме¬тить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высо-котехнологичных отраслях, как производство компью¬теров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспри¬нимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».
Российское государство
по-прежнему добивается снижения инфляции,
проводя рестриктивную монетар¬
Так, за 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7%, платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги воз¬росли на 23,5%. Следует также отметить, что из потре¬бительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значи¬тельно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возрос¬ли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены про¬изводителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.
Следует отметить, что
цены на многие из этих това¬ров регулируются
государством косвенно. Например, цены
на нефть и нефтепродукты
На сколько же
выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских
цен в 1-м квартале 2005 г. составил
105,3 %. Он существенно превысил показатель
аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был,
сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов
(соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта
платные услуги стали дороже на 12,6%,
продовольственные и
Рис.2. ИПЦ на продовольственные,
непродовольственные товары и услуги
населению (на конец периода; в % к
декабрю 2003 г.)
Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%).
Вместе с тем
влияние отдельных товаров на
общий уровень инфляции определяется
не только ростом цен, но и той долей,
которую они занимают в общих
потребительских расходах населения.
Структура «вклада» отдельных групп
товаров и услуг в 2005 г. существенно
отличалась от предыдущих лет. Если в 2003
и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост
цен вносило их увеличение на продовольственные
товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1% прироста
(2,6 процентного пункта) приходилось
на долю платных услуг (рис.3).
Рис.3. «Вклад» отдельных
групп товаров и услуг в
общий прирост потребительских
цен на товары и услуги в 2003-2005 гг.
(удельный вес в приросте; в %)
По группам товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад» в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.
По жилищно-коммунальным услугам, услугам пассажирского транспорта. Ускоренный рост административно регулируемых тарифов – основная тенденция 1-го квартала 2005г. При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные услуги.
Увеличение тарифов
в 1-м квартале 2005 г. является наибольшим,
начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен
механизмом ценообразования в условиях
сохраняющейся убыточности
По плодоовощной продукции. В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за последние годы- 24,%. Это было обусловлено двумя причинами: традиционным сезонным удорожанием овощей и фруктов и снижением товарных ресурсов.
Сезонный рост на
плодоовощную продукцию в зимний
период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%,
2004 г.- 10,1%).(рис. 4).
Рис.4. ИПЦ на все
товары и услуги и плодоовощную продукцию
(на конец квартала; в % к концу
предыдущего квартала).
По мясным и молочным продуктам. Причинами роста цен на эти продукты является сокращение их ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.
В январе - феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока – на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.
Увеличение затрат
на производство мясных и молочных
продуктов связано в основном
с увеличением цен
Рост цен на корма, снижение поголовья крупного рогатого скота, ограничение ввоза импортного мяса привели к увеличению цен у с/х производителей крупного рогатого скота в 1-м квартале 2005 г. на 8,9%.
По непродовольственным товарам. Увеличение цен на непродовольственные товары в 2005 г. было незначительным – 1,1%. Основной причиной низких темпов роста цен в этом сегменте потребительского рынка является его высокое товарное насыщение, в том числе импортной продукцией.
На рынке непродовольственных товаров, где доминирует импортная продукция, в 1-м квартале 2005 г. отмечено некоторое снижение цен (на 0,1-1,5%).
В группе непродовольственных товаров важно отметить динамику цен на бензин. В декабре 2004 – феврале 2005 гг. он подешевел на 3,5%. Однако в марте обозначилась обратная тенденция, и прирост цен на бензин за месяц составил 0,3%, что связано с увеличением цен производителей на нефть в марте на 15,9%.
В начале апреля рост цен на бензин продолжился. За период с 29 марта по 4 апреля бензин в среднем подорожал на 0,7%.
Таким образом, основными факторами высокого уровня инфляции в 1-м квартале 2005 г. явились:
- повышение административно-
-сезонное повышение цен;
-сокращение ресурсной
базы отдельных
-рост издержек производства.
Очевидно, что при анализе причин инфляции необходимо учитывать и монетарный фактор, в частности увеличение денежной массы на 35,8% в 2004 г. В то же время важно учесть, что снижение почти на треть темпа роста денежной массы в 2004 г. по сравнению с 2003 г.(50,6%) и аналогичное замедление темпов роста денежных доходов населения не отразились на инфляции в 2004 г.
Итак, по прогнозам инфляция в 2005 г. должна была составить 8,5%, на самом деле правительство утверждает, что инфляция составила 10,9%, а эксперты говорят, что она составила в итоге 13,0%.
Можно ли затормозить инфляцию? Полное прекра¬щение инфляции в России в обозримом будущем не¬возможно, да и нежелательно. Ведь можно добиться дефляции, которая с высокой степенью вероятности приведет к экономическому застою. Однако уже в бли¬жайшие годы можно довести темпы инфляции до 3% в год. Для решения этой стратегической задачи государ¬ство должно предпринять ряд мер.
Во-первых, нужно затормозить рост прямо и кос¬венно регулируемых государством цен на товары, в том числе - на услуги естественных монополий и энерго¬носители. Для этого правительство должно в полной мере использовать немонетарные методы регулирова¬ния цен, в том числе - повышение экспортных пошлин на вывоз сырья, индексацию специфических ставок на¬лога на добычу полезных ископаемых и акцизов на мо¬торное топливо ежегодно на 3%.
Государство должно
активнее пресекать монополи¬стические
сговоры с целью завышения
цен на рынке. В частности, не должно
быть ценовой дискриминации
Нужно также демонополизировать механизм распре¬деления квот на импорт мяса и птицы, а также широко использовать госзакупки и товарные интервенции на рынках зерна.