Прирост
цен на жилищно-коммунальные услуги
составил 0,5%. Тарифы за сбор мусора выросли
на 2,6%, газ - на 1,6%, содержание жилья - на
1,5%, водоснабжение, электроэнергию –
по 0,1%. Снижение тарифов наблюдалось
на канализацию на 0,5%. Цены на услуги
здравоохранения, ресторанов и гостиниц
увеличились по 2%, пассажирского
транспорта - на 1,4%, парикмахерских - на
1,2%, культуры и образования –
по 0,4%.
Индекс
потребительских цен, характеризующий
уровень инфляции, показывает изменение
цен на товары и услуги, приобретаемые
населением для личного потребления.
Набор товаров и услуг включает
508 позиций. Регистрация цен производится
по выборочной сети предприятий торговли
и сферы услуг различных форм
собственности во всех областных
центрах, столице и определенному
кругу городов и районных центров.
Используемая для агрегирования
система весов в части их расходов
рассчитывается на основании материалов
обследований домашних хозяйств за предшествующий
год. С января 2008 года при построении
ИПЦ используется обновленная схема
взвешивания. Доля продовольственных
товаров составляет 39,4%, непродовольственных
– 32,3%, платных услуг – 28,3%.
В июле 2008
года по сравнению с соответствующим
месяцем 2007 года цены на муку увеличились
на 83%, рис - на 76,9%, хлеб - на 46,2%, крупы - на
20,3%. Повышение цен отмечено на масла
и жиры - на 68,9%, молочные продукты и
яйца - на 33,8%. Цены на фрукты стали выше
на 25,4%, овощи - на 19,4% [7, с. 3].
На рынке
продовольственных товаров в
прошедшем месяце прирост цен
на хлебопродукты и крупяные изделия
составил 1,8%. Цены на рис увеличились
на 8,2%, крупы - на 1,9%, муку - на 1,6%, макароны
- на 1,3%, хлеб - на 0,3%. Сахар подорожал
на 2,7%, масла и жиры - на 1,2%, мясные
продукты - на 1,1%. Снижение цен зафиксировано
на яйца на 6,8%, фрукты - на 2%, овощи - на 1,1%,
молочные продукты - на 0,1%.
Цены
на дизельное топливо выросли
на 11,6%, бензин - на 7,3%. Моющие и чистящие
средства стали дороже на 1,6%, книги
и газеты - на 0,8%, предметы домашнего
обихода - на 0,7%, медицинские препараты
и товары личной гигиены - по 0,6%, одежду
и обувь - на 0,3%.
Прирост
цен на жилищно-коммунальные услуги
составил 0,8%. Тарифы за электроэнергию
выросли на 2,7%, газ - на 1,7%, холодное
водоснабжение - на 0,4%, канализацию - на
0,2%, содержание жилья - на 0,1%. Услуги автомобильного
транспорта подорожали на 2,8%, железнодорожного
и воздушного - по 2%. Цены на услуги ресторанов
и гостиниц увеличились на 1,3%, медицинских
учреждений - на 1%, парикмахерских - на
0,7%, культуры - на 0,4%.
Инфляция в Республике Казахстан
в сентябре 2008 года составила 0,6%
Наглядно
цены на продовольственные товары в
сентябре 2008г. по сравнению с сентябрем
2007г. выросли на 23,7% представлены в Таблице
1.
Таблица 1
Рост цен
в 2008 г., %
|
Сентябрь 2008г. |
Январь-сентябрь2008г. К январю-сентябрю2007г. |
Август 2008г. |
Декабрь 2007 г. |
Сентябрь 2007
г. |
Все товары и услуги |
0,6 |
8,1 |
18,2 |
19,2 |
Продовольственные товары |
0,1 |
8,9 |
23,7 |
27,3 |
Непродовольственные товары |
0,3 |
6,1 |
10,9 |
11,3 |
Платные услуги |
1,5 |
9,1 |
17,3 |
15,2 |
На рынке
продовольственных товаров в
прошедшем месяце прирост цен
на хлебопродукты и крупяные изделия
составил 0,5%. Цены на крупы увеличились
на 0,9%, рис - на 0,6%, макароны - на 0,4%, хлеб
- на 0,2%, муку - на 0,1%. Заметное повышение
цен наблюдалось на яйца - на 4,8%. Молочные
продукты подорожали на 1,4%, а творог
- на 1,9%, сметана - на 1,8%, молоко свежее -
на 1,7%, сыр - на 1,2%. Цены на мясные продукты
повысились на 0,9%, сахар - на 0,5%. Снижение
цен зафиксировано на овощи на 5,5%, фрукты
- на 1,5%, масла и жиры - на 0,1%. Уровень цен
на твердое топливо стал выше на 2,6%, печатные
издания - на 1,6%, медицинские препараты
- на 1,4%, моющие и чистящие средства - на
1%, одежда и обувь, товары личной гигиены
- по 0,5%, предметы домашнего обихода - на
0,4%. Цены на бензин снизились на 3,1%, дизельное
топливо - на 2,7% [10, с. 2].
Прирост
цен на жилищно-коммунальные услуги
составил 1,5%. Тарифы за электроэнергию
выросли на 3,1%, газ сжиженный - на
6,3%, сбор мусора - на 1,2%, водоснабжение
- на 1,1%, отопление центральное - на 0,9%,
канализацию - на 0,3%. Услуги образования
подорожали на 5,7%, пассажирского транспорта
- на 1,5%, парикмахерских - на 1,4%, медицинских
учреждений - на 1,2%, культуры - на 0,8%, ресторанов
и гостиниц - на 0,7%.
Индекс
потребительских цен, характеризующий
уровень инфляции, показывает изменение
цен на товары и услуги, приобретаемые
населением для личного потребления.
Набор товаров и услуг включает
508 позиций. Регистрация цен производится
по выборочной сети предприятий торговли
и сферы услуг различных форм собственности
во всех областных центрах, столице и определенному
кругу городов и районных центров. Используемая
для агрегирования система весов в части
их расходов рассчитывается на основании
материалов обследований домашних хозяйств
за предшествующий год. С января 2008 года
при построении ИПЦ используется обновленная
схема взвешивания. Доля продовольственных
товаров составляет 39,4%, непродовольственных
- 32,3%, платных услуг - 28,3% [8, с. 50].
Таблица
2
Прожиточный минимум на душу населения
в Республике Казахстан в сентябре
2008г.
|
Величина прожиточного минимума |
в
том числе |
Соотношение с величиной в среднем на душу,
в процентах |
Изменение в процентах к |
продовольственные товары |
непродовольственные товары и платные
услуги |
предыдущему месяцу |
декабрь 2007г. |
В
среднем на душу населения |
13183 |
7910 |
5273 |
100,0 |
99,0 |
122,4 |
Социально-демографические группы: |
|
|
|
|
|
|
дети, до 13 лет |
11535 |
6921 |
4614 |
87,5 |
98,6 |
134,2 |
подростки, 14-17 лет |
|
|
|
|
|
|
Юноши |
16378 |
9827 |
6551 |
124,2 |
99,1 |
120,7 |
Девочки |
12549 |
7529 |
5020 |
95,2 |
99,1 |
120,7 |
трудоспособное население, старше 18
лет: |
|
|
|
|
|
|
мужчины |
15525 |
9315 |
6210 |
117,8 |
99,0 |
121,0 |
женщины |
12318 |
7391 |
4927 |
93,4 |
99,0 |
120,9 |
пенсионеры и пожилые люди |
12159 |
7295 |
4864 |
92,2 |
99,1 |
120,8 |
Прожиточный
минимум на душу населения в Республике
Казахстан в сентябре 2008г. составил
13 183 тенге, по сравнению с декабрем месяцем
2007 г. данный показатель вырос на 122,4 %.
Что касается социально-демографические
группы, то на детей, до 13 лет приходится
– 11 535 тенге, тогда как трудоспособное
население, старше 18 лет приходится 15525
тенге, на пенсионеров и пожилых людей
– 12159 тенге.
Индекс
потребительских цен в декабре
2007 года к декабрю 2006 года составил
118,8 процентов. При этом инфляция 2007
года (18,8 процента) побила все рекорды
десятилетнего существования Республики
Казахстан.
Таким образом,
уровень инфляции по итогам 10 месяцев
2008 г понижен до 8,8% [14].
Надо
разграничивать среднегодовую инфляцию
и показатель декабря к декабрю.
Обычно в последние два года было
так, что среднегодовая у нас
была выше показателя декабрь к декабрю.
А в этом году произойдет обратный случай.
Вот декабрь к декабрю у нас будет ближе
к 9%, а среднегодовая - 8,5%. инфляция в Казахстане
в июле 2007 г. составила 0,9% против 0,8% в июне.
Вместе с тем, инфляция в годовом выражении
(июль 2007 г. к июлю 2006 г.) составила 8,8%, среднегодовая
(январь-июль 2008 г. к январю-июлю 2007 г.) -
8,1%. Среднегодовая инфляция в Казахстане
в 2006 г. составила 8,6% [15]. Уровень инфляции
за 10 месяцев текущего года составил 8,8%,что
соответствует годовому прогнозу не более
10%. На протяжении 2009-2010 годов будет наблюдаться
не необоснованный рост цен, а скорее,
их падение. По итогам 2008 года инфляция
в Казахстане составила 9,5% в годовом исчислении.
Кроме того, финансовый кризис в Казахстане
связан с ростом инфляции. По официальным
данным, в мае 2008 года инфляция в РК составила
19%, а по неофициальным (по основной группе
товаров и услуг) - 40%. Уровень инфляции
в Казахстане в 2009 году составит 11%
Уровень
инфляции в Республике Казахстан
в сентябре 2009 года
По данным
Агентства Республики Казахстан
по статистике уровень инфляции в
сентябре 2009 года к декабрю 2008 года
составил 4,7%, что на 3,4 процентных пункта
ниже, чем за аналогичный период прошлого
года (8,1%).
В структуре
ИПЦ лидером прироста цен в
сентябре 2009 года к декабрю 2008 года
стали непродовольственные товары,
которые подорожали на 6,9% (по сравнению
с 6,1% за аналогичный период прошлого
года). Платные услуги составили 5,8%
(9,1%). Рост цен на продовольственные
товары составил 2,4%, что на 6,5 процентных
пункта ниже, чем за аналогичный
период прошлого года (8,9%).
Рисунок
2. Уровень инфляции и рост цен на составляющие
ИПЦ в сентябре 2009 года, в % к декабрю предыдущего
года
Из продовольственных
товаров в сентябре текущего года
к августу прирост цен отмечен
на сахар – 6,0%, яйца – 3,4%, масло подсолнечное
– на 1,3%, рыба и морепродукты –
на 0,7%, молоко свежее – на 0,6%, рис
– на 0,5%. Имело место снижение
цен на фрукты и овощи – на
6,0%, муку пшеничная – на 1,0%, мясо баранины
– 0,5% [15].
В группе
непродовольственных товаров больше
всего подорожал бензин – на 5,6%,
медикаменты – на 0,8%, одежда и
обувь – на 0,4%, предметы домашнего
обихода – на 0,3%. Дизельное топливо
стало дешевле на 0,7%.
В составе
платных услуг в наибольшей степени
выросли в цене образование –
на 5,4%, электроэнергия – на 3,8%, холодная
вода – на 1,5%, медицинские услуги
– на 1,0%.
Индекс
потребительских цен в сентябре
2009 года по сравнению с предыдущим
месяцем составил 100,4%.
цены
на продовольственные товары снизились
на 0,3%;
непродовольственные
товары подорожали на 0,7%;
прирост
цен и тарифов на платные услуги
составил 1%.
Рисунок
3. Уровень инфляции в 2008 – 2009 годах, в %
к предыдущему месяцу.
В среднегодовом
выражении уровень инфляции в
январе-сентябре 2009 года к соответствующему
периоду прошлого года составил 7,8% по
сравнению с 19,2% в январе-сентябре 2008 года.
В региональном
разрезе в сентябре 2009 года к декабрю
2008 года наибольший уровень инфляции,
превышающий среднереспубликанский
сложился в Южно-Казахстанской (5,4%),
Жамбылской (5,3%), Атырауской и Западно-Казахстанской
(по 5,2%), Акмолинской (4,8%), областях и в городе
Алматы (5,6%).
Рисунок
4. Уровень инфляции в разрезе регионов
в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года, %.
3 Рассмотрение необходимости совершенствования
мероприятий по предупреждению инфляции
в Казахстане
3.1 Направления антиинфляционной политики
Республики Казахстан
Оценивая
характер антиинфляционной политики,
можно выделить в ней два подхода.
В рамках первого подхода (его
разрабатывают представители современного
кейнсианства) предусматривается активная
бюджетная политика – маневрирование
государственными расходами и налогами
в целях воздействия на платежеспособный
спрос. При инфляционном, избыточном
спросе государство ограничивает свои
расходы и повышает налоги. В результате
сокращается спрос, снижаются темпы
инфляции. однако одновременно ограничивается
и рост производства, что может привести
к застою и даже кризисным явлениям в экономике,
к расширению безработицы. Бюджетная политика
проводится и для расширения спроса в
условиях спада. Если спрос недостаточен,
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов, понижаются
налоги. Низкие налоги устанавливаются
прежде всего в отношении получателей
средних и невысоких доходов, которые
обычно немедленно реализуют выгоду. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами,
как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е
гг., может усиливать инфляцию. К тому же
большие бюджетные дефициты ограничивают
правительственные возможности маневрировать
налогами и расходами. Второй подход рекомендуется
экономистами неоклассического направления,
выдвигающими на первый план денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее
на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования
проводится формально неподконтрольным
правительству Центральным банком, который
изменяет количество денег в обращении
и ставку ссудного процента, воздействуя
таким образом на экономику. Иными словами,
эти экономисты считают, что государство
должно проводить дефляционные мероприятия
для ограничения платежеспособного спроса,
поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией. Современная рыночная экономика
инфляционна по своему характеру, поскольку
в ней невозможно устранить все факторы
инфляции (бюджетный дефицит, монополии,
диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные
ожидания населения и предпринимателей,
переброс инфляции по внешнеэкономическим
каналам и др.). В связи с этим очевидно,
что задача полностью ликвидировать инфляцию
нереальна. Видимо, поэтому многие государства
ставят перед собой цель сделать ее умеренной,
контролируемой, не допустить разрушительных
ее масштабов [13]. Фискальная политика
– это манипулированием государственным
бюджетом (правительственными расходами
и налогообложением) для достижения выдвинутых
целей увеличения производства и занятости
или снижения инфляции. Рассмотрим дискреционную
сдерживающую фискальную политику, под
которой понимается сознательное манипулирование
налогами и правительственными расходами
с целью контроля над инфляцией. Она включает
в себя: (1) уменьшение правительственных
расходов, или (2) увеличение налогов, или
(3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях
наблюдается сокращение равновесного
чистого национального продукта. Либеральные
экономисты, которые считают, что государственный
сектор должен быть расширен, для того
чтобы компенсировать разнообразные погрешности
рыночной системы, могут рекомендовать
ограничение совокупных расходов в период
роста инфляции за счет увеличения налогов.
Консервативные экономисты, считающие,
что государственный сектор излишне раздут
и неэффективен, могут выступать за сокращение
совокупных расходов в период роста инфляции
за счет сокращения государственных расходов.
Активная фискальная политика, направленная
на стабилизацию экономики, может опираться
как на расширяющийся, так и на сокращающийся
государственный сектор. В некоторой степени
необходимые изменения в относительные
уровни государственных расходов и налогов
вводятся автоматически. Эта так называемая
автоматическая, или встроенная стабильность
не включена в рассмотрение дискреционной
фискальной политики. Если налоговые поступления
колеблются в том же направлении, что и
ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют
тенденцию автоматически появляться во
время экономических подъемов, будут содействовать
преодолению возможной инфляции. Налогово-бюджетная
политика и инфляция. Фискальная политика
может сыграть позитивную роль в борьбе
с инфляцией. Предотвращение прогнозируемой
инфляции. Экономическая система какое-то
время находится в состоянии равновесия
в точке Е1 (реальный объем производства
поддерживается на естественном уровне).
Проект государственного бюджета на будущий
финансовый год пессимистичен: по мнению
экспертов, вероятно усиление инфляционных
моментов, которое обусловливается предполагаемым
ростом следующих компонентов совокупного
спроса: резким повышением спроса на экспортные
товары, бума потребительских расходов,
повышением уровня планируемых инвестиций
и затрат. Без принятия неотложных мер
такое положение вещей сдвинет экономическую
систему вправо - вверх (т.е. вызовет движение
вдоль кривой совокупного предложения
АS1 к точке Е2). Результатом явится общее
повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост
инфляции на этом не закончится. Общий
рост цен на товары и услуги заставит фирмы
со временем изменить свои ожидания относительно
заработной платы и цен на привлекаемые
факторы производства и другие ресурсы.
Вследствие этого на краткосрочных временных
интервалах кривая совокупного предложения
сместится вверх в положение АS2. Когда
реальный объем производства вновь упадет
до своего естественного уровня, уровень
цен будет продолжать увеличиваться до
тех пор, пока не достигнет состояния нового
долгосрочного равновесия Р3. Использование
«сдерживающей» налогово-бюджетной политики
– один из путей устранения угрозы инфляции.
Государственный бюджет на следующий
год может быть составлен таким образом,
чтобы сокращение объема государственных
закупок и заказов сочеталось с увеличением
чистых налогов, компенсируя ожидаемое
оживление совокупного спроса в частном
секторе экономики. Правильное сочетание
сокращения объема государственных заказов,
трансфертных платежей и повышения налогов
удержит кривую совокупного спроса в желаемом
положении АD1, а экономическую систему
– в состоянии стабильности. Изменения
уровня цен. Повышение уровня цен также
воздействует на обе части государственного
бюджета – доходную и расходную. При неизменном
уровне реального объема производства
повышение цен увеличивает номинальные
государственные (федеральные) доходы
от налогов. Там, где налоговые ставки
не индексируются, т.е. не изменяются автоматически
при изменении темпов инфляции, инфляция
также может вызвать увеличение доходов
от налогов. (Классический пример – федеральный
подоходный налог. Однако подоходные налоги
в экономической практике США ныне индексируются
и не ложатся дополнительным бременем
на плечи налогоплательщиков). В то же
время повышение уровня цен увеличивает
номинальные расходы. Это происходит отчасти
потому, что большинство трансфертных
программ не индексированы в зависимости
от роста стоимости жизни, отчасти – так
как инфляция поднимает цены на товары
и услуги, приобретаемые правительственными
органами в рамках госзаказа. Заметим,
что некоторые виды государственных закупок
«проходят» по статьям бюджета в номинальной
величине. Такое положение вещей приводит
к тому, что номинальное увеличение расходов
будет меньше необходимого при росте уровня
цен, так что реальные расходы снизятся.
Если все статьи бюджета индексируются
, то повышение уровня цен никак не влияет
на реальный дефицит государственного
бюджета. На практике бюджет индексирован
далеко не полностью, вследствие чего
номинальные размеры налогов как в абсолютном,
так и в процентном отношении растут быстрее,
чем номинальные величины государственных
закупок и затрат. Таким образом, повышение
уровня цен при прочих равных условиях
сокращает номинальный объем дефицита
государственного бюджета, а в реальных
переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок. Рост номинальных
процентных ставок увеличивает реальные
расходы на погашение государственного
долга. Это увеличение лишь частично компенсируется
увеличением номинальных доходов государственных
органов от повышения норм процента и
банковских учетных ставок. Так что в целом
повышение номинальных процентных ставок
увеличивает как реальный, так и номинальный
бюджетный дефицит. Проблемы фискальной
политики: Временной лаг распознавания.
Проходит некоторый промежуток времени
между началом инфляции и тем моментом,
когда происходит сознание этого факта.
Административная задержка. Колеса правительства
часто крутятся довольно медленно [11].
Функциональное запаздывание. Имеет место
временной лаг между тем моментом, когда
принимается решение о фискальных мерах,
и временем, когда эти меры начнут оказывать
воздействие на уровень цен. Политические
проблемы. Фискальная политика формируется
на политической арене, и это в значительной
степени осложняет ее использование для
целей стабилизации экономики. Эффект
вытеснения некоторых инвестиционных
капиталов на денежном рынке. Шоки совокупного
спроса, имеющие корни за рубежом. Эффект
чистого экспорта. Сокращая внутреннюю
ставку процента сдерживающая фискальная
политика имеет тенденцию увеличивать
чистый экспорт. Результатом этого является
снизившийся внешний спрос на национальную
валюту, обесценение этой валюты и, следовательно,
увеличение чистого экспорта (совокупный
спрос увеличивается, отчасти противодействуя
сдерживающей фискальной политике). Кредитно-денежная
политика. В кредитно-денежной политике
для ограничения предложения денег, для
того чтобы понизить расходы и сдержать
инфляционное давление, используется
политика дорогих денег. Смысл ее заключается
в понижении резервов коммерческих банков.
Это делается следующим образом: Центральные
банки должны продавать государственные
облигации на открытом рынке, для того
чтобы урезать резервы коммерческих банков.
Увеличение резервной нормы автоматически
освобождает коммерческие банки от избыточных
резервов и уменьшает размер денежного
мультипликатора. Подъем учетной ставки
снижает интерес коммерческих банков
увеличивать свои резервы посредством
заимствования у центральных банков. Среди
трех видов денежного контроля (операции
на открытом рынке, изменение резервной
нормы, изменение учетной ставки) наиболее
важным регулирующим механизмом являются
операции на открытом рынке. Три основных
инструмента кредитно-денежной политики
периодически дополняются некоторыми
менее важными средствами контроля в форме
селективного регулирования, которое
касается фондовой биржи, покупок в рассрочку
и увещевания. Воздействие ограничительной
(рестрикционной) денежно-кредитной политики.
Систему каналов, по которым реализуется
влияние денег в экономической системе,
называют передаточным механизмом. Первоначально
рынок денег, модель которого изображена
в части а рисунка 5 находится в состоянии
равновесия в точке Е1. Кривая предложения
денег занимает положение МS1, а кривая
спроса на деньги находится в положении
МD1; следовательно, равновесное значение
номинальной нормы процента равно R1. При
этом значении будут осуществлены реальные
плановые инвестиции в объеме, обозначенном
в части б рисунка символом I1. Данный уровень
плановых инвестиций, наряду с заданными
условиями, касающимися объемов потребления,
государственных закупок и чистого экспорта,
учитывается в качестве структурообразующего
элемента при построении кривой совокупного
спроса АD1 в части в. Таким образом, точка
е1, в которой пересекаются кривые совокупного
спроса АD1 и совокупного предложения АS,
является точкой первоначального равновесия
экономической системы. Уровень равновесия
реального объема производства обозначен
символом у1, а Р1 соответствует равновесному
уровню цен. Фиксируя в качестве исходного
положения экономической системы точку
Е2 (рынок денег), центральный банк пересматривает
тактическую цель своей денежно-кредитной
политики и уменьшает количество денег
в обращении. Графически это можно интерпретировать
в виде сдвига кривой предложения денег
влево. Растущая норма процента вызывает
сокращение объема плановых инвестиций.
Оно с свою очередь, сдвигает кривую совокупного
спроса влево, заставляя снижаться уровни
цен и реального объема производства.
Это означает уменьшение величины номинального
дохода, что заставляет кривую спроса
на деньги также сдвинуться влево, но не
настолько, чтобы избежать некоторого
повышения нормы процента. Новое равновесие
на краткосрочном временном интервале
устанавливается тогда, когда рынок денег
возвращается в состояние Е1, а экономическая
система в целом вновь оказывается в точке
е1. Подводя итоги, можно сказать, что на
краткосрочных временных интервалах последствия
ограничительных действий в рамках денежно-кредитной
политики состоят в следующем: Повышение
нормы процента. Уменьшение уровня реального
объема производства. Понижение уровня
цен. Обратившись к политике дорогих денег
для ограничения инфляции , мы обнаружим,
что чистый экспорт сократиться. Это означает
рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция
( политика дорогих денег – более высокая
процентная ставка – ( возросший спрос
на национальную валюту за границей ( стоимость
национальной валюты повышается ( чистый
экспорт сокращается–сокращается совокупный
спрос). Следовательно, политика дорогих
денег, проводимая для смягчения инфляции,
противоречит задаче корректировке дефицита
торгового баланса. Монетаризм Монетаристский
подход состоит в том, что рынки в достаточной
мере конкурентны и что система рыночной
конкуренции обеспечивает высокую степень
макроэкономической стабильности. Таким
образом, рыночная система, если она не
подвергается государственному вмешательству
в функционирование экономики, обеспечивает
значительную макроэкономическую стабильность.
Монетаристы являются ярыми сторонниками
свободного рынка. Государственное управление
считается неэффективным, вредным для
индивидуальной инициативы и содержащим
нередко политические ошибки, которые
дестабилизируют экономику. Основополагающим
уравнением монетаризма является уравнение
обмена: