Инфляция. Уровень инфляции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.инфляция.уровень инфляции..docx

— 135.27 Кб (Скачать документ)

 

                                        MV = PQ,                                               (1)

 

где

М – предложение  денег,

V – скорость  обращения денег в кругообороте  доходов; 

P – уровень  цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая  единица физического объема производства;

Q – физический  объем производимых товаров и  услуг. 

 

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, Монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен. Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен [5, с. 61]. Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 к AD2 мы получаем скромный рост реального объема производства, но значительный рост уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство. Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и следовательно, усиливают стимулу к труду [16, с. 32]. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов. Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее. Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики [17].

Данные  о политики НБ РК в кризисный период.

По данным Национальный банка РК, на конец июня 2008 года объем инвестиций из Казахстана в США увеличился в 4,5 раза по сравнению с показателем на конец декабря 2007-го. Инвестиции в Японию за этот же период выросли в 51 раз, во Францию - в 13 раз, в Италию - в 10 раз, в Испанию - в 6 раз, в Швейцарию - в 5,8 раза, в Германию - в 2,6 раза, в Великобританию и Нидерланды - в 2 раза. Только вложения в десятку наиболее популярных у наших инвесторов неофшорных юрисдикций увеличились за полгода на $42,2 млрд. - это более 80% из общего объема оттока инвестиций за рассматриваемое полугодие.

В «Основных направлениях политики Национальный банка РК на 2007–2009 годы», утвержденной 24 декабря 2007 года, указывалось, что вариант снижения мировых цен на нефть «не рассматривается… поскольку его реализация, как и реализация высокого экономического роста в РК, в предстоящие два года маловероятна».

При ситуации умеренного развития цен (базовый вариант  стратегии) основной целью политики Национальный банка станет удержание инфляции в пределах, определенных в среднесрочном плане социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (в 2007 году - в пределах 4,9%-6,5%, в 2008 году - 4,8%-6,2%, в 2009 году - 4,1%-5,5%). “При базовом сценарии развития рост монетизации экономики к 2009 году прогнозируется на уровне 37,8%”. В целях регулирования доходности на финансовом рынке по-прежнему будут выпускаться краткосрочные ноты, однако предполагается значительное снижение их сроков обращения. В этих условиях, главным инструментом стерилизации избыточной ликвидности станут депозиты Национальный банка. Как сообщалось ранее, для снижения проблемы избыточной ликвидности и более гибкого регулирования ликвидности банков предполагается внесение соответствующих изменений в механизм формирования минимальных резервных требований. Кроме того, Национальный банк РК будет изучать методологические аспекты учета пенсионных активов в обзоре финансового сектора и их влияние на денежно-кредитную политику для принятия соответствующих мер.

 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящее время инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Сегодня инфляция приняла всеобщий и хронический  характер во многих странах мира. Республика Казахстан не исключение.

Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства.

Другой особенностью инфляции в  Казахстане является то, что она  возникла из состояния "подавленной  инфляции", когда цены на товары и  услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма  в экономике, что связано с  наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза. Крупные сырье добывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия не имеют аналогов в  республике и не создают конкурентной среды, присущей рынку.

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства Казахстана, что обусловливает зависимость  внутреннего рынка по потребительским  товарам от внешних рынков.

Естественно, процесс инфляции не мог негативно не отразиться на деформированном  состоянии рынка в Казахстане. Так разрешение коммерческой деятельности гражданам, организациям и предприятиям для достижения оперативности движения товаров, улучшения снабжения, удовлетворения спроса рыночными методами вызвало разгул спекуляции, привело к неуправляемым процессам перераспределения. Этот процесс приобрел стихийный, неуправляемый характер, чему способствует ослабление контроля со стороны государственных органов, игнорирование законодательства коммерческими структурами и т.д.

Политические и психологические  факторы инфляции связываются с  поведением населения, хозяйствующих  субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве. Политическая нестабильность, недоверие населения  к правительству, политические кризисы, неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного  обращения, приводит к «бегству»  от денег, что усиливает спрос  на не обесценивающиеся активы, иностранную  валюту, золото.

Как видим, процесс инфляции мешает развитию экономики, поэтому необходимо проводить меры по преодолению инфляции. Наиболее целесообразным является последовательное регулирование цен и заработной платы. Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа  со стороны государственных органов  ценообразования.

Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в  жесткой зависимости от реального  увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной  заработной платы, равные темпам роста  производительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.

В целом процесс регулирования  цен и заработной платы должен осуществляться путем тщательного  обоснования и согласования шагов  по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях  профсоюзов, представителей администрации  предприятий и правительства. Компромиссные  соглашения по уровням оплаты труда  и цен должны выдерживаться в  течение определенного соглашением  краткосрочного периода.

В этих условиях инфляция будет иметь  управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Айтуганов К. Инфляция Транзитная экономика. [Текст] / К. Айтуганов;. Под ред. К. Айтуганов. – М.: Экономика, 2007. - с.10.
  2. Берентаев Канат, Инфляция-2008 оказалась выше официальных данных. [Текст] / К. Берентаев;. Под ред. К. Берентаев. – М.: Экономика, 2008. – с. 87.
  3. Бошакбаев А. Е., Куватов Р.Ю. Экономика и проблемы переходного периода. [Текст] / А. Е. Бошакбаев Р.Ю. Куватов;. Под ред. А. Е. Бошакбаев. – М.: Экономика, 2007. - с.87.
  4. Гамарник Г. Н. Управление экономикой Казахстана. [Текст] / Г.Н. Гамарник;. Под ред. Г.Н. Гамарник. - М.: Экономика, 2002. – с. 89- 95.
  5. Даукенов Р. Инфляция: причины, сущность и методы борьбы. [Текст] / Р. Даукенов;. Под ред.  Р. Даукенов. – М.: Қаржы-Қаражат, 2009. с. 61.
  6. Касыпалдиев Б. Инфляция в Казахстане. [Текст] / Б. Касыпалдиев;. Под ред. Б. Касыпалдиев. – М.: Деловая неделя, 2008. -с.200.
  7. Кривко Н. Антиинфляционная ситуация в Казахстане. [Текст] / Н. Кривко;. Под ред. Н. Кривко.  – М.: Аль-Пари, 2008. с. 3.
  8. Попова О. Инфляция. [Текст] / О.Попова;. Под ред. О.Попова. М.: ББ-МСФО.2008. - с. 50.
  9. Анализ итогов 2006 года и тенденций развития экономики // Республика.- 2007.- № 7. - С.9;
  10. Национальный Банк Республики Казахстан Инфляция// Банки Казахстана.- 2008г.-№6.- С.2;
  11. Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы, Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года №146;
  12. Инфляционный рост бьет рекорды не только в Казахстане// КАПИТАЛ_KZ - Деловой еженедельник Казахстана.- Официальный сайт в Интернете www.gazetakapital.kz.-2008г.- № 43.
  13. Концепция развития финансового сектора 2007 – 2009// Официальный сайт законодательных актов Республики Казахстан www.zakon.kz.
  14. Нацбанк будет сдерживать годовую инфляцию в пределах 7,9-9,9% в 2008 г., 7,5-9,5% - в 2009 г. - Номад, Казахстан.- Официальный Сайт в Интернете www.nomad.su.-2008г.
  15. Основные итоги реализации Концепции развития финансового сектора 2003 – 2006 // Официальный сайт в Интернете www.souz-atameken.kz.
  16. Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года. - N 1096.- С.32.
  17. О методах сдерживания инфляции в Казахстане.- Жеты кун / "Хабар". - Номад, Казахстан.- Официальный Сайт в Интерне.

 


Информация о работе Инфляция. Уровень инфляции.