Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция - явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1 ПРОЯВЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ.................. 6
1.1 Понятие инфляции.................................................................................. 6
1.2 Причины инфляции............................................................................... 11
1.3 Социально-экономические последствия инфляции........................... 13
1.3.1 Соотношение «количество денег в экономике и
«экономический рост»................................................................. 13
1.3.2 Соотношение «инфляция и сбережения».................................. 15
1.3.3 Основные последствия инфляции.............................................. 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.................................................................................................. 18
2.1 Инфляция в Республике Беларусь....................................................... 18
2.2 Инфляционные ожидания в Республике Беларусь............................ 22
ГЛАВА 3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА................................................. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................. 37
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Глава 2 анализ инфляционных процессов в республике Беларусь
2.1 Инфляция в Республике Беларусь
Инфляция в любом государстве, в том числе и в Белоруссии, определяется состоянием денежных агрегатов и индекса потребительских цен (ИПЦ).
Денежный агрегат - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).
В экономической теории выделяются следующие агрегаты денежной массы:
1) M0 - наличные деньги;
2) М1 - финансовые активы, которые могут быть немедленно задействованы для осуществления расчетов (наличные деньги и вклады до востребования);
3) М2 - образуется путем сложения агрегата М1 и наиболее распространенных видов срочных вкладов;
4) М3 - образуется путем учета агрегата М2 и некоторых видов крупных срочных вкладов и срочных соглашений об обратном выпуске (депозитные сертификаты, облигации госзаймов).
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период [3, c. 286].
Индекс потребительских цен определяется по формуле:
ИПЦ = Ct / C * 100 % (2.1)
где Ct - стоимость потребительской корзины в текущий момент времени;
С - стоимость такой же корзины в базовый момент времени.
ИПЦ предполагает, что весь рост стоимости потребительской корзины вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг, В этом плане ИПЦ проявляет тенденцию к завышению темпов инфляции [7].
Для наиболее полного изучения динамики денежных агрегатов и индекса потребительских цен следует рассмотреть значение данных показателей за достаточно длительный промежуток времени. В нашем случае этот промежуток с 2001 по 2007гг.
Динамика темпов роста среднегодовых денежных агрегатов и ИПЦ в 2001-2006 гг. представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика темпов роста среднегодовых денежных агрегатов и ИПЦ в 2001-2006 гг., процентов
Из рисунка 2.1 видно, что на протяжении 2001-2003гг происходит снижение показателей всех денежных агрегатов и ИПЦ. Это положительная динамика для экономики страны, так как свидетельствует о стабилизации денежной единицы, то есть более устойчивом положении РБ на мировой арене.
Однако в 2003 г уже наблюдается значительный рост агрегата М0 и М1 на фоне дальнейшего снижения ИПЦ.
В данном случае опережение уровня роста денежной массы в обороте над ростом индекса розничных цен, свидетельствует о неоправданном росте денежной массы, и о переполнение хозяйственного оборота деньгами, то есть наблюдается наличие бюджетного дефицита, рост величины внутреннего государственного долга (правительства республики и местных органов власти), неоправданный рост кредитов народному хозяйству при падении объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, товаров народного потребления.
То есть на протяжении 2003-2006гг, как следует из рисунка 2.1, наблюдалась негативная тенденция развития экономической ситуации в Республике Беларусь.
В 2005-2006гг рост всех денежных агрегатов, в том числе и М0, не наблюдался, но их значения все равно находились на значительно более высоком уровне чем значение ИПЦ. Денежный агрегат М0 находился на уровне порядка 150%, а ИПЦ 110-105%.
Таким образом, несмотря ни на что, с 2005 по 2006гг наблюдается некоторая стабилизация в экономике страны.
Динамика темпов роста среднегодовых денежных агрегатов и ИПЦ в 2007 году представлена на рисунке 2.2 [15].
В 2007г ситуация меняется. ИПЦ начинает расти. Причем, с января по март 2007г происходит резкий скачок ИПЦ вверх со 127 до 136%. Все это происходит на фоне дальнейшего спада показателей денежных агрегатов. При этом если в апреле-мае 2007г показатель ИПЦ находится практически на одном уровне с показателями такими как денежные агрегаты М1, М2, М3 – 130-133%, то денежный агрегат находится на значительно более низком уровне – 128-126%. При этом до октября 2007г ИПЦ продолжает расти, а денежный агрегат М0 - уменьшается.
Рисунок 2.2 - Динамика темпов роста среднегодовых денежных агрегатов и ИПЦ в 2007 году, процентов
Ситуация, которая наблюдается в 2007г, является более стабильной по сравнению с предыдущими шестью годами.
Динамика темпов роста денежных агрегатов и ИПЦ в 2007году представлена в Приложении А.
Из приложения А следует, что в 2007г наблюдается рост всех денежных агрегатов кроме М1, а в 2006г все денежные агрегаты растут.
Денежный агрегат М0 в конце 2007г по сравнению с его началом вырос на 7,7% и составил 216,2 млрд.руб., а в 2006г агрегат вырос по сравнению с 2007г на 39,8% и составил 801,9 млрд.руб.
Денежный агрегат М1 в конце 2007г по сравнению с его началом снизился на 0,7% и составил -45,8 млрд.руб., а в 2006г по сравнению с 2007г агрегат вырос на 42%, и составил 2077,4 млрд.руб.
Денежный агрегат М2 в конце 2007г по сравнению с его началом вырос на 12,3%, и составил 1528,6 млрд.руб., а в 2006г агрегат вырос по сравнению с 2007г на 44,5% и составил 3820,7 млрд.руб.
Денежный агрегат М3 в конце 2007г по сравнению с его началом вырос на 19,3% и составил 3374 млрд.руб., а в 2006г агрегат вырос по сравнению с 2007г на 39,3% и составил 4935,3 млрд.руб.
Структура денежной массы представлена в Приложении Б.
На протяжении 2002-2007гг наибольший удельный вес в денежном агрегате М3 занимал денежный агрегат М2, следующий по убыванию М1 и последний М0.
2.2 Инфляционные ожидания в Республике Беларусь
Высокие инфляционные ожидания населения ведут к ажиотажному спросу на товары, что создает дополнительное воздействие на цены. По данным мониторинга предприятий за октябрь 2007 г., 81,9% опрошенных предприятий ожидают, что цены в ближайшие 12 месяцев будут расти быстрее или также интенсивно, чем до момента опроса [20, c. 9].
Инфляционные ожидания предприятий представлены на рисунке 2.3.
Верхняя линия – количество предприятий, считающих, что цены в ближайшие 12 месяцев будут расти быстрее или также интенсивно, чем до момента опроса.
Нижняя линия – количество предприятий, считающих, что цены будут расти медленнее, не будут расти или же будут снижаться в ближайшие 12 месяцев
Рисунок 2.3 - Инфляционные ожидания предприятий на ближайшие 12 месяцев
Таким образом из рисунка 2.3 следует, что в сентябре 2006г разделение предприятий РБ на тех кто считает, что цены будут расти, и тех, кто считает, что цены будут падать, составляло примерно 50% на 50%.
Однако, начиная с сентября, это разделение начало изменяться в сторону увеличения числа тех предприятий, которые считают, что цены будут расти, и снижаться в сторону тех, кто считает, что цены будут падать. Уже в октябре 2007г соотношение тех, кто считает, что цены будут расти, и тех, кто считает, что цены будут падать, составило примерно 80 к 20%.
Следует считать, что в 2008г, практически все предприятия будут уверены в дальнейшем росте цен.
В январе-ноябре 2005 года инфляция в Беларуси была на уровне 6,1%. Напомним, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2006 год годовая инфляция запланирована на уровне 7-9% [21, c. 10].
По данным Минстата, индекс цен на продовольственные товары в ноябре по отношению к декабрю 2005 года составил 104,5%, к октябрю текущего года - 101,7%. Цены на предприятиях общественного питания за прошлый месяц увеличились на 1,8%, по сравнению с декабрем 2005 года - на 7,7%. Непродовольственные товары в январе-ноябре подорожали на 3,9%, в том числе в ноябре - на 0,6%.
Индекс цен производителей промышленной продукции в Беларуси в ноябре 2007г составил 107% к декабрю прошлого года и 100,6% к октябрю 2006 года (в том числе на средства производства - 100,4%, промежуточные товары - 100,7%, потребительские товары - 100,6%). Наибольший рост цен в январе-ноябре 2007г наблюдался в электроэнергетике, машиностроении, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, микробиологической промышленности.
По данным Минстата, цены на строительно-монтажные работы в ноябре увеличились по сравнению с началом года на 8,8%, с октябрем 2006 года - на 0,9%.
Тарифы на грузовые перевозки за прошлый месяц возросли на 0,4%. С начала года они увеличились на 12,2%.
Между тем, объем валового внутреннего продукта в Беларуси за январь-ноябрь 2006 года составил в текущих ценах 70,7 трлн. белорусских рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 9,9%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в Беларуси в июне 2006 года составил 103,1% к декабрю 2005 года. По сравнению с маем 2006 года цены в июне возросли на 0,2%. Об этом сообщили в Министерстве статистики и анализа Беларуси. (В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2006 год годовая инфляция запланирована на уровне 7-9%.)
По данным Минстата, индекс цен на продовольственные товары в июне 2006г по отношению к декабрю 2005 года составил 103%, к маю 2006 года - 100,1%. Цены на предприятиях общественного питания за июнь увеличились на 0,8%, по сравнению с декабрем 2005 года - на 10,5%. Непродовольственные товары в январе-июне подорожали на 1,5%, в том числе в июне - на 0,2%.
За первое полугодие 2006 года тарифы на платные услуги населению увеличились на 4,9%. В июне они возросли на 0,6%.
В Беларуси индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2007 года составил 100,8% к январю. Инфляция в Беларуси за 2 месяца 2007 года составила 2,6%.
Как сообщили в Министерстве статистики и анализа, по сравнению с февралем 2006 года в феврале 2007г цены увеличились на 7,9%.
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2007 год годовая инфляция запланирована на уровне 6-8% [21, c. 11].
Таким в РБ уровень инфляции правительство пытается сдерживать на уровне до 7-9%, однако она продолжает расти, и цены на все товары и услуги, равно как и ожидания потребителей, связанные с ростом цен, продолжают расти.
Глава 3 антиинфляционная политика
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивания инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах – в соответствии с темпом роста ВНП.
2) политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. [12, c. 408].
В Республике Беларусь планируется осуществление таргетирование инфляции как метода антиинфляционной политики. Будущий переход к IT (таргетированию инфляции), озвученный в “Программе развития банковского сектора в Республике Беларусь 2006-2010”, возможен когда будут выполнены необходимые предварительные условия и требования.
Цели таргетирования инфляции:
■ весомые экономические доводы за то, чтобы считать
стабильный уровень цен основной долгосрочной целью
монетарной политики;
■ другие цели на втором плане.
Метод таргетирования;
■ IT напрямую, без промежуточных задач (денежные агрегаты, обменный курс), нацелен на достижения стабильного уровня цен;
■ номинальный якорь: цель по уровню инфляции, имеющая четко оговоренное цифровое выражение;
■ предпочтительно, чтобы цель совместно ставили центральный банк и правительство;