Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:06, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция - явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 4
ГЛАВА 1 ПРОЯВЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ.................. 6
1.1 Понятие инфляции.................................................................................. 6
1.2 Причины инфляции............................................................................... 11
1.3 Социально-экономические последствия инфляции........................... 13
1.3.1 Соотношение «количество денег в экономике и
«экономический рост»................................................................. 13
1.3.2 Соотношение «инфляция и сбережения».................................. 15
1.3.3 Основные последствия инфляции.............................................. 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.................................................................................................. 18
2.1 Инфляция в Республике Беларусь....................................................... 18
2.2 Инфляционные ожидания в Республике Беларусь............................ 22
ГЛАВА 3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА................................................. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................. 37
■ это способствует тому, чтобы частные лица увязывали свои ожидания относительно уровня инфляции с установленной целью (если они ей доверяют), что полезно при политике сдерживания инфляции.
Ключевые институциональные аспекты для осуществления таргетирования инфляции:
1. Операционная независимость:
■ ключевое требования для наличия доверия;
■ центральный банк свободен в выборе инструментов для достижения цели по инфляции.
II. Отсутствие фискальной доминанты:
■ Фискальные вопросы не должны ограничивать
свободу монетарной политики:
- чрезмерное финансирование бюджета за счет прямого кредита центрального банка;
- также следует отказаться от квази-фискальной деятельности (например, регулируемого кредитования) за счет центрального банка или государственных средств.
III. Прозрачность:
■ позволяет экономическим агентам осуществлять мониторинг деятельности центрального банка;
■ включая прозрачные задачи политики, анализ прошлых тенденций, открытый процесс принятия решений и их воплощения на практике;
■ частые и широкие коммуникации через отчеты по росту цен, пресс-релизы, конференции, исследования;
■ открытые планы на будущее для увязки ожиданий по
инфляции.
IV. Ответственность:
■ центральный банк отвечает за достижение поставленных целей
■ комплиментарный институциональный механизм
Экономические условия проведения таргетирования инфляции:
- помимо институциональных аспектов, также выполнение ряда предварительных экономических и финансовых условий необходимо для успешного перехода к IT;
- иначе, при условии экономической нестабильности, имеет место конфликт целей центрального банка;
- это может подорвать доверие, что крайне нежелательно особенно при начальной стадии перехода к режиму IT.
Основные экономические условия таргетирования инфляции:
I. Внешняя стабильность:
■ позиция на внешнем рынке (а значит и рынок иностранной валюты) должен быть стабильным при внедрении IT;
■ никаких серьезных шоков иначе имеет место конфликт целей.
II. Стабильная финансовая система:
банковская система должна быть способна справиться с колебанием процентных ставок/обменного курса (которые возрастут при IT) поэтому крайне необходимо наличие эффективно функционирующей, качественно управляемой финансовой системы;
первостепенность таргетирования инфляции перед вопросами стабильности - ключ к контролю над ожиданиям экономических агентов.
III. Снижающаяся инфляция:
■ обычно не выше 10% на момент введения IT;
■ иначе сложный выбор между быстрым подавлением инфляции или постановки высоких целей по инфляции [18, c. 126].
Таким образом применение инфляционного таргетирования в Республике Беларусь может оказать свое положительное влияние на стабилизацию экономики страны.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависит от поставки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Она будет эффективна лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.
Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а, осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.
Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.
Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.
С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:
- индексация доходов населения с учетом инфляции;
- индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.
Правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон) и ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Правовой основой индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты является п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий».
Закон регулирует общий порядок индексации доходов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Республики Беларусь доходы в денежных единицах Республики Беларусь в связи с инфляцией, вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги на территории Республики Беларусь [8, c. 4].
Во исполнение Закона Министерство труда Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь постановлением-приказом от 18 марта 1999 г. № 26/55 утвердили Инструкцию о порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (далее — Инструкция), которая предусматривает:
- условия наступления и порядок проведения индексации;
- объекты, субъекты и источники индексации;
- особенности проведения индексации для некоторых категорий населения.
В соответствии с Инструкцией индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), пособий, стипендий, денежного довольствия. При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда (ставки, оклады), пособий, стипендий, денежного довольствия [2].
Следует отметить международные аспекты инфляции и безработицы, которые все активнее используют для осуществления стабилизационной политики в условиях открытой экономики.
Например, сдвиги совокупного спроса, обусловленные стимулирующей кредитно-денежной политикой, как правило, приводят к изменению обменного курса. Всякий раз, когда смещается кривая совокупного спроса, например, в связи с ростом номинальной заработной платы, обменный курс тоже повышается, изменяется и уровень занятости [10, c. 201].
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Для сдерживания инфляции национальным банком (Главными управлениями) должны быть разработаны и осуществлены меры, направленные на изъятие лишних денег из оборота, в составе которых могут быть:
1. Проведение жестких ограничительных кредитных мер, включающих:
- ограничение продажи централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам;
- увеличение нормы обязательных резервных требований в отношении коммерческих банков, осуществляющих кредитную политику, способствующую росту кредитной эмиссии.
2. Осуществление мер, способствующих сокращению налично-денежного оборота, а также проведение расчетов без участия банковских платежных средств, в частности:
- расширение чековой формы расчетов;
- внедрение вексельного обращения.
3. Проведение совместно с правительством республики и местными органами власти работы по:
- сокращению текущего бюджетного дефицита;
- оформлению государственного долга ценными бумагами и обеспечению их реализации юридическим и физическим лицам;
- разработке жесткого контроля за расходованием предприятиями средств фонда потребления.
Заключение
Инфляция - переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.
Существует несколько подходов к классификации видов инфляции: 1) по формам проявления: открытая, подавленная; 2) по степени прогнозирования: ожидаемая, неожидаемая; 3) по степени сбалансированности: сбалансированная, несбалансированная; 4) по темпам роста цен: умеренная, галопирующая, гиперинфляция.
Экономисты выделяют 3 вида инфляции: инфляция спроса; инфляция издержек; импортируемая инфляция.
Инфляция спроса – это такой вид инфляции, который вызывается увеличением совокупного спроса в экономике.
Рост издержек производства приводит к тому, что снижается прибыль и тот объем производства, который фирмы готовы продать при данном уровне цен.
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
Рост уровня цен и собственно инфляция связаны с несбалансированностью товарных и денежных потоков, и обесценивания денег можно избежать, если достигнуть баланса между денежной массой и суммой цен на все товары в стране.
Инфляция ведет к снижению сбережений, которые являются источником инвестиций. Отсутствие инвестиций приводит к прекращению развития производства и ставит под вопрос будущее нации.