Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа
Целью написания моей работы является рассмотрение такого актуального вопроса, как инфляция и инфляционные процессы.
При исчислении индекса оптовых цен рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых пен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
Два
названных индекса тесно
Для измерения общего
уровня цен чаще используется индекс иен
валового национального продукта — дефлятор
ВНП. Его корзина включает в себя все конечные
товары и услуги, произведенные в обществе.
То есть дефлятор ВНП более полно отражает
изменение цен в обществе, охватывает
не только отдельные группы товаров и
услуг.
Дефлятор
ВНП =
Где номинальный ВНП — расходы в нынешнем году по текущим ценам;
реальный ВНП — расходы в
нынешнем году по ценам
Темпы инфляции (в процентах) определяются таким образом: из индекса цен настоящего периода вычитается индекс цен прошлого периода и разница делится на индекс цен прошедшего (базового) периода. [21, 426]
3. ОСОБЕННОСТИ
ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Инфляция
в Республике Беларусь
Инфляционные проблемы во многом объясняются поиском простых решений. Инстинктивной реакцией правительства, для которого административные методы управления экономикой являются стандартной практикой, на рост цен явилось установление контроля над ними. Видимо, предполагалось одновременно стимулировать с помощью кредитной экспансии экономический рост и в то же время с помощью искусственного регулирования цен и уровня рентабельности не допустить инфляции, обеспечивать рост реальных доходов населения и накоплений у предприятий.
В
успешно развивающихся
Стоит признать, что в последнее время она несколько скорректирована, однако окончательно не преодолена.
Тезис "нельзя допустить падения уровня жизни" не привел к успеху, так как для его выполнения использовались механизмы, ведущие к инфляции, утрате оборотного капитала, сокращению накоплений и капиталовложений, о чем свидетельствуют наши реалии. Например, повышение уровня монетаризации, т.е. соотношения между денежной массой и ВВП (в целях решения проблемы неплатежей), виделось в увеличении номинальной денежной массы в обращении посредством расширения денежной эмиссии. В действительности же все наоборот. При увеличении номинальной денежной массы растет инфляция, которая и ведет к понижению коэффициента монетаризации и росту неплатежей.
"Расширение
производства за счет денежно-
Белорусскую экономическую модель, которая с помощью администрирования обеспечивает рост при снижении эффективности и конкурентоспособности, известный московский экономист Владимир May справедливо назвал "экзотической". Например, в 2001 г. был обеспечен рост ВВП на 14 %.
Приведем другие результаты чашей "экзотической" экономики. По данным на сентябрь текущего года, 42,5% промышленных предприятий страны полностью лишились собственных оборотных средств. Еще 29% обеспечены ими на минимальном уровне. 4310 предприятий, или 36,7% их общей численности оказались убыточными. Сумма убытков — 365 млрд. BYR. Рентабельность прибыльных предприятий упала до 9%. Коэффициент монетаризации уже менее 6%. Размер кредиторской задолженности, 45% которой является просроченной, составил 11 трлн. BYR при объеме ВВП за 9 месяцев 2002 г. 18,3 трлн. BYR (или 60% от ВВП). Показатель платежеспособности (как отношение денежных средств на счетах предприятий к просроченной кредиторской задолженности) упал до 12,5%. Просроченная задолженность по зарплате на 30 сентября достигла 113 млрд. BYR, или 19,2% фонда зарплаты. Доля производственных инвестиций в ВВП, являясь величиной, недостаточной даже для простого воспроизводства, из года в год сокращается: 1998г.—13,9%, 1999Г.-11,7%, 2000Г.-11,4%, 2001г.—10,6 %, 2002г. (янв. — авг.) — 9,2%. Общий уровень износа активной части основных фондов достиг 80%, а в ряде отраслей превысил 90%. . [18. c.297]
В стране действует норма, согласно которой отечественный производитель, имеющий 30% продаж на белорусском рынке, может быть объявлен монополистом, что означает регулирование рентабельности и цен. При этом зачастую не учитываются высокая степень открытости нашей малой экономики, ее высокая интеграция в экономику России, других стран СНГ. Вместо демонополизации искусственных монополий, разработки надежной объективной базы для установления цен и тарифов на услуги естественных монополий и всемерного поощрения конкуренции осуществлялось регулирование цен использования создают условия для раздувания затрат, коррупции. В безуспешной попытке противодействия этому практиковалось установление цен на уровне ниже затрат. Что, как и феномен перекрестного субсидирования в целях социальной защиты населения, оказалось губительным для промышленности и государственного бюджета. Имеют место различные внутренне противоречивые методики формирования цен, превалирование ведомственных интересов, принятие многочисленных и противоречивых нормативных актов.
Контроль над уровнем рентабельности весьма затруднен в силу того, что сам показатель номинальной прибыли в условиях высокой инфляции не является реальной величиной. Реальная прибыль — это прибыль за вычетом инфляции. В результате около двух третей предприятий страны сегодня оказались реально убыточными.
Решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении и связь между денежной и товарной массами. В обычном понимании к денежной массе относят все деньги, которые проходят через банковскую систему, включая инвалютные. Ее неоправданный рост, как и ухудшение структуры, неминуемо ведут к росту цен и падению валютного курса. Между тем в Беларуси банковская кредитная экспансия возведена в ранг достижений. Об этом Нацбанк рапортует в своих официальных отчетах, не акцентируя внимания на тот факт, что львиная доля прироста кредитных вложений представляет собой простое замещение утраченного предприятиями собственного капитала, инфляционные кредитные инъекции в неэффективные, официально или реально убыточные и неплатежеспособные предприятия. Номинальный рост рублевой денежной массы привел к снижению коэффициента монетаризации с 10—12% до 5-6%. (В низко инфляционных экономиках этот коэффициент колеблется в диапазоне 50—80%). Пропагандируется так называемая "рациональная кредитная экспансия в реальный сектор, а также на жилищное строительство, которая будто бы не увеличивает инфляцию. При этом кредиты на строительство жилья в условиях галопирующей инфляции предоставляются по льготной процентной ставке 5% годовых и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг застройщиков косвенно субсидируется за счет остального населения посредством инфляционного налога.
Для победы над инфляцией необходимо обеспечивать также должное регулирование небанковскими средствами платежа, к которым относится небанковская долларизация, бартер, дебиторско-кредиторская задолженность. В условиях обесценения национальной валюты происходит использование на внутреннем рынке иностранной валюты. Долларизация является симптомом проблемы, а не ее причиной. Она решается путем восстановления доверия к белорусскому рублю, монетарной и экономической политике.
Разрушение оборотного капитала вследствие инфляции и мер административного контроля повлекло за собой использование бартера в расчетах. Для его участников он может содержать ряд преимуществ – возможность продолжать производство, минимизировать инфляционное разрушение рентабельности, уклоняться от налогообложения. Однако результат бартерной торговли также инфляционен, как эмиссия соответствующего количества денег. С разрушением рентабельности и оборотного капитала тесно связан рост задолженности предприятий друг другу. По существу происходит вынужденное расширение небанковских кредитов. Рост задолженности имеет тот же инфляционный эффект, что и чрезмерное банковское кредитование. Способствует повышению общего уровня инфляции и задолженность по налогам и другим платежам государству.
Мировой
опыт свидетельствует о возможности в
короткие сроки обеспечить макроэкономическую
стабилизацию переходной экономики без
использования административных рычагов,
с помощью создания благоприятных условий
для бизнеса и проведения жесткой монетарной
и бюджетной политики. Однако "волшебной
пули", которой можно было бы уничтожить
инфляцию, не существует. Необходимо атаковать
ее по всем фронтам, подавить все ее источники,
не допустить самой возможности возрождения
инфляции в будущем. [20. c.227]
3.2 Антиинфляционная
политика
Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.
От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путем компенсации и индексации его доходов.
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Этот комплекс можно подразделить на две группы:
1) антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера;
2) антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
Антиинфляционную стратегию образуют принципы и механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.
Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий, в частности адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: 1) всемерным укреплением механизмов рыночной системы; 2) формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.
Второй компонент антиинфляционной стратегии — долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами — введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
Третьим
важнейшим компонентом
Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных стратегических мер.
Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различных блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.